12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Сон разума рождает чудовищ

… До нового 2013 года оставались считанные часы. Абылай Кайсенов прибавил шаг. Хотелось быстрей попасть в атмосферу новогодней суеты. Он уже предвкушал аромат нарядно украшенной елки, окутанной мерцающей гирляндой, праздничное убранство стола, где суетятся супруга и дети.

Но ему подспудно стало тревожно. Оглядевшись по сторонам, заметил, что туманный вечер, окутавший город смутной пеленой, заставлял свет фонарей играть на стенах домов. В темных улочках в тени скрытых проходов пробирались шорохи и шепот, словно призраки, пробуждая в душе неведомый трепет… И когда до дома оставалось несколько шагов, зазвонил телефон. – Абылай Азимханович, срочно возвращайтесь… Убийство… – Кто, что??? – Кажется бытовое. Все, некогда, бригаду экспертов, следаков собираем… Абылай знал, что испортит жене и детям настроение. Ну еще бы, еще один Новый год без папы… Но спокойным голосом объяснил ситуацию, пообещав, что постарается недолго. Хотя и сам в этом не был особо уверен. По своему опыту он знал, что именно бытовые убийства требуют возни, много времени уходит на выяснение обстоятельств… В дежурке его встретил участковый… По ходу рассказал, что в квартире одного из микрорайонов Алматы произошло кровавое жестокое убийство. Пожилая женщина. На место выехала оперативная группа, работают эксперты. – Что удалось выяснить? – Женщина ни с кем особо не общалась. Так, соседи, дочка приходила, изредка – бывший муж. Кстати, полицию он и вызвал, обнаружив тело.

ВАЖНЫ ВСЕ УЛИКИ

Первые минуты и часы после преступления – самые важные. От четких действий всей оперативной группы зависит успех всего расследования. В поимке преступника решающими могут оказаться каждая незначительная с виду улика, каждая деталь. Поэтому он учит молодых сотрудников, чтобы каждый член оперативной группы был настроен на максимальную концентрацию, первым делом после обнаружения преступления обеспечив безопасность места происшествия. Это поможет сохранить улики и следы, которые могут быть полезными для расследования. Тщательный осмотр места преступления позволит зафиксировать все найденное, собрать информацию о свидетелях и потенциальных подозреваемых. Старшим в бригаде был майор С. Аралбаев. Абылай доверял ему, как себе. Серикбай был профессионалом, и мог правильно организовать работу оперативной группы, распределив обязанности и провести координацию действий. Вместе они раскрыли не одно преступление. Абылаю оставалось только вести контроль за ходом расследования, четко и систематически фиксируя все действия и полученную информацию. В таких ситуациях нужно оперативно взаимодействовать с экспертами и прокуратурой – только совместная работа всех структур поможет ускорить расследование и повысить шансы на успешное раскрытие преступления. Каждое преступление оставляет свои следы, и только профессиональный подход может помочь выявить их. Поэтому первые часы – это самое горячее для них время. Любая деталь может стать ключом к разгадке. Необходимо максимум внимания, действовать быстро и эффективно, чтобы не упустить ни одной нити.

В ЭТОМ УСПЕХ РАССЛЕДОВАНИЯ…

Привезли на допрос бывшего мужа. Пожилой человек находился в шоке. Выпив воды, он стал что-то бессвязно рассказывать. Путаясь в своих словах и часто запинаясь, он пытался говорить о прожитой жизни с женой. Но видя как следователь с терпением и пониманием слушает его, помогая ему рассказать о том, что могло быть полезным для расследования, мужчина стал говорить более внятно. Но показаний, которые помогли пролить свет на это страшное преступление, не прозвучало… Между тем на стол Абылая лег служебный бланк. Это была судебно-медицинская экспертиза, которая дала заключение, что смерть пожилой женщины наступила от острой кровопотери, развившейся в результате резаного ранения шеи с повреждением крупных сосудов и органов шеи, сопровождавшихся массивным наружным и внутренним кровотечением. Часы пробили ровно полночь. Позвонили дети: «Папа, с Новым годом!»… На орудиях убийства следов пальцев допрашиваемого обнаружено не было. Среди разных изъятых вещей прямо под трупом была найдена женская сережка с жемчугом… Допрос соседей на месте показал, что из квартиры доносились глухие крики, но старушка была сама неспокойной, поэтому к таким звукам они привыкли и тревогу не забили. Все были заняты предновогодними хлопотами, у всех была музыка, оживление. Стали строить разные версии. В целях ограбления? Но, как бывает в таких случаях, перевернутых вверх дном чемоданов и сундуков не было. Все аккуратно сложено. Пока выясняли адрес дочери убитой, снова привели на допрос бывшего мужа. Сев на краешек стула, он опустил голову и тихо сказал: «Не ищите никого. Это убила моя дочь…».

