Судебная система является гарантией сохранения прав и свобод человека, обеспечения стабильности и развития в обществе.
В Республике Казахстан государственная власть едина, она разделена на законодательную, исполнительную и судебную ветви, и в конечном итоге они считаются важными механизмами, открывающими путь гражданам страны расти и развиваться, получать образование и работать в независимом государстве. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров РК. Основные принципы судебной системы страны реализуются в соответствии с Конституцией. На основании нашей Конституции правосудие в Республике Казахстан осуществляет только суд. За годы независимости в судебной системе страны были проведены фундаментальные реформы, позволившие сформировать общенациональную правовую систему, повысить профессиональный уровень судов в обеспечении деятельности судебной системы. В стране сформирована судебная система, защищающая права и свободы граждан и обеспечивающая верховенство закона.
Была принята Концепция государственной правовой политики, направленная на совершенствование судебной системы, и определены основные принципы укрепления независимости судей. В результате были созданы специализированные суды, которые позволили расширить формы и способы защиты прав граждан. В судебной истории независимого Казахстана важным событием стало внесение изменений и дополнений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Этот закон заложил основу трехступенчатой системы судопроизводства, которая была введена с 1 января 2010 года. Согласно ему, районные и приравненные к ним суды являются судами первой инстанции, областные и приравненные к ним суды – апелляционной инстанции, а Верховный Суд – судом кассационной инстанции. Фундаментальные реформы в судебной системе продолжились, и в 2018 году был создан специализированный следственный суд. А 1 июля 2021 года созданы специализированные административные суды. Вместе с этим был введен в действие Административный процедурнопроцессуальный кодекс РК. Законодательство регулирует административные процедуры государственных органов, отношения, связанные с осуществлением административных процедур, а также порядок ведения административного судопроизводства. В случае несогласия физического или юридического лица с решением, действиями или бездействием административных органов и возникновения публично-правового спора они могут обратиться в специализированные административные суды. То есть, споры, связанные с решениями или действиями административных органов, рассматриваются не в общих, а в специализированных административных судах. Особое внимание уделено приоритету интересов граждан при рассмотрении споров, переданных в производство специализированных административных судов. Об этом в своем Послании народу Казахстана напомнил Президент страны Касым-Жомарт Токаев: «Наши граждане часто остаются в ситуации неравенства, когда жалуются на решения и действия власти в публично-правовых спорах. Их возможности не могут сравниться с ресурсами государственного аппарата. Поэтому, чтобы избежать такого неравенства, необходимо ввести структуру административной юстиции как особого механизма разрешения споров». Основной целью административных судов является правовая защита граждан от незаконных действий административных органов. Сегодня административные суды созданы во многих развитых странах мира, в результате чего они поднялись на высокий уровень правовой культуры, и доказывают эффективность института административной юстиции. Развитие судебной системы – постоянное явление, ее совершенствование положительно влияет на развитие общества. Поэтому в последние годы в целях формирования гражданского общества, в Республике Казахстан предпринят ряд реформ по совершенствованию судебной системы. Одним из них является создание в стране Конституционного суда. Конституционный Суд Республики Казахстан обеспечивает верховенство Конституции на территории государства. При осуществлении своих полномочий руководствуется Конституцией самостоятельно, независимо от граждан, организаций, государственных органов и должностных лиц. Конституционный Суд на основании представлений граждан проверяет соответствие нормативных правовых актов Конституции Республики Казахстан, непосредственно затрагивающих их права и свободы, установленные Основным законом. С 1 сентября 2023 года в рамках проекта «Семейный суд» некоторые категории семейных споров, рассматриваемые городским судом, были переданы в суды по делам несовершеннолетних. В частности, расторжение брака между супругами, имеющими общих несовершеннолетних детей, раздел имущества (при наличии несовершеннолетних детей), об изменении размера алиментов, освобождение от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей, задолженность по алиментам, защита прав наследования несовершеннолетних, возвращение ребенка, незаконно ввезенного в Республику Казахстан или удержанного в ней, либо реализация прав доступа к такому ребенку на основании международного договора, ратифицированного РК, случаев, когда одной из сторон дела являются несовершеннолетние, в настоящее время рассматриваются специализированными судами по делам несовершеннолетних. Данные изменения реализованы в целях экономии времени сторон, не затягивания рассмотрения споров и защиты интересов несовершеннолетних. С этого года увеличилось количество дел, рассматриваемых присяжными заседателями. Если раньше присяжные рассматривали дела по 14 категориям, то с 1 января 2023 года их количество увеличилось до 32. Расширение юрисдикции присяжных способствует демократизации судебной системы и повышает доверие общества к суду. Это позволяет существенно реализовать основные принципы уголовного судопроизводства, а именно состязательность сторон, презумпцию невиновности и основные принципы правосудия. 12 сентября 2023 года Президент РК К.-Ж.Токаев на встрече с представителями отечественного бизнеса поручил создать самостоятельную кассационную инстанцию, которая позволит обеспечить качественную защиту прав граждан. По словам Президента, сегодня всего пять процентов уголовных и гражданских дел попадает в кассацию. Это мало и не соответствует потребностям граждан. Поэтому назрела необходимость проведения консультаций с юридическим и предпринимательским сообществом по вопросу создания самостоятельной кассационной инстанции. Согласно концепции, при создании самостоятельной кассационной инстанции Верховный Суд будет выступать надзорной инстанцией, решения которой должны стать основой для вынесения решений нижестоящими судами для формирования единой судебной практики. Руководством Верховного Суда планируется провести рабочие встречи по вопросу создания кассационных судов со всеми заинтересованными сторонами – депутатским корпусом, государственными органами, бизнесом, юридическим сообществом и международными организациями. На наш взгляд, вопрос создания самостоятельной кассационной инстанции является весьма актуальным. Это положительно повлияет на всестороннее и объективное рассмотрение споров, сохранение свобод граждан и защиту их прав. Каждому гражданину республики гарантируется судебная защита от любых неправомерных решений и действий государственных органов, организаций, должностных и иных лиц, ущемляющих или ограничивающих права, свободы и законные интересы, предусмотренные Конституцией и законами страны. В целях защиты прав и свобод граждан, судебная система максимально объективно, открыто и публично осуществляет правосудие. Поэтому есть большая надежда, что все положительные изменения в судебной системе продолжатся, и будут способствовать повышению эффективности защиты прав и свобод граждан.
Адилхади ШИГАМБАЕВ,
председатель Кызылординского
областного суда