Общественные работы как вид наказания заключаются в выполнении в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется местными исполнительными органами. К таким работам, как правило, относятся уборка бытовых отходов, очистка территорий от снега, мусора, наледи, обрезка, побелка деревьев и другое.
Актуальность данного вопроса очевидна. Государство тратит значительные бюджетные средства на содержание армии работников, которые убирают и чистят улицы, скверы, выполняют тяжелые работы при строительстве социальных объектов и т.д.
В то же время правонарушители, нарушая установленные правила поведения, совершая хулиганства и другие преступления, привлекаются к таким видам наказания, которые не в полной мере способствуют их исправлению ввиду чрезмерной мягкости или строгости.
Общественные работы являются тем правовым институтом, который позволяет соединить главную цель любого наказания — исправление нарушителя общественно полезным трудом, приносящим пользу обществу и способствующим экономии бюджетных средств.
Действенным механизмом и превентивной составляющей в данном виде наказания является угроза изменения назначенного наказания на более строгое, вплоть до лишения осужденного свободы. Так, согласно ч. 2 ст. 42 Уголовного кодекса РК, в случае злостного уклонения от общественных работ они заменяются ограничением или лишением свободы.
Так, в отделе службы пробации Есильского района ДУИС по СКО состоят 3 осужденных к наказанию в виде привлечения к общественным работам, которые выполняют общественно полезные работы по благоустройству села Явленка. Специалистами акимата на осужденных выполняющих общественные работы по приговору суда ведется табель учета рабочего времени, где отражаются фактически отработанные часы. Служба пробации в свою очередь контролирует исполнение наказания осужденными, для недопущения нарушения условий отбывания наказания в виде общественных работ. По окончании срока (часов) назначенного наказания осужденные будут сняты с учета службы пробации.