12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

ВАЖНО НЕ УПУСТИТЬ МОМЕНТ

Обеспечение защиты прав детей и их безопасности сегодня становится важной задачей общества и государственных институтов. Но какие бы усилия ни принимались, с негативными фактами в отношении несовершеннолетних мы сталкиваемся все чаще.

На минувшей неделе в социальных сетях появился видеоролик, в котором был запечатлен случай, произошедший в одном из детских дошкольных учреждений г. Алматы, где акту агрессии, избиения и унижения был подвергнут малолетний ребенок. Как выяснилось, этот вопиющий случай стал возможным из-за отсутствия в то время в группе детского сада воспитателя. Несколько детей стали намеренно и методично жестоко избивать ребенка, который впоследствии был доставлен в больницу. По данному факту в отношении родителей детей, участвовавших в избиении, возбуждено уголовное дело. На правовом поле нашей страны понятие буллинг появилось не так давно и классифицировалось, как форма негативного поведения, включающая в себя систематические и намеренные действия унизительного характера, направленные на травлю, преследование или запугивание ребенка. В быту подобные преступления носят зачастую скрытый, латентный характер, поэтому их сложно предотвратить. Участниками сцен с жестоким обращением с детьми становятся неродные родители, отчимы и мачехи, имамы и тренеры. Подобные явления нередко встречаются и в школьной среде, где уроки жестокости преподают сами педагоги, не гнушаясь наносить тумаки своим подопечным. Такие вопиющие факты, когда подобные преступления совершают лица, которые, казалось бы, должны защищать права и интересы детей, вызывают резонанс в обществе.

