12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

КТО ЗАЩИЩАЕТ МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В КАЗАХСТАНЕ?

Сфера государственных закупок в Казахстане давно стала ассоциироваться с громкими скандалами, коррупцией и мошенничеством. Несмотря на принимаемые государством меры по созданию равных условий конкуренции среди поставщиков, добросовестные предприниматели продолжают сталкиваться с проблемами, которые мешают развиваться честному бизнесу.

О том, что вредит развитию честного предпринимательства и почему система государственных закупок нашей страны нуждается в тотальной перезагрузке, рассказала эксперт и руководитель компании «Атамекен» Маншук ЫКЫЛАСОВА.

– Маншук Алтынбекқызы, вы – одна из немногих предпринимателей, кто запустил свое дело со сферы государственных закупок. Расскажите, с чего начинался Ваш путь и почему Вы решили заняться бизнесом?

– Ранее я работала в акимате (ВКО – Восточно-Казахстанская область, отдел государственных закупок – прим. Б. Т). Поскольку служба в государственных структурах априори предполагает постоянно меняющиеся стратегии или инструкции, которым нужно неустанно следовать, дедлайны, указы руководства, контроль, отсутствие свободы творчества и исключительную самоотдачу, я поняла, что долго работать в этом ритме просто невозможно. На государственной службе я получила бесценный опыт и знания, а также понимала, что нужно идти дальше, развиваться и расти.Полученным навыкам было необходимо найти правильное применение, поэтому, изучив саму систему госзакупок, решила заняться бизнесом. Это услуги и работы по текущему ремонту госучреждений (внутренняя и наружная побелка, покраска, ремонт кровли, замена полов, демонтаж и монтаж окон и дверей, установка пандусов для инвалидов, демонтаж и установка сантехники, ремонт лестничных проемов и потолков, установка освещения и т. д.). Закупаем и используем строительные материалы высокого качества, а также сотрудничаем с отечественными товаропроизводителями. В самом начале были свои сложности, как говорится, «и голодно, и холодно», но мы смогли преодолеть постигшие нас трудности, адаптироваться, проанализировать допущенные ошибки и недочеты, затем наладить собственное дело.

– Как вы оцениваете систему государственных закупок в нашей стране. Насколько сложно выиграть тендер начинающим предпринимателям?

– На сегодняшний день с приходом цифровых платформ, отечественная система государственных закупок получила новый виток развития. Упрощение работы специалистов в данной сфере привело к удовлетворению спроса на товары, работы, услуги с участием государства, однако она все еще далека от совершенства. В системе государственных закупок я работаю с 2011 года и помню времена, когда для заключения элементарного договора приходилось пользоваться услугами обычной почты. Буквально еще восемь лет назад процесс государственных закупок занимал много времени и был неудобен как для заказчика, так и для поставщиков. Электронный документооборот значительно сократил сроки заключения соглашений, но это не усилило позиции самих участников тендеров.

– Не могли бы Вы разъяснить более подробно данный аспект?

– Проблема в том, что государственный закупщик в Казахстане все еще не считается самостоятельной профессией. Обучение специалистов в основном посвящено вопросам соблюдения требований законодательства и, на мой взгляд, подобное отношение к индустрии тендеров необходимо менять. Только в таком случае можно добиться развития стратегического аспекта закупок и появления специалистов надлежащей квалификации. Есть еще одна не менее значимая проблема – это отсутствие во многих госучреждениях таких штатов, как «госзакупщик». Работая со школами и детскими садами, мы практически всегда становимся свидетелями того, что функции профессионального госзакупщика вынуждена выполнять простой бухгалтер. О какой эффективности системы государственных тендеров может идти речь, если такой серьезной сферой занимается не квалифицированный специалист с опытом и знаниями, а обычный бухгалтер, который обязан знать еще закон, вносить техническую спецификацию товаров и услуг, вникать в договора, анализировать рыночные изменения и многое другое. Например, в технической спецификации заказчик устанавливает все необходимые характеристики товара или услуги. На основании соответствия этим условиям определяется победитель тендера. Недостаток квалификации сотрудников, формирующих этот документ, может запутать потенциальных поставщиков и привести к ошибкам с оцениванием заявок. Они просто будут считать, что не соответствуют необходимым требованиям и даже не примут участие в конкурсе.

