Всего год назад Аксана КАЛЕНОВА была назначена уполномоченным по правам ребенка Восточно Казахстанской области.
Сегодня Уполномоченный по правам ребенка ВКО, сениор-лектор кафедры «Юриспруденция» ВКУ имени С. Аманжолова, магистр права Аксана Каленова рассказала корреспонденту «Юридической газеты», что сделано в данной сфере за это время.
– Аксана Александровна, какие крупные вопросы удалось решить за год вашей деятельности в качестве Уполномоченного по правам ребенка Восточно-Казахстанской области?
– Я считаю, что ни один крупный вопрос невозможно решить усилиями одного человека. За это время решены многие вопросы, но решались они далеко не только мной. В решении проблемных вопросов, прежде всего, принимали участие общественники, активные родители, государственные органы. Так, мы неоднократно поднимали проблемы детей с особенными потребностями на разных площадках. Это и обеспечение детей, обучающихся в частных учреждениях, бесплатным питанием, и оказание стоматологической помощи, и обеспечение детей социальными услугами. Благодаря тому, что родители, общественники (в том числе, и я, как Уполномоченный по правам ребенка ВКО) открыто поднимали обозначенные проблемы, прокуратурой ВКО была проведена комплексная проверка соблюдения прав детей с особенными потребностями, органам государственной власти были внесены соответствующие указания, часть вопросов удалось решить. Был решен вопрос с оплатой проезда детей в общественном транспорте. При введении электронного билетирования в городе Усть-Каменогорске, с детей в возрасте от семи до 15 лет, при наличном расчете взималась полная оплата проезда, что категорически нарушает права детей на льготный проезд. Сейчас эта проблема решена.
В течение всего прошлого года на разных площадках поднимался вопрос необходимости организации бесплатного питания в начальных классах средних школ ВосточноКазахстанской области. В этом году местные исполнительные органы решили этот вопрос, и с этого учебного года во всех школах ВКО организовано бесплатное питание для учащихся начальных классов. Развиваются службы школьной медиации. На базе двух крупных вузов области – Восточно-Казахстанского университета имени С. Аманжолова и КазахстанскоАмериканского университета – организовано обучение педагогов и учащихся медиативным технологиям разрешения конфликтов. Кроме того, введена практика обучающих семинаров для учащихся школ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, которые я провожу лично, привлекая к проведению семинаров студентов высших учебных заведений образовательных программ группы «Право».
– С какими проблемами к вам чаще всего обращаются?
– Обращаются с разными проблемами. Но, все-таки, весомая часть обращений – это факты буллинга, преследования детей, как со стороны учащихся, так и со стороны учителей либо администрации школ. К сожалению, факты буллинга стараются не замечать, игнорируют, относятся к этому явлению, как к неизбежному в школьной жизни, с которым невозможно бороться. Но на самом деле бороться можно, только не через наказание, как мы привыкли, а через методы взаимного познания и принятия. Уверена, когда дети лучше узнают друг друга, когда сближаются, места для жестокости не остается. Поэтому для профилактики буллинга в школах классным руководителям следовало бы обратить внимание на такие методы, как тренинги на командообразование, необходимо также расширять практику внедрения школьной медиации, когда учащиеся научаются разрешению конфликтов путем ведения переговоров, учатся управлению конфликтом.
– Какие имеются системные проблемы в области защиты прав детей?
– Сейчас нас всех волнует проблема безопасности детей. Увеличилось количество уголовных правонарушений против детей, впрочем, также увеличилось количество уголовных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. И почему-то везде идет речь об ужесточении наказания. Но нигде никто не говорит о неотвратимости наказания. Многочисленные исследования в области криминологии прямо показывают, что ужесточение уголовного наказания незначительно влияет на профилактику преступлений. Более того, когда мы чрезмерно ужесточаем наказание за совершение преступлений против ребенка, мы подвергаем реальной опасности жизнь ребенка, потому что преступник, зная, что ему грозит за совершенное преступление, скажем, пожизненное лишение свободы, предпочтет лишить жизни жертву преступления. Лишая жизни ребенка, преступник практически ничем не рискует, потому если его поймают, то больше, чем пожизненное лишение свободы, он не получит, а вот убийство жертвы дает шанс остаться вовсе безнаказанным. Так, по половым преступлениям против несовершеннолетних, малолетних наказание уже ужесточено, но сегодня мы наблюдаем только рост таких преступлений. Следовательно, нужно задуматься над иными, возможно, более сложными мерами профилактики правонарушений против несовершеннолетних. Например, необходимо работать над совершенствованием методов выявления и доказывания преступления с тем, чтобы обеспечить неотвратимость наказания. Нужно работать над повышением культуры и образованности нашего общества, потому как рост, в частности, половых преступлений против детей, говорит о деградации общества, о том, что животные инстинкты превалируют над человеческими качествами. И еще одна проблема, которая имеется в области защиты прав детей, проблема, которая тормозит процессы защиты прав детей – это слабое межведомственное взаимодействие. Эту проблему нужно решать, ведь система защиты прав детей могла бы быть в разы эффективнее.