И периодически повторяющиеся сцены насилия свидетельствуют о том, что к таким уже массовым явлениям мы оказались не готовы. Такое поведение влияет на ментальное здоровье детей, нарушает их психику. И уже они сами становятся инициаторами либо жертвами буллинга. Страшно, что, как в вышеуказанном случае, буллинг теперь пришел в самую казалось бы безобидную и чистую среду – детский садик. И каждый раз возникает вопрос: как бороться с детской жестокостью? Сегодня это волнует всех – от правоохранительных органов, институтов гражданского общества до родителей и просто неравнодушных людей. В чем же причины буллинга? Недостаток воспитания в семье и школе, влияние окружающей среды, социальных сетей, кинофильмов, насаждающих культ насилия, негативное и агрессивное поведение? Ясно одно: надо разбираться – и это поле деятельности, в первую очередь, для психологов, социологов, экспертов-правоведов и, наконец, законодателей. Какие законы надо принимать и усиливать, чтобы создать безопасную среду для детей? Но это, бесспорно, должен быть комплексный подход на нескольких уровнях с образовательными программами, продуманным воспитанием уважения, вмешательством в случае проявления агрессивного поведения, выявляя предпосылки и причины, будь то семейное неблагополучие, недостаточная организация досуга, невовлеченность подростков в спортивные секции, либо отсутствие должного контроля за детьми со стороны родителей. Решение данных проблем – это и задача местных исполнительных органов, социальных служб, которые брали бы несовершеннолетних и неблагополучные семьи на медико-социальный учет. Провозглашая защиту и сохранение семьи, ее ценностей в качестве главной государственной политики, необходимо внедрять новые формы, методы и технологии работы с семьями и детьми из «группы риска», всемерно вести профилактику семейного неблагополучия. Надо повернуть школы и общественные их организации лицом к этой проблеме, создавая безопасную и поддерживающую среду для детей, чтобы они могли чувствовать себя защищенными. В том числе реализовать образовательные программы, направленные на повышение осведомленности о буллинге, обучая учащихся, учителей и родителей о его последствиях и методах предотвращения. Серьезность проблемы требует мониторинга и оценки, чтобы внимательно отслеживать случаи буллинга, добиваясь эффективности принимаемых мер, регулярно оценивая и корректируя подходы в борьбе с этим явлением. В эмоциональной и практической поддержке жертв буллинга опятьтаки должна ощущаться роль школьных психологов, включая консультирование, организации поддержки со стороны сверстников и взрослых, и другие конкретные меры по предотвращению дальнейшего буллинга. Активизация работы школьных психологов позволит выявлять учащихся, склонных к насилию, оказывать им своевременно психологическую помощь. И наряду с мерами воздействия, целесообразно развивать в детях навыки социальной компетенции, обучая конструктивному взаимодействию, уважению друг к другу, помогая разрешать конфликты, используя школьную медиацию, с разбором ситуации и примирением. Ведь все в человеке закладывается именно в эти годы. И каждый факт нарушения прав ребенка требует незамедлительного вмешательства и неотвратимости наказания в соответствии с установленными законом правилами. Без строгого реагирования случаи буллинга будут повторяться. Дети могут понять, что это возможно и допустимо. Такая модель жесткого и агрессивного поведения в отношении сверстников может перейти и на период взросления. В ноябре прошлого года Министерство просвещения РК подготовило изменения в Правила профилактики травли (буллинга) ребенка, где прописаны порядок проведения профилактики травли (буллинга) ребенка, порядок приема информации о травле (буллинге) ребенка и действий по выявлению признаков травли (буллинга) ребенка и реагирования на них, а также меры по социальной реабилитации несовершеннолетнего, подвергшегося травле (буллингу), и социальной адаптации несовершеннолетнего, инициатора/зачинщика травли (буллинга). Так, в Правилах указывается, что «при поступлении информации о факте травли (буллинга) ребенка в организацию образования, информация в течение одного дня регистрируется ответственным лицом в журнале учета и доводится до сведения руководителя организации образования». Предусмотрены поправки в алгоритм рассмотрения таких случаев в организации образования, включая сбор первичной информации, медиативное рассмотрение с участием специалистов психологической службы, заседание совета профилактики в случае отсутствия медиативного решения. Эти правила, думается, должны касаться каждого случая неадекватного поведения детей. Взрослые должны проявлять настороженность при любом отклонении детей от существующих норм. Иначе это чревато серьезными последствиями. На наш взгляд, в борьбе с буллингом и его профилактикой, в первую очередь, необходимо сотрудничество с родительской общественностью. Вовлечение родителей либо законных представителей детей может помочь вовремя обнаружить случаи конфликта и буллинга, чтобы в ходе разрешения проблемы они вместе с педагогами были рядом с детьми. Именно в этот момент им нужна поддержка родных. Никто не может оставаться в стороне, оправдывая агрессию несовершеннолетних, уповая на их малолетний возраст и якобы детские шалости. Наша обязанность – принять все меры для обеспечения безопасного детства, помня о том, что дети относятся к самой незащищенной части общества. Поэтому в борьбе с буллингом нужны усилия всего общества. Ведь чужих детей не бывает. Только включение всех заинтересованных сторон, начиная со школы, родителей, гражданского сообщества до правоохранительных органов является на сегодня единственно возможным способом успешного преодоления этой проблемы. Создание комплексного подхода к ее решению повысит вероятность успешного преодоления подобных сложных вызовов и явлений в обществе.

Асия НУРИМБЕТОВА

Қақпа алдындағы кездесу

Абай облысындағы Қылмыстық атқару жүйесінің №21 мекемесінде «Қақпа алдындағы...

Сотталғандар арасында діни сауаттылықты арттыру

2024 жылы 14 қараша ҚАЖ Департаменті #3 мекемесіне Дінді...

Соңғы аялдама

Үйдің қос қабырғасына телміре қарап, қалың ойдың қамауынан шыға...

Сот ісін жүргізудегі қазақ тілінің қолданысы

Мінекей, қазақ тілінің мемлекеттік тіл мәртебесіне ие болғанына 30...

Қазақстан Республикасы Судьяларының ІХ съезі

Ағымдағы жылдың 4 қазанында Қазақстан Республикасы Судьяларының ІХ съезіне...