12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Эффективное взыскание алиментов

Проблема неуплаты алиментов в Казахстане давно перестала быть просто юридической. Она превратилась в глубокую рану в социальной ткани, затрагивающую жизни тысяч детей, отрицательно влияющую на их будущее и подрывающую самые основы семейных ценностей.

На начало 2024 года в Казахстане насчитывалось более 290 тысяч должников по алиментам, из которых 96 процентов – мужчины. Однако эти цифры не отражают полной картины. Важно понимать, что многие случаи неуплаты алиментов остаются незарегистрированными, так как женщины просто не обращаются в суд из-за страха, отсутствия финансовых возможностей или незнания своих прав. Депутат Сената Парламента РК Жанна Асанова обратилась с депутатским запросом к заместителю премьер-министра Тамаре Дуйсеновой, предлагая пересмотреть размер алиментов в Казахстане. – Поводом для депутатского запроса послужила актуальная проблема, связанная с размерами алиментных обязательств родителей по содержанию детей, установленных действующим законодательством, – подчеркнула сенатор. По мнению Асановой, действующий размер алиментов, установленный ст. 139 Кодекса «О браке (супружестве) и семье», не соответствует реальным экономическим условиям и потребностям детей. – Согласно действующему законодательству размер алиментов на одного ребенка составляет одну четвертую долю от заработка (и) или иного дохода родителей. Однако эта сумма не покрывает даже базовые потребности ребенка и практически в два раза меньше прожиточного минимума, – отметила депутат. Говоря о проблеме заниженных алиментов, Жанна Асанова обратила внимание на практику, когда плательщики алиментов занижают свой доход, указывая минимальную заработную плату, что приводит к минимальным выплатам. – В 2024 году минимальная заработная плата составляет 85 тысяч тенге. В таком случае алименты на одного ребенка составляют всего 22 тысячи тенге.

Эта сумма не покрывает даже базовые потребности ребенка и практически в два раза меньше прожиточного минимума, установленного на уровне 43 тысяч тенге. По данным независимых экспертов, для обеспечения достойного уровня жизни ребенку необходимо не менее 130 тысяч тенге в месяц, – обеспокоена сенатор. Жанна Асанова также подчеркнула, что наличие нескольких детей у родителя не приводит к адекватному увеличению алиментов, поскольку действующее законодательство ограничивает удержания с дохода на трех и более детей половиной заработка. Такой подход, по ее словам, не всегда позволяет обеспечить каждому ребенку достойное содержание.

– Каждый ребенок в нашей стране имеет право на достойный уровень жизни, включающий не только питание и одежду, но и доступ к образованию, медицинским услугам и другим социальным благам. Но действующая система алиментов, основанная на нормах советского законодательства, не учитывает возрастные особенности ребенка и меняющиеся экономические условия. Это приводит к тому, что дети оказываются в уязвимом положении и лишаются необходимых ресурсов для полноценного развития, – заявила Жанна Асанова. Депутат привела пример Германии, где при установлении алиментов применяется дифференцированный подход, учитывающий возраст ребенка и доход родителей.