«ЧТО ЖЕ ТЫ НАДЕЛАЛА?!»

…Гульнур приходится ему родной дочерью от первого брака. С погибшей женой он развелся, но по просьбе дочери вновь сошелся, однако совместной жизни не получилось. Мать Гульнур была злой, нервной женщиной с неуравновешенным характером. Это и привело к окончательному разрыву отношений. В настоящее время у него другая семья, дети. Мужчина рассказал, что собирался встретить Новый год дома в семейном кругу. Но внезапно позвонила дочь. Голос был тревожный. – Папа, надо срочно встретиться… Гульнур проживала в 11-м микрорайоне вместе с пятилетней дочерью Гаухар. Через час она приехала к нему домой с дочкой. Его удивил внешний вид – дочь была в легком пальто и тонком платье, обута в сапоги на босу ногу. Гульнур сбивчиво сказала: пусть со мной делают что угодно, можете даже убить, но прошу не оставлять Гаухар. И рассказала, что убила мать, отрезав ей голову. Алме Акимовне были нанесены множественные хаотичные ножевые удары, которые оказались несовместимыми с жизнью. Гульнур при этом была абсолютно спокойна, и просила об одном: не оставлять ее дочь. Услышанное повергло отца в шок. Поехали к ней домой. Открыв дверь ванной комнаты, увидел ноги покойной. Спросил у нее: «Что же ты наделала?!». Отведя глаза, она ответила: не оставляйте мою дочь…

МЕРА БЕЗОПАСНОСТИ

С Гульнур уже работали следователи и эксперты. Кстати, у нее и нашли оставшуюся сережку с жемчугом. Согласно экспертному заключению по своему психическому состоянию Гульнур Туленова не смогла участвовать в судебно-следственном процессе. Несмотря на тяжелое убийство, признание виновной в совершении преступления, в отношении обвиняемой Г. Туленовой, 1977 г. р., была избрана мера безопасности в виде содержания в специальном медицинском учреждении, оказывающем медицинскую психиатрическую помощь. СОСТОЯЛСЯ СУД В суде отец рассказал историю своей дочери. В ее поведении бывали странности. Вначале они не обратили на это внимание, девочка хорошо училась, поступила в высшее учебное заведение. На втором курсе с ней что-то случилось. Перестала посещать занятия, днем постоянно спала, а в ночное время бродила. Закончила вуз с большим трудом, при поддержке отца. Поработала в нескольких организациях, нигде долго не задерживалась, не уживалась в коллективе, скандалила. В 2008 году родила дочь Гаухар. Отец ребенка не известен. Располагая материальными возможностями, отец приобретал для Гульнур несколько квартир. Однако каждый раз жилье ею почему-то продавалось, и жилищное положение снова становилось затруднительным. Наблюдая странности в поведении дочери, он не раз обращался к психиатрам, которые поставили ей диагноз «шизофрения», рекомендовав курс лечения. Однако его бывшая жена неадекватно отреагировала на это, после чего он и не стал настаивать на лечении дочери. Был случай, когда он доставил внучку Гаухар с сильными ожогами в детскую больницу. Пока беседовал с врачом, Гульнур устроила скандал с медсестрой, оскорбляла ее, обвинив медработников в желании заразить ее и дочь венерическими болезнями. В моменты общения дочь могла неожиданно говорить, что за ней следят сотрудники КНБ, предупреждая папу быть осторожным, иначе его могут арестовать. Отец Гульнур попросил суд оставить внучку ему на воспитание. Девочка замкнутая – возможно, время, проведенное в обществе матери и бабушки, для ребенка не прошло бесследно. С мнением государственного обвинителя о направлении дочери Гульнур на принудительное лечение он согласился. Картину неблагополучия в семье дополнили свидетели С. Мирон, Д. Муканова. Погибшая Алма Акимовна была раздражительной, постоянно чем-то недовольной. Выросшая в таких условиях, Гульнур тоже была со странностями, могла не здороваться, в разговор не вступала. Семья вела замкнутый образ жизни, взаимоотношения между матерью и дочерью были очень напряженными.

