Перевод в категорию уголовных правонарушений побоев и нанесения легких телесных повреждений означает, что все подозреваемые лица должны будут содержаться в следственных изоляторах. Но исполнение закона вызывает вопросы. В период обсуждения этих новелл заместитель министра внутренних дел Казахстана Игорь Лепеха сказал, что не все так просто. Дело в том, что почти десять лет назад бюджетная комиссия не поддержала предложение МВД по строительству 29 новых арестных домов для решения проблемы нехватки мест в изоляторах.
Цифра, озвученная в 2015 году на эти расходы, касалась выделения 57 млрд тенге. На нынешнем этапе ее нужно умножать вдвое, а то и втрое. А это для бюджета статья неподъемная. По прогнозам и подсчетам МВД, усиление уголовного законодательства приведет к тому, что в спецприемниках, в СИЗО могут оказаться пять тысяч казахстанцев. Реально ли это в условиях существующего дефицита мест, большой вопрос. Заместитель министра тогда заявил: «Мы не сможем выполнить эти нормы и решения суда. Сейчас у нас всего 31 спецприемник по стране. В основном они расположены в областных центрах. В Алматинской, Акмолинской областях их вообще нет. Спецприемники рассчитаны в основном на 50-70, редко на 80 человек. То есть, мы можем выполнить это решение только по первоначальной редакции поправок, как было, по четырем статьям. По всем статьям проступков мы выполнить его не сможем».
И как альтернатива, в последнее время активно обсуждается вопрос применения электронных средств слежения, когда человека помещают не в СИЗО, а содержат на домашнем аресте, осуществляя за ним контроль в дистанционном режиме. Вопрос функционирования арестных домов был обсужден на заседании в Верховном Суде в конце ноября 2023 года, где отмечалось: «По делам об уголовных проступках, в том числе в сфере семейно-бытового насилия, должно быть отдельное упрощенное производство по модели полицейского права. Проблемой обозначено и отсутствие отдельных мест, где должны содержаться семейные дебоширы и мелкие правонарушители, так называемые «арестные дома». Государство, понимая остроту проблемы, должно принять меры по созданию арестных домов, в которых будет проводиться комплексная профилактическая работа».
Арестные дома для абьюзеров
Понятие арестных домов в нашей уголовнопроцессуальной и исполнительной системе практически новое. Их необходимость стала обсуждаться в контексте защиты прав и безопасности пострадавших от домашнего насилия, предотвращении повторных инцидентов, связанных с насилием. И в этом плане дома для временного содержания арестантов играют немаловажную роль в виде центров кризисного вмешательства. Размещение в этих учреждениях семейных дебоширов предусмотрено в тот момент, когда на них наложен запрет на пребывание в доме, либо когда требуется изолировать их от потенциальных жертв в целях безопасности. Так, создаются условия для временного проживания и предотвращения новых случаев насилия в отношении пострадавших. И речь идет не только о мерах по изоляции. Государство предоставляет им возможность пройти программы реабилитации, оценки поведения, разработки индивидуализированных планов исправления с учетом потребностей и личности абьюзера. Таким образом, гуманность социальной политики заключается не только в помощи и всемерной поддержке жертв насилия, но и в соответствующей психотерапии и профессиональной помощи абьюзерам, чтобы они осознали и изменили модель своего насильственного поведения. По большому счету, такое у нас ранее не практиковалось. Теперь все заговорили о необходимости прививать умение конструктивного решения конфликтов в семье, управления эмоциями, и другим навыками установления здоровых отношений. Этим дается понять, что абъюзеры те же члены нашего общества и их надо лечить, а не делать изгоями.
