12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img

Административная юстиция – опора «слышащего» государства

В своем послании от 2 сентября 2019 года Президент Республики Казахстан сказал: «Наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики. Поэтому необходимо поддерживать и укреплять гражданское общество, вовлекать его в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их решения».
 «Слышащее государство» – это государство, где главным являются интересы граждан, где осуществляется активное взаимодействие государственных органов с гражданами в целях качественного выполнения потребностей народа.
Административная юстиция являясь важнейшим атрибутом правового государства, опорой «слышащего государства», как специальная ветвь правосудия обеспечивает судебный контроль над публичной властью.
С 1 июля 2021 года созданы специализированные межрайонные административные суды, основное назначение которых состоит в обеспечении справедливого, беспристрастного и своевременного разрешения административных дел с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и юридических лиц в публично-правовых отношениях.
Согласно АППК иски к государственным органам рассматриваются на основе принципа «презумпции виновности административного органа», то есть государственный орган в лице его должностных лиц должен доказать суду обоснованность своего действия и решения.
За 9 месяцев своей деятельности административные суды подтвердили правильность создания государством специализированных судов. Процент обращений граждан и предпринимателей за защитой нарушенных прав растет изо дня в день. И в большинстве случаев, надо отметить, права граждан и юридических лиц судом восстанавливаются. Если за шесть месяцев 2021 года административным судом Актюбинской области было удовлетворено 36% исков граждан, то в первом квартале текущего года число удовлетворенных исков возросло до 62%.
Количество удовлетворенных исков подтверждает факт незаконности действий и решений государственных органов и должностных лиц. Назову три категории споров, по которым наиболее часто допускаются ошибки. Это налоговые споры – 32%, земельные споры – 24% и действия судебных исполнителей – 22%.
Приведу лишь несколько примеров из практики Специализированного межрайонного административного суда Актюбинской области. 
Требования истцов в рамках налоговых споров связаны с отменой уведомления о погашении налоговой задолженности, об отмене предписания о назначении налоговой проверки, об отмене решения и т.д.
Истцы в иске указывали о несогласии с решением налогового органа по тем или иным причинам. Суд, применяя принцип активной роли, оказывал содействие истцам в составлении правильных формулировок требований, в устранении формальных ошибок, принимал меры к установлению объективной истины по делу, в том числе проверяя соблюдение ответчиками требований норм АППК при проведении административной процедуры.
Есть случаи, где процедуры заслушивания в целях инициирования внеплановой налоговой проверки носят формальный характер.

К примеру, по инициативе Департамента государственных доходов возбуждена административная процедура. Налогоплательщику направлено извещение о проведении заслушивания и необходимости явки в трехдневный срок. Дата и время проведения заслушивания не указаны, как того требует часть 1 статьи 66 АППК.
Поскольку в извещении не был указан предмет заслушивания, налогоплательщик направил своего представителя для выяснения обстоятельств, выдав ему доверенность для ознакомления и подписания протокола и постановления об административном правонарушении.
Однако, должностные лица не проверив полномочия явившегося лица, допустили его к участию в административной процедуре. Завершив административную процедуру путем проведения заслушивания, вынесли предписание о назначении налоговой проверки.
Поскольку административная процедура Департаментом проведена с нарушением требований АППК, в том числе налогоплательщик не извещен о времени проведения заслушивания, к участию в административной процедуре допущено неуполномоченное лицо, участнику административной процедуры не была предоставлена возможность выразить свою позицию к предварительному решению, суд отменил предписание о назначении налоговой проверки.
Таким образом, нарушение административной процедуры послужило основанием для отмены вынесенного административного акта.
При проведении административной процедуры государственным органам и должностным лицам необходимо учитывать интересы граждан, не просто слушать, но и слышать их посредством обсуждения и только после этого принимать решение.
Другой пример, Департаментом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка Товарищества, по результатам которого составлен акт и вынесено уведомление о доначислении налогов.
Департаментом уведомление о результатах проверки Товариществу направлено почтовой связью, однако возвращено без вручения в связи с истечением срока хранения. Далее составлен акт налогового обследования об отсутствии Товарищества по месту нахождения и в последующем выставлено уведомление о погашении налоговой задолженности.
Между тем, составленный акт налогового обследования не соответствует требованиям нормы статьи 70 Налогового кодекса, а именно отсутствуют время составления акта, наименование и номер документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства привлеченных понятых. Налоговым органом не размещено на интернет-ресурсе уполномоченного органа информация о налогоплательщике и дата проведения акта налогового обследования.         
Судом уведомление о погашении налоговой задолженности признано незаконным и отменено.
Основная часть удовлетворенных исков по земельным спорам связана с отменой решений земельных комиссий, где судом установлены о принятии решений с существенными нарушениями порядка проведения заседания земельной комиссии, как отсутствие кворума и т.п.
По всем выявленным нарушениям судом вынесены частные определения.
Вместе с указанными категориями дел административным судом рассматриваются и иные административно-правовые споры: жилищные правоотношения, таможенные споры, пенсии и пособия, споры связанные с охраной окружающей среды, в сфере здравоохранения, науки и образования, государственных услуг, недропользования, государственных закупок, антимонопольного законодательства и т.д.
Административными судами обеспечивается контроль над исполнением собственных решений. В качестве меры процессуального принуждения ответчика к исполнению решения суда предусмотрено денежное взыскание, которое может накладываться неоднократно до 100 МРП, пока не исполнится судебное решение.
 
 

Ляззат Бисенова
председатель специализированного межрайонного административного суда
Актюбинской области

В ЗАЩИТУ ПРАВ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ

Как известно Главой государства 15 апреля текущего года подписаны...

Жеке сот орындаушылар жұмысы жандануда

Қазақстанда жеке сот орындаушылар институты тиімділігін толықтайдәлелдеуде. Оны сот...

Азаматтық істер бойынша сот актілерін орындау

АПК-нің 241-бабына сәйкес, шешім дереу орындау жағдайларын қоспағанда, заңды...

Оңалту процедурасын қолдану

Экономиканы қалпына келтірудің маңызды міндеттерінің бірі барлық тиімсіз және...

Гендерлік теңдік тұрақтылыққа сеп

Соңғы жылдары елімізде әйел мен ердің теңдігі, гендерлік саясат...