Как определено Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее — АППК), задачей административного судопроизводства является справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение административных дел с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц в публично-правовых отношениях.
В целях реализации этих задач в административном процессе суд активно и по своей инициативе собирает доказательства путем истребования всех необходимых для правильного разрешения дела сведений и документов, чем и административное судопроизводство наиболее значительно отличается от гражданского судопроизводства.
Не секрет, требования, запросы суда не всегда исполняются в установленный им срок, что приводит к затягиванию судебного процесса и разрешения дела.
При таких обстоятельствах, АППК предусматривает применение судом меры процессуального принуждения — денежное взыскание.
А именно, в случае неисполнения требования, запроса суда, несвоевременное представление отзыва, не выполнения процессуальных обязанностей, в том числе в случаях представления доказательств, исполнения поручений с нарушением установленного судом срока без уважительных причин, а также совершения иных действий (бездействия), явно свидетельствующих о неуважении к суду и (или) судье, судом применяется денежное взыскание (ст.127 АППК).
Как правило, денежное взыскание налагается на физическое, должностное лицо, юридическое лицо либо его представителя в размере от десяти до ста месячных расчетных показателей.
Вопрос о наложении денежного взыскания рассматривается в судебном заседании с обязательным извещением лица, в отношении которого применяется мера принуждения.
О наложении денежного взыскания суд выносит определение, копия которого вручается лицу, на которое налагается денежное взыскание.
Уплата денежного взыскания осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня вручения определения и оно взыскивается в доход республиканского бюджета.
Отличительной чертой административного судопроизводства является судебный контроль за исполнением решения.
В силу статьи 171 АППК решение суда после вступления его в законную силу в течение трех рабочих дней направляется судом для исполнения к ответчику. Ответчик обязан исполнить решение суда по административному делу в месячный срок со дня вступления его в законную силу, о чем он должен известить суд.
В случае, если решение суда не исполнено добровольно в установленный в нем срок, суд налагает на должностное лицо административного органа денежное взыскание в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
При неисполнении судебного акта или требования суда, указанных в частях третьей и четвертой настоящей статьи, суд вправе наложить на лицо повторное денежное взыскание в размере, увеличенном на десять месячных расчетных показателей.
За 11 месяцев текущего года судьями СМАС города Шымкент вынесено 35 определений о наложении денежного взыскания, из них: за неисполнение решения суда — 6. По результатам обжалования три определения отменены судом апелляционной инстанции.
Судебная практика показала, что денежное взыскание – это эффективная мера, реальный механизм воздействия. Оно дисциплинирует участников процесса, обеспечивает своевременное исполнение требований, решений суда.
Тем самым, является целесообразным и необходимым инструментом в становлении и развитии административной юстиции.
Судья СМАС города Шымкента Умбетова Т.