Готовить домашнего тирана к возвращению в общество
Итак, арестные дома представляют собой специализированные учреждения, предназначенные для временного содержания лиц, совершивших насилие в семье. И это не СИЗО. Арестный дом призван вести подготовку домашнего тирана к возвращению в общество, вплоть до решения при необходимости самых обыденных его проблем с жильем, работой и другими ресурсами социальной адаптации. Оказав поддержку в период трудной жизненной ситуации, государство хочет вернуть его в социум после выхода из арестного дома. Любое гуманное общество заинтересовано в том, чтобы абьюзер изменил свое токсичное поведение, наносящее вред окружающим. Поэтому такие учреждения решают две задачи, во-первых, предоставить абьюзерам временное убежище, и во-вторых, помочь им исправиться. И если отойти от темы гуманности, то арестные дома для абьюзеров имеют свои особенности и предназначены, в первую очередь, для безопасности пострадавших, обеспечив строгий контроль за ограничением доступа к жертвам для недопущения фактов нового насилия. Наряду с этим, как сказано выше, реализуются специальные программы по реабилитации и лечению, направленные на изменение поведенческой модели абьюзера. Здесь в работу включаются психологи, чтобы помочь неуравновешенным лицам справляться с гневом и агрессией, осознать и преодолеть причины насилия, оказывая также психологическую поддержку и жертвам, пострадавшим от домашнего деспотизма. И они тоже, как и остальные члены семьи, должны быть охвачены консультированием и соответствующей терапией. Словом, меры профилактики домашнего насилия полезны для всех сторон, столкнувшихся с этой проблемой, с обязательными специальными программами по обучению здоровым навыкам, проведением тренингов по управлению межличностными отношениями.
Арестные дома за рубежом
Такие арестные дома для предварительного заключения или содержания под стражей существуют по всему миру. Зарубежный опыт в этой области разнообразен. Отличие лишь в правовой системе страны, уровне развития и культурных особенностях общества. Как известно, в США система тюрем предварительного заключения предназначена для подозреваемых (или обвиняемых) лиц, которые содержатся здесь вплоть до судебного разбирательства или осужденных, которым место отбывания основного наказания еще не назначено. В учреждениях для содержания под стражей подозреваемых или обвиняемых лиц во Франции, Германии, Великобритании и других странах Европы строго следят за соблюдением норм Европейской конвенции и других международных стандартов о защите прав и свобод человека. В связи с этим, для их длительного содержания предусматривается надлежащая инфраструктура с прогулочными дворами, комнатами для свиданий и др. Менее развиты условия содержания под стражей и доступ к юридической помощи в арестных домах в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.
СИЗО или арестный дом?
Итак, в условиях нехватки средств на строительство арестных домов, отправлять абьюзеров будут вынуждены скорей всего в СИЗО. Хотя экспертное сообщество может назвать это не лучшим вариантом решения проблемы, перечислив негативные последствия. Все мы знаем, что в СИЗО на период следствия помещаются лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений. Для длительного содержания изоляторы не предназначены. Наплыв в них абьюзеров из-за отсутствия альтернативных мест создаст перегруз системы и соответственно неудовлетворительные условия содержания, в том числе и санитарные. Тогда возникнет вопрос нарушения прав арестованных. И как результат, переполнение из-за нехватки мест и ресурсов СИЗО арестантами может негативно отразиться на проведении предварительного следствия, создав препятствия в досудебном расследовании, и соответственно – задержки судебных процессов. При этом длительное содержание в изоляторе чревато рецидивом преступлений заключенных. Ухудшение ситуации в сфере правосудия и соблюдения прав человека в свою очередь увеличит риски для общественной безопасности. В любом случае, рано или поздно Казахстану предстоит пройти путь этих стран, перенять зарубежный опыт содержания и предназначения арестных домов, выбрав из разнообразия подходов наиболее приемлемый. Ведь задачи государства не только пресекать совершение преступлений и карать правонарушителей. Важны воспитательный и профилактический аспекты, такие как реабилитация и исправление осужденных, обеспечение им возможности для социальной адаптации, прежде всего в целях предотвращения повторных административных правонарушений, рецидива уголовных деяний.
Карлыгаш БАЙМУРАТОВА