– Вы принимаете участие в работе коллегий Министерства просвещения РК. Поднимаются ли в ходе заседаний проблемные вопросы образования детей? Если, да, то какие?
– На коллегии, разумеется, поднимаются проблемные вопросы, ставятся задачи. Одна из насущных проблем в целом по Казахстану – это проблема переполненности школ, наличие трехсменных школ. Министерство просвещения имеет планы по решению этих проблем путем строительства новых школ. Поднимаются проблемы качества образования, предлагаются решения. Однако, на мой субъективный взгляд, при решении вопросов о реформировании образования следует, в первую очередь, учитывать мнение практикующих, работающих в школе педагогов, ориентироваться не столько на зарубежный опыт, сколько на потребности нашей казахстанской школы, наших детей и родителей. Ну, и чрезмерное реформирование ни к чему хорошему не приводит, в образовании ни в коем случае нельзя работать по принципу «реформа ради реформы».
– В области было несколько резонансных фактов, в выяснении которых вы принимали активное участие (например, избиение девочки сверстницами в ТД «АДК», предполагаемое насилие в отношении ребенка со стороны полицейских, о предполагаемом насилии сексуального характера в Центре адаптации несовершеннолетних и др.) Расскажите, пожалуйста, о них, что удалось выяснить, чем закончились эти дела?
– По случаю в АДК – в отношении виновных лиц Специализированным судом по делам несовершеннолетних ВКО вынесен обвинительный приговор с назначением уголовного наказания. Двое из виновных девочек были приговорены к трем годам лишения свободы. Еще одна виновная девочка была приговорена к одному году лишения свободы. По поводу предполагаемого насилия в отношении ребенка со стороны полицейских – случай неоднозначный. Дело в том, что, когда ребенка изымают из семьи, где ему грозит опасность, вполне могут возникнуть ситуации, когда несовершеннолетний предпринимает попытку бегства. В Казахстане на этот случай отсутствуют нормативные предписания, как следует поступать сотрудникам внутренних дел, но дать сбежать ребенку в такой ситуации сотрудник правоохранительных органов тоже не может. В данной ситуации, насколько мне известно, сотрудник применил физическую силу для удержания ребенка от попытки бегства. НО факт остается фактом, это тоже насилие. Сотрудник привлечен к дисциплинарной ответственности. По поводу предполагаемых сексуальных домогательств со стороны сотрудника ЦАН г. Усть-Каменогорска в отношении воспитанницы, на сегодняшний день, насколько мне известно, девочка отказалась от своих показаний. Я с ней встречалась, разговаривала, поскольку нужно было исключить возможный факт давления со стороны кого бы то ни было с целью добиться от нее отказа от предыдущих показаний. Однако девочка в разговоре со мной настаивала на том, что оговорила воспитателя и решила отказать ся от своих показаний, осознав, что ему грозит крайне тяжелое наказание. Насколько я понимаю, в данном уголовном деле иных доказательств, кроме показаний самой девочки и еще одной воспитанницы не было. Именно вследствие возможности возникновения ситуации, когда ребенок доверился, обратился за помощью в органы полиции, но не получил ее вследствие отсутствия доказательств вины обидчика, а также в целях недопустимости привлечения к уголовной ответственности невиновных лиц, следует совершенствовать средства и методы доказывания подобного рода преступлений.
Подготовила Ольга СИЗОВА, собкор ВКО