– А как осуществляется анализ оценки рисков при подаче заявок на участие в тендерах? Что нужно учитывать предпринимателям, прежде чем подать заявку?

– Весь процесс государственных закупок сводится к пяти важным шагам, которые проходят заказчики и поставщики. Почти в каждом из них кроются нюансы, которые могут негативно повлиять на соглашение между поставщиком и заказчиком. Это годовой план, где определяют параметры, максимальную стоимость и способ каждой закупки. Подготовка технической спецификации. Подача документов через электронную платформу. Оценка и выбор поставщика, а также исполнение самого договора. Ежегодно в конце декабря формируется годовой план на товары и услуги, которые должны закупаться государственными организациями. Поэтому цены они закладывают заранее, порой, не учитывая уровень инфляции, а также валютные риски предпринимателей. Таким образом, уже в середине года мы можем заметить сильное расхождение в стоимости услуг или товаров. Разница между заложенной ценой и фактической стоимостью может и вовсе сорвать сделку. Особенно это заметно при резком росте цен. При этом, государственные органы, планируя бюджет на закупки, очень сильно ограничены имеющимся бюджетом и потому не могут проанализировать состояние рынка. Вы наверняка слышали о том, как представители отрасли в Казахстане жалуются на короткий срок приема ценовых предложений на платформе государственных закупок. Когда объявляется закупка малодоступных товаров, то выделенных на это пяти рабочих дней бывает недостаточно. Однако недостаток электронной платформы меркнет перед другой грубой лазейкой в оценке заявок поставщиков.

– Как цифровая платформа государственных закупок отсеивает недобросовестных участников тендеров?

– Как я отмечала ранее, в электронной платформе все еще имеются свои недоработки, и сама основа государственных закупок сильно устарела. Все это свидетельствует о том, что давно назрела необходимость тщательного и всестороннего пересмотра Закона «О государственных закупках». Например, сегодня платформа государственных закупок автоматически выбирает участника, предложившего минимальную цену на конкурсе. Это приводит к появлению недобросовестных поставщиков, выигравших тендер, но плохо осведомленных с технической спецификацией. В дальнейшем такие участники, понимая, что не могут уложиться в сроки или цену, просто уклоняются от исполнения обязательств. И такую практику нужно кардинально менять, я бы даже сказала, полностью искоренить. Об этом в своем Послании народу Казахстана говорил и Глава государства, подчеркивая, что Правительству предстоит упростить и сократить закупочный процесс, обеспечить принцип приоритета качества над ценой, то есть, поставить эффективный заслон от демпинга, а также осуществить полную автоматизацию процедур. Он подчеркнул, что за счет нового механизма рассмотрения жалоб и внедрения института общественного мониторинга стоит обеспечить транспарентность в данной сфере.

– В ст. 8 Предпринимательского кодекса значится, что недобросовестная конкуренция в Казахстане запрещена. Однако на практике, как мы поняли, нечистые на руку компании-однодневки в погоне за легкой наживой мешают развиваться честному бизнесу, сбивая цены и обесценивая ваш труд. Насколько сильно они вредят честному бизнесу?

– К большому сожалению, мне не раз на практике приходилось сталкиваться с недобросовестными участниками государственных закупок и с компаниями-однодневками, которые, не зная техническую спецификацию товаров услуг, работ и даже не читая договоры, пытались всеми правдами и неправдами выиграть тот или иной лот, сильно снижая свои цены, тем самым, искусственно создавая демпинг. Выиграв, они в процессе оказания услуг нередко уклонялись от исполнения своих обязательств или делали это с грубыми нарушениями. В итоге это приводило к снижению порога доверия для других участников тендерных закупок. В таком случае, государственные организации вынуждены обратиться в суд, чтобы доказать недобросовестность поставщиков. Поскольку из-за демпинга и сроков разбирательств, другие участники тендеров могут остаться без конкурса, а это приводит к снижению порога участия для других поставщиков. Сам процесс оценивания предложений в Казахстане также вызывает постоянную критику. Претендентам для участия в государственных закупках порой достаточно регистрации юридического лица или отсутствия проблем с налоговой. Электронная площадка может признать их подходящими даже для особо узких отраслевых предложений. Ранее в одном из своих интервью другому медиаресурсу я говорила, что к системе государственных закупок необходимо приобщить опыт оценивания заявок из зарубежной практики. К примеру, в особенностях размещения федерального заказа США выделяют привлечение специальных консультативных фирм, которые тщательно рассматривают предложения поставщиков. Каждый конкурсант должен пройти несколько этапов проверки, чтобы получить право на реализацию тендера. Все замечания отправляются участникам закупок, чтобы они могли пересмотреть свое предложение.