– Для примера, в Германии при установлении алиментов применяют дифференцированный подход, где размер выплат зависит как от возраста ребенка, так и от дохода родителей. Существует также минимальная сумма алиментов независимо от доходов плательщика (до пяти лет – 480 евро, от шести до 11 лет – 551 евро, от 12 до 17 лет – 645 евро, от 18 лет – 689 евро), – добавила она. Тем временем, в Казахстане, напомнила депутат, напротив, минимальный размер алиментов законодательно не установлен, поскольку он рассчитывается в долевом соотношении вне зависимости от размера дохода плательщика алиментов, что приводит к ситуации, когда плательщики скрывают свои реальные доходы для уменьшения выплат. – Несмотря на право сторон обращаться в суд с иском об изменении размера алиментов или установлении их в фиксированной сумме, доказать реальный доход должника зачастую сложно. Этому способствуют особенности трудовых отношений между работодателем и работником, а также занижение доходов самозанятыми плательщиками. Как следствие, взыскатели не получают достаточных средств для полноценного обеспечения ребенка, – напомнила о проблемах Жанна Асанова. Для решения проблемы, с учетом постоянного роста цен и изменяющихся экономических условий, она предложила несколько шагов пересмотра порядка и размера алиментов. По мнению депутата, необходимо пересмотреть нормы брачно-семейного законодательства, установить более справедливые, гибкие размеры алиментов, учитывающие семейные обстоятельства, количество детей и их реальные потребности. Наряду с этим она предложила провести анализ зарубежного опыта по установлению размера алиментов на содержание несовершеннолетних детей. Отдельное внимание она акцентировала на важности проведения анализа потребностей детей в зависимости от возраста и социальных факторов с учетом современных реалий. Предлагается также ввести ответственность для работодателей, оказывающих содействие в намеренном занижении дохода плательщика алиментов. Для предотвращения занижения алиментов путем сокрытия доходов работодателями и самозанятыми плательщиками не менее важным фактором, по ее словам, является разработка механизма выявления сокрытия доходов. Тем временем правовые неопределенности в действующей системе взыскания алиментов в июне были рассмотрены Конституционным судом страны, который вынес постановление, подчеркивающее необходимость совершенствования механизма расчета алиментов с доходов индивидуальных предпринимателей. Так, в основе обращения гражданина в КС лежала жалоба на нарушение его конституционных прав на свободу предпринимательской деятельности. По его мнению, существующие правила расчета алиментов, исчисляемые со всего дохода предпринимателя без учета расходов на развитие бизнеса, являются несправедливыми и ограничивают его предпринимательскую активность. Конституционный суд признал, что содержание ребенка является естественной обязанностью родителя, и передача части дохода на эту цель не может рассматриваться как ограничение прав. Однако, как подчеркнули судьи, расчет алиментов должен основываться на реальных доходах, а не на формальных показателях. В соответствии с постановлением КС РК существующий механизм расчета алиментов для предпринимателей основывается на данных налоговой декларации. КС указал, что налоговая декларация отражает не текущее материальное положение, а финансовые результаты за истекший налоговый период, что не всегда соответствует реальному доходу предпринимателя. В связи с выявленными правовыми неопределенностями Конституционный суд рекомендовал правительству разработать и внедрить механизм определения дохода предпринимателя для расчета алиментов. В целом, по мнению экспертов, неэффективность системы взыскания алиментов обусловлена несколькими факторами. По мнению практиков, законодательство о взыскании алиментов в Казахстане страдает от недостатка ясности и конкретики. Существуют противоречия и пробелы, которые позволяют должникам легко избегать своих обязательств. Частные судебные исполнители зачастую не имеют доступа к информации о доходах должников, особенно если они получают зарплату неофициально или с помощью различных финансовых схем. Часто банки отказывают предоставлять такую информацию. Получается, что законодательство чаще защищает права должников, а не взыскателей и детей. Еще одна проблема – недостаточная защита прав взыскателей. По словам экспертов, законодательство часто ограничивает доступ к информации о счетах должников, их близких родственников и третьих лиц, что усложняет выявление скрытых активов. Однако законодательство, по словам судебных исполнителей, часто ограничивает доступ к счетам третьих лиц. Кроме того, сегодня в стране актуальна проблема недостаточного количества специалистов квалифицированных семейных психологов и отсутствия системы профилактики неуплаты алиментов. Что касается причин неуплаты алиментов, эксперты утверждают, что они многогранны и зачастую связаны с такими глубокими социальными проблемами, как безответственность, финансовые трудности, отсутствие воспитания. По мнению специалистов, необходимо создать систему, которая будет обеспечивать эффективное взыскание алиментов, защищать права детей и предотвращать безнаказанность злостных неплательщиков. Только комплексный подход к решению этой проблемы позволит улучшить ситуацию и обеспечить достойную жизнь детям, оставшимся без родительской поддержки.

Подготовила Линара САКТАГАНОВА

Заңсыз активтерден қайтқан ақшаға қай аймақтарда нысандар салынады?

Заңсыз активтерді қайтару жөніндегі комиссия "Заңсыз иемденілген активтерді мемлекетке қайтару туралы" заң шеңберінде жұмысын жалғастырып келеді. Барлық қаражат әлеуметтік пайдалы мақсаттарға одан әрі қайта бөлу үшін Арнаулы мемлекеттік қорға жіберіледі.

1991 жылдан бері қанша қазақ тарихи отанына оралды?

2024 жылда 14 391 этникалық қазақ тарихи отанымен табысып, қандас мәртебесін алды. Жалпы 1991 жылдан бері республикаға 1 миллион 142,7 мың этникалық қазақ оралды.

Реализуя поручения Президента

Премьер-министр Олжас Бектенов провел рабочее совещание с участием отдельных министров и акимов регионов, руководства НУХ «Байтерек», АО «Банк развития Казахстана», НПП «Атамекен», а также представителей бизнеса по ряду отраслей.

Қазақстанда асыраушысынан айырылған қанша адам бар?

Жыл басынан бері мүгедектігі бойынша және асыраушысынан айырылу жағдайы бойынша мемлекеттік әлеуметтік жәрдемақыларды төлеуге республикалық бюджеттен 457,1 млрд теңге жұмсалды.

Көлікке арналған мемлекеттік нөмірлердің қандай түрлері бар?

Жолда көлікке арналған мемлекеттік нөмірлердің түр-түрін көреміз. Стандартты түрден басқа, қара, көк, сары, жасыл түсті нөмірлер бар.