«Конвенция о правах инвалидов» принятая Генеральной Ассамблеей Организацией объеденных Наций в Нью-Йорке 13.12.2006 году и ратифицированная Республикой Казахстан предусматривает, что государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. С этой целью государства-участники обязуются, принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав, признаваемых в настоящей Конвенции, принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изменения или отмены существующие законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными.
Для достижения целей принципов Конвенции в Республики Казахстан множество нормативных правовых актов приведены в соответствии с ними, в том числе и Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее-Кодекс).
Так, согласно требованиям Кодекса, лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения либо уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанными лицами в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являлись (статья 46).
Кроме того, административный арест не может применятся к лицам с инвалидностью первой и второй групп (статья 50). За нарушение законодательства Республики Казахстан о социальной защите лиц с инвалидностью предусмотрена ответственность по статье 83 Кодекса.
За нарушение работодателем законодательства Республики Казахстан о занятости населения, совершенное в виде невыполнения установленной квоты рабочих мест для лиц с инвалидностью предусмотрена административная ответственность по статье 98 Кодекса.
Одним из основных принципов Конвенции является — доступность.
Так в статье 9 в указанном документе определено, что для наделения лиц с инвалидностью возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения лицам с инвалидностью доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы разрабатывать минимальные стандарты и руководящие ориентиры, предусматривающие доступность объектов и услуг, открытых или предоставляемых для населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением.
Так, согласно части 4 статьи 597 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств лиц с инвалидностью, что влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей.
Стоянки транспортных средств лиц с инвалидностью, одна из проблемных вопросов. Лицо с ограниченными возможностями, в особенности с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые пользуются инвалидными колясками, испытывают трудности при передвижении, им тяжело добраться до определенных мест, тогда как другие участники дорожного движения пренебрегают требованиями Правил дорожного движения (далее-Правил).
Так согласно подпункта 3 пункта 1 Раздела 25 Правил, для организации движения людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и стоянки обслуживающих их транспортных средств, знак 5.15 устанавливается со знаком 7.17, тогда действие дорожного знака 5.15 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлены опознавательные знаки «Инвалид».
Вместе с тем, в основных положениях Правил указано, что опознавательный знак «Инвалид» устанавливается в виде квадрата желтого цвета со стороной сто пятьдесят миллиметров и изображением символа дорожного знака 7.17 черного цвета — спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых лицами с инвалидностью I и II групп или перевозящих таких лиц.
Анализ дел об административных правонарушениях по данной категории показал, что, к сожалению, гражданами не совсем правильно понимаются данные нормы, или же немерено игнорируется. К примеру, парковочные места для транспортных средств, отведенных для лиц с инвалидностью, используются всеми лицами, так или иначе относящих себя или близких родственников к таким лицам.
Тогда как, согласно Правилам, ими могут пользоваться только лица с инвалидностью с нарушениями опорно-двигательного аппарата относящиеся к I и II группам или перевозящих таких лиц, при этом в обязательном порядке на транспортном средстве должен быть опознавательный знак «Инвалид» спереди и сзади автомобиля. В противном случае, это является нарушением части 4 статьи 597 Кодекса, и влечет за собой административный штраф.
Лица, которые пренебрегают данными правилами, нарушают права лиц с ограниченными возможностями, ведь данные правила разработаны, не только что бы парковать машину, ну и для удобства лиц использующих дополнительны средства для передвижения, чтобы они беспрепятственно выходили с машины, чтобы было достаточно места для инвалидных колясок, и их маневра, кроме того данные парковочные места специально располагаются вблизи входных дверей зданий, для удобства лиц с ограниченными возможностями.
Обязательства, предусмотренные законодательными нормами и нормами морали, должны соблюдаться всеми гражданами, уважительное отношение к правам лиц ограниченными возможностями должно быть приоритетом для участников дорожного движения.
Судья специализированного
межрайонного суда по административным
правонарушениям города Актобе Г.И.Акмолдина