– Это было бы хорошо, но насколько этот формат актуален для нашей страны?

– Пересмотр этой системы становится более актуальным с приближением сроков рассмотрения нового закона о государственных закупках. По словам Президента К.-Ж. Токаева, государственные и квазигосударственные организации перейдут на общую платформу, a качество товаров и услуг должны стать важным критерием при выборе поставщика. И я полностью с ним солидарна в том, что Правительство должно пересмотреть и реформировать всю систему государственных закупок не только в частном предпринимательстве, но и в квазигосударственном секторе. Президент признал, что на протяжении многих лет коррупция и расточительство тормозили развитие отечественного бизнеса на всех этапах бюджетного процесса. Многие предприниматели устали от формализма, громоздкости и неповоротливости госзакупок, которая отпугивает до бросовестных поставщиков и производителей, имеющих репутацию, соответствующую технику, квалифицированных работников и своевременно уплачивающие налоги. Вместо борьбы с коррупционными проявлениями, мы становимся свидетелями бюрократизации процесса системы государственных закупок. На практике это приводит к топтанию на месте, отсутствию качества и добропорядочности. Думаю, ни для кого не секрет, что при участии в государственных закупках предпринимателям заранее дают понять, кто выиграет тот или иной тендер. Это тоже не осталось без внимания нашего Президента, который неоднократно подчеркивал, что компаниям, которые демпингуют цены – нельзя давать дорогу к государственным закупкам. Поскольку те выставляют свои условия «на копейку», а потом выясняется, что на самом деле все обстоит иначе. Отсюда становится понятно, почему в госзакупках редко участвуют серьезные компании международного уровня, в то время, когда Казахстану на фоне непростой внешнеполитической ситуации нужны серьезные компании с отличной международной репутацией.

– Несмотря на поручения Главы государства, проблема все еще не решена. Как ее решить оперативно?

– Многие отечественные бизнесмены и юристы едины во мнении о том, что в целях увеличения эффективности проведения государственных закупок, включая защиту самого государственного заказчика, давно назрела необходимость запуска единого реестра недобросовестных поставщиков и определить общие требования по включению недобросовестных поставщиков в этот реестр. Для всесторонней прозрачности нужно устанавливать общие критерии оценки заявок участников, соответствующие принципам действующего законодательства.

– Можно ли сегодня уверенно сказать, что бизнесмены защищены государством от недобросовестной конкуренции?