ГОЛОВА – В КАСТРЮЛЕ НА ПЛИТЕ…

Виновность дочери в совершении преступления подтвердили акты судебномедицинской экспертизы трупа, судебнокриминалистической экспертизы вещественных доказательств. В деле хранится протокол осмотра места происшествия с приложением фототаблицы. Эти свидетельства о деталях страшной трагедии, как картинки из фильма ужасов: обезглавленный труп потерпевшей в ванне. На плите в кухне – кастрюля с водой, в которой голова женщины… В ходе осмотра с места происшествия следователи изъяли электрическую болгарку – перфоратор с шлифовочным диском; фрагмент сковороды; металлический топорик; кухонный нож; ножовку по металлу; рукоятку от сковороды марки «Тефал». Все они были орудиями убийства. Так, следователи воссоздали всю картину. Выяснилось, что с помощью кухонного ножа и углошлифовальной машины («болгарки») Гульнур отчленила голову от трупа. Ставшее бездыханным тело матери перетащила в ванную комнату. На женщине были обнаружены следы жестокого избиения в области головы, ссадины и кровоподтеки грудной клетки, конечностей. Следы попыток отчленения головы от тела, при котором мягкие ткани надсекались несколькими циркулярными разрезами, кости распиливались углошлифовальной машиной, снабженной абразивным обрезным диском. Имелась обширная резаная рана живота, причиненная неоднократными воздействиями режущего предмета. Стационарная комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза поставила Гульнур диагноз: хроническое психическое заболевание в форме параноидной шизофрении. В период инкриминируемого деяния она страдала психическим расстройством и не могла осознать фактический характер и общественную опасность своих действий. Комиссия рекомендовала считать ее невменяемой, представляющей социальную опасность для себя и окружающих. По сути, экспертиза и признала необходимым принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. Степень имеющихся расстройств психической деятельности выражена столь значительно, что больная не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими как в период инкриминируемого ей деяния, так и в настоящее время. Это беспрецедентное уголовное дело было рассмотрено Специализированным межрайонным судом по уголовным делам г. Алматы. Гульнур Туленовой предъявлено обвинение в убийстве, при совершении которого проявлена особая жестокость, с причинением потерпевшей особых физических и нравственных мучений и страданий, пыток, истязаний и глумления. Однако на основании ст. 16 УПК РК суд признал, что лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, уголовной ответственности не подлежит. Уголовное дело в отношении Гульнур Туленовой было прекращено с освобождением ее от уголовной ответственности с применением на основании ст. 88, 90 УК РК принудительных мер медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. Несовершеннолетнюю дочь Гаухар, оставшуюся без присмотра родителя, решено оставить дедушке.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Преступление раскрыто. Следователь нашел ключевые улики, разгадав загадку преступления, добросовестно отработав каждую деталь дела. Установив виновного в преступлении, удалось, даже если не привлечь его к ответственности, но главное – изолировать от общества. В службе А. Кайсенова это был лишь один из многих случаев, в которых ему пришлось сталкиваться с темной стороной человеческой природы. Абылай знает, что его работа никогда не заканчивается, ведь преступления всегда совершались и будут совершаться, и всегда нужен кто-то, кто будет бороться с ними. Он и его коллеги понимают, что их усилия помогают сделать этот мир немного безопаснее.

Абат КАСЫМОВ Основано на реальных событиях

ШҰҒЫНЫҚ

Мүлгіген мола жаққа қарды омбылай басып бара жатқа бесеуге...

Соңғы айғақ (Түнгі із)

Бүгін қалада қарашаның қара суығы жоқ. Түнімен өңменнен өткен...

Соңғы аялдама

Үйдің қос қабырғасына телміре қарап, қалың ойдың қамауынан шыға...

ДӘРІГЕРЛЕРДІҢ ІСІ

Айжанның өлімінен кейін Саяның өмірі тоқтап қалғандай. Сұрықсыз күндер,...

ПАХАННЫҢ АЖАЛЫ

1 Еңбек демалысы бітіп, кабинетке енгені сол көп дүниені басынан...