В демократическом государстве довольно сложно представить гармоничное развитие социальных институтов без устоявшихся законодательных инициатив, регулирующих общественные отношения между физическими лицами и государственными органами. И ключевая роль здесь отводится фундаментальным принципам, ориентированным на всестороннюю защиту конституционных прав и свобод граждан, включая их законные интересы. Реализация всех этих направлений невозможна без укрепления доверия к судам через развитие справедливой и эффективной административной юстиции.
Справедливая судебная система Казахстана – основа гармоничного развития демократического и социального государства, где торжеству закона и права отведена особая роль, их устои незыблемы, а интересы граждан возведены в положение абсолютного приоритета общечеловеческих ценностей. Именно к такому положению стремится Казахстан в рейтинге самых конкурентоспособных государств мира, поскольку, чем выше уровень правовой защищенности населения, тем ниже риски социальной, политической и экономической дестабилизации в стране. По этому поводу очень точно сказал и наш Президент К.-Ж. Токаев, выступая на 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, выдвинув уникальный тезис Справедливого Казахстана: «В качестве Президента РК я привержен построению Справедливого Казахстана, в котором каждый гражданин имеет равные возможности, права и защиту… В моей стране должна торжествовать справедливость. Закон и порядок станут основой нашего общества», – отмечал Глава государства, подчеркивая значимость проводимых в стране конституционных и правовых реформ. Теперь о сути нового для нашей страны явления – института административной юстиции. Думаю, многие авторитетные правоведы и юристы Казахстана согласятся с теи, что предпосылки для должного развития института административной юстиции существовали всегда, однако пристальное внимание данному вопросу мы стали уделять совсем недавно. И этому способствовало множество причин. Связано это было, прежде всего, с тем, что законодательный механизм, который существовал все годы независимости, проходил длительный путь формирования, а действующее административное и гражданское законодательство не могло полноценно регулировать правовые пробелы между государственным аппаратом и физическими лицами. Как известно, в публичноправовых спорах краеугольным камнем всегда выступает защита публичных прав и интересов граждан, где последние нередко испытывают большое давление в силу абсолютности авторитета государственного аппарата, с учетом его огромных материальных и кадровых ресурсов. Поэтому уникальность административного судопроизводства заключается в возложении бремени доказывания, прежде всего, на государственный орган. Даная норма обеспечивает физических лиц (граждан) и юридических лиц дополнительными процессуальными гарантиями, и отводит суду наиболее активную роль. О значимости административной юстиции говорилось и в Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – осции существовали всегда, однако пристальное внимание данному вопросу мы стали уделять совсем недавно. И этому способствовало множество причин. Связано это было, прежде всего, с тем, что законодательный механизм, который существовал все годы независимости, проходил длительный путь формирования, а действующее административное и гражданское законодательство не могло полноценно регулировать правовые пробелы между государственным аппаратом и физическими лицами. Как известно, в публичноправовых спорах краеугольным камнем всегда выступает защита публичных прав и интересов граждан, где последние нередко испытывают большое давление в силу абсолютности авторитета государственного аппарата, с учетом его огромных материальных и кадровых ресурсов. Поэтому уникальность административного судопроизводства заключается в возложении бремени доказывания, прежде всего, на государственный орган. Даная норма обеспечивает физических лиц (граждан) и юридических лиц дополнительными процессуальными гарантиями, и отводит суду наиболее активную роль. О значимости административной юстиции говорилось и в Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана»: «В публично-правовых спорах при обжаловании решений и действий органов власти граждане зачастую находятся в неравных условиях. Их возможности несоизмеримы с ресурсами госаппарата. Поэтому необходимо внедрение административной юстиции, как особого механизма разрешения споров, нивелирующих эту разницу. Впредь при разрешении споров суд будет вправе инициировать сбор дополнительных доказательств, ответственность за сбор которых, ляжет на государственный орган, а не на граждан или бизнес. Все противоречия и неясности законодательства должны трактоваться в пользу граждан», – отмечал Глава государства. Административная юстиция, основанная на казахстанском опыте, насчитывает в своем пуле двенадцать ключевых принципов, и все они имеют приоритетное значение в сфере защиты интересов и прав граждан. Сюда включены принцип законности, принцип справедливости, защита прав, свобод и законных интересов, соразмерность, пределы осуществления административного усмотрения, принцип приоритета прав, охрана права на доверие, запрет злоупотребления формальными требованиями, презумпция достоверности, активная роль суда, разумный срок административного судопроизводства и обязательность судебных актов. С введением в действие Административного процедурнопроцессуального Кодекса РК 1 июля 2021 года, полная реализация публичных прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, достижение баланса частных и общественных интересов в публичноправовых отношениях, обеспечение эффективного и прозрачного государственного управления, в том числе посредством участия лиц в принятии управленческих решений, цифровая трансформация государственного управления, а также укрепление законности в публичноправовой сфере явились не просто в форме громких лозунгов, они стали активно реализовываться на практике, где судьи в силу своего профессионализма и опыта стараются выносить справедливые и беспристрастные решения, защищая и восстанавливая нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц. Таким образом, доверие к судам укрепляется не только с помощью восстановления справедливости в судебных тяжбах, но и благодаря эффективной реализации законодательных норм действующей Конституции, а также неукоснительному соблюдению норм административной юстиции, призванной обеспечить баланс сил между государством и обществом.
Гулим МУКАНОВА, судья СМАС г. Алматы