– Я бы сказала – нет. И правовая основа защиты прав предпринимателей в нашей стране не работает. Но мы надеемся, что в будущем государство примет во внимание наши проблемы и прислушается к нашим рекомендациям, поменяются законы, которые создадут условия для ведения честного и прозрачного бизнеса. При этом, нельзя игнорировать тот факт, что государство все-таки помогает гражданам развивать бизнес, нужно просто расписать свой план или пройти практику в профильных подразделениях Фонда поддержки предпринимателей. Кроме того, в стране действует Государственная программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025», где малому и среднему предпринимательству уделяется особая роль в диверсификации экономики нашей страны. Все это говорит о том, что у бизнеса в Казахстане определенно есть будущее и это относится не только к мегаполисам с устоявшейся бизнес средой и инфраструктурой. Например, в государственной программе «Дорожная карта бизнеса-2025» подчеркивается, что в селах, малых городах и моногородах субъекты предпринимательства должны задать новый импульс развития, работая в секторах, ориентированных на удовлетворение потребительского спроса населения. В связи с этим, необходимо принятие системных мер по поддержке частного предпринимательства, которые будут включать, но не ограничиваться улучшением доступа к финансированию, обеспечением необходимой инфраструктуры, содействием в повышении компетенции, получением консультационной поддержки и привлечением партнеров для совместной реализации предпринимательских инициатив. Если все эти цели будут реализованы на практике, то, безусловно, можно будет сказать уверенно, что бизнес в Казахстане защищен и охраняется законом. – Как быть тем гражданам, которые хотят построить карьеру на государственной службе? – Я бы сказала, что работать в государственных секторах не так уж и плохо на самом деле. Потому что там можно вырасти и стать эффективным управленцем, если ты дисциплинирован, имеешь выдержку и способен адаптироваться к быстроменяющимся внешнеполитическим тенденциям. Однако, если ты свободолюбивый человек, всегда используешь креативный метод в решении назревших проблем, любишь творческий подход, то найти себе должное применение в госсекторе будет достаточно сложно. Будучи социологом по первому образованию, могу уверенно подчеркнуть, что государственная служба – это система ролей, статусов, ценностей и связей, которая характеризуется сложной структурой с точки зрения социологического анализа. С одной стороны, это профессиональная деятельность, с другой – образ жизни и мышления. Например, многие молодые и талантливые специалисты не находят себе применения на госслужбе, в основном потому, что там необходимо строго следовать протокольной системе, где во главу угла ставятся показатели, рейтинги, выдержка сроков документов, этика, отсутствие эмоциональных проявлений и многое другое.

– Не могли бы Вы дать совет молодым бизнесменам. С чего нужно начинать свое дело и как научиться критически мыслить в трудных ситуациях?

– Мир бизнеса – это хищнический мир со своими правилами и установками. Никогда не угадаешь, где можно прогореть, потеряв все, что имеешь, а где наткнуться на золотой самородок. Примерно с подобными сомнениями я впервые решила самостоятельно участвовать в тендерах на государственных закупках. Конечно, нельзя сказать, что мои первые шаги в предпринимательстве были успешны и приносили хорошую прибыль. Те, кто начинал свой бизнес «с нуля», наверняка, меня поймут. Ведь никому не приносят деньги «на блюдечке с голубой каемочкой», их нужно зарабатывать кровью и потом. В первую очередь, очень важно иметь цель в жизни и жгучее желание. Конечно, мы не строим иллюзий относительно нулевого капитала при строительстве серьезных проектов, потому как все равно нужно иметь первоначальный капитал, бизнес-план и знания, чтобы уменьшить всевозможные риски неудач. Нужно тщательно все планировать и проанализировать. Критический анализ приходит не сразу, а с опытом. Очень важно помнить, что успешный предприниматель никогда не будет подвергаться панике в трудных ситуациях, будет мыслить спокойно и уравновешенно. Вместе с тем, крайне важно расширять свой кругозор и заниматься самообразованием – посещать круглые столы, семинары и консультироваться с более опытными коллегами. Например, подобную помощь сейчас оказывают в Фонде поддержки предпринимателей. Там также оказывают и финансовую помощь, но для этого, как я сказала выше, нужна оригинальная идея и большое стремление.

Беседовал Бахтияр ТОХТАХУНОВ

Как проходит модернизация досуговых центров в Алматы?

В Алматы постепенно развивается инфраструктура для молодежи города. Одним...

Алматыда жастарға арналған  демалыс орталықтар жаңғыртылуда

Алматы қаласындағы ең маңызды жастар жобаларының бірі – 100...

Түркістан облысында заңсыз тұрмыстық химия өндірісімен айналысқан жерасты цехы әшкереленді

2024 жылдың 18 желтоқсанында әділет органдарының қызметкерлері «Белизна» тауар...

Мемлекеттік қызметшілердің үздік жобалары мен бастамалары бойынша конкурс өтті

2024 жылдың 20 желтоқсан күні Мемлекеттік қызмет істері агенттігінің...

Жоспарлы тексеру аясында мемлекеттік қызметшінің құқығы қалпына келтірілді

Мемлекеттік қызметтің негізгі қағидаттарының бірі мемлекеттік қызметшілердің құқықтық және...