12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Законом РК от 14 декабря 2011 года был учрежден государственный праздник «День Первого Президента Республики Казахстан – 1 декабря». Но в сентябре 2022 года в Закон РК «О праздниках в Республики Казахстан» внесено изменение, данный праздник лишился статуса государственного и перестал быть выходным днем.

Институт президентства возник в РК в 90-х годах прошлого столетия в условиях либерализации и децентрализации, когда прежняя консервативная, во многом радикальная партийная система уходила в прошлое, а заменяющая ее обновленная система советов не была в силах справиться с новыми преобразованиями во всех сферах общества. В качестве ответа на этот вызов и был введен институт президентства. Считаю, что это во многом оправдано историей, была сделана ставка на авторитет политического лидера, вокруг которого возникла новая вертикаль управления и, соответственно, закономерно установление республики с президентской формой правления. Эта система позволила обеспечить и укрепить управленческие начала, территориальную целостность, стабильность и единство страны, во многом, предотвратить риски межнациональных и социальных конфликтов. На этой основе были проведены политические и экономические реформы, которые явились основой независимости казахстанской государственности. Переход в 2019 году верховной власти открыл новый неизвестный ранее этап функционирования казахстанской президентской формы правления – этап сотрудничества, одновременной деятельности полностью легального и легитимного Первого Президента РК Н. Назарбаева и полностью легального и легитимного Президента РК К.-Ж. Токаева. В настоящее время в Казахстане сложилась и, в целом, устоялась разветвленная многоуровневая система законодательных и иных актов, содержащих нормы, в своей совокупности составляющие конституционно-правовой институт президентства. Это и сама Конституция РК 1995 года, конституционные и обычные законы и постановления Парламента и его Палат, указы Президента РК, отдельные постановления Правительства. Вне иерархии нормативных правовых актов пребывает особая группа источников данного института – нормативные постановления Конституционного Совета РК (Конституционного Суда), в которых дается официальное толкование различных конституционных норм, регламентирующих статус Президента (отдельные избирательные цензы, сроки и количество президентских мандатов, некоторые полномочия, акты Главы государства и др.). Функции и полномочия Президент осуществляет в силу Конституции по праву: Глава государства ни с кем не делит принадлежащую ему по Конституции власть. При этом, Президент не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность. Ранее в п. 2 ст. 43 Конституции РК было закреплено, что «на период осуществления своих полномочий Президент приостанавливает свою деятельность в политической партии». Законом РК от 21 мая 2007 года данный пункт был исключен ввиду завершения становления в стране многопартийности и с учетом зарубежного опыта, позволяющего президентам возглавлять политические партии. А уже Законом от 8 июня 2022 года ст. 43 была дополнена п. 3 следующего содержания: «На период осуществления своих полномочий Президент Республики Казахстан не должен состоять в политической партии». Ранее одно и то же лицо не могло быть избрано Президентом более двух раз подряд. Теперь одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более одного раза. Указом Президента РК Касым-Жомарта Токаева от 14 июня 2022 года учрежден и приступил к работе Национальный курултай при Президенте РК вместо выполнившего свою миссию Национального совета общественного доверия при Президенте РК. В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РК от 14 июня 2022 года, Национальный курултай при Президенте есть консультативно-совещательный орган при Главе государства. Основной целью его деятельности является выработка идей и шагов по дальнейшему развитию общественной консолидации. Президентом в качестве рабочего органа Национального курултая определено Министерство информации и общественного развития РК. Учреждения и организации при Президенте РК, такие как Ассамблея народа Казахстана, Высший Судебный Совет РК из консультативносовещательных органов переведены в разряд особых учреждений (без образования юридического лица) при Президенте, то есть, не обладают властными полномочиями, и вместе с другими профильными подразделениями Администрации и консультативно-совещательными органами они выполняют важную миссию – научного, аналитического, информационного и иного обеспечения деятельности Президента РК. На современном этапе авторитет Президента Касым-Жомарта Токаева находится на высоком уровне. Он смог перезагрузить политическую систему и обеспечить общественный консенсус, не отвергая то позитивное, что было построено за 30-летие независимого Казахстана, и смог придать новый импульс политической системе, начать ее модернизацию, убрав из этой системы определенные негативные накопления, которые сложились на момент его прихода к власти.

Нажия КАЛИШЕВА, доцент кафедры теории и истории государства и права, конституционного и административного права юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби

Үш кассациялық сот жұмысын бастауға әзір

Қазақстандық сотта жаңашылдық аз емес. Жаңа реформалардың қолға алынуына...

Кәсіби мереке судьялар мен сот қызметкерлеріне деген құрметтің белгісі

Сот құрылымының, судьялар қызметінің қоғамдағы маңызы зор. Мемлекеттік биліктің...

Негізгі сыйақының төлену тәртібі

Уақытша және банкроттық басқарушы ұғымы республикамыздың Оңалту және банкроттық туралы заңымен белгіленген. Осы...

В области Абай проведена профилактическая работа с осужденными совершившие мошенничество

Сотрудники оперативного отдела ДУИС по области Абай совместно оперуполномоченным...

Ата Заңымызға — 30 жыл!

Биыл еліміздің Ата заңының қабылданғанына – 30 жыл. Қазақстан...