СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СТАЛА ЛИДЕРОМ ПО МИЛЛИАРДНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ КОРРУПЦИИ. НЕСМОТРЯ НА ПРИЗНАНИЕ ПРОБЛЕМЫ НА ВЫСШЕМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ МЫ ВИДИМ, ЧТО С ХИЩЕНИЯМИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ БОРЮТСЯ УЖЕ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ. ПРИ ЭТОМ НИ ДЕЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА ЕЕ ГЛУБИННЫХ ПРИЧИН, НИ РЕАЛЬНЫХ ШАГОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭТОМУ РАЗРУШИТЕЛЬНОМУ ЯВЛЕНИЮ НЕ ОЩУЩАЕТСЯ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОМУ – ВСЕ НОВЫЕ И НОВЫЕ ФАКТЫ, КОТОРЫЕ СТАНОВЯТСЯ ДОСТОЯНИЕМ ГЛАСНОСТИ, ГДЕ ФИГУРИРУЮТ ОГРОМНЫЕ СУММЫ.
Финансовые махинации пронизывают образовательные учреждения сверху донизу, и география весьма широка. Так, в Туркестанской области одиннадцать сотрудников системы образования, включая трех руководителей районного отдела и восемь бухгалтеров были осуждены за хищение 550 миллионов тенге путем начисления зарплаты «мертвым душам» – людям, фактически не работавшим в учреждениях образования. Крупные хищения бюджетных средств, помимо Туркестанской, выявлены и в Кызылординской, Алматинской областях и Алматы. Свежий случай. Следствие по факту хищения бюджетных средств в сфере образования ведется Департаментом АФМ по Западно-Казахстанской области. Здесь отличился директор ГККП «Западно-Казахстанский индустриальный колледж», организовав фиктивное зачисление 54 лиц, которые учебный процесс фактически не посещали. Но работа по ним велась: ставились фиктивные оценки, заполнялись табели «посещаемости» и ведомости «успеваемости», начислялись повышенные «стипендии». Перечислялись эти суммы на банковские счета фиктивных студентов, а вот банковские карты для обналичивания передавались директору колледжа либо другим лицам по его указанию. Так было похищено свыше 49 млн тенге бюджетных средств. Это в одном колледже… Выступая на совещании в правительстве, министр труда и социальной защиты С. Жакупова привела факты масштабных нарушений, выявленных около 40 тысяч лиц, имеющих пенсионные отчисления без официальных трудовых договоров. Схема простая: работники числились в школах одного региона, но зарплату получали в других областях. Помимо этого, в 9,6 тысяч школ установлены 75 должностей, не предусмотренных реестром, к примеру, такие, как «исполнительный директор» или «заместитель директора по приему в школу». Раскрыты хищения миллиардов тенге и в частных школах. Так, 155 из 745 учреждений, получающих государственный заказ, скрывали свои доходы. Министр сообщила также, «Около 30 процентов из 427 оцифрованных школ используют свои помещения не по назначению. Например, одна из школ в Мактааральском районе Туркестанской области указана как тойхана, в Шымкенте – как торговый центр и другие варианты».
Выяснилось еще, что количество учеников в 64 школах было завышено в два раза. Кроме того, в частных школах выявлены факты фиктивных учителей и двойного финансирования. И этот шлейф преступлений тянется десятилетиями. В 2000-годы, когда в систему образования бюджетные деньги хлынули большим потоком, сажать за обворовывание детей стали и крупных чиновников. Мы помним дело бывшего вице-министра образования и науки Саятa Шаяхметова, курировавшего известную программу «100 школ, 100 больниц». Выяснилось, что чиновник участвовал в хищениях при строительстве учебных объектов в Восточном Казахстане, причинив государству ущерб на 1,1 млрд тенге. В 2011 году эту программу финансовая полиция официально признала самой «привлекательной» для хищений: за год на ней украли 1,5 млрд тенге. Как показал 2019 год, произошла чистка руководства Национального центра тестирования. «Хлебным» это место оказалось для главы НЦТ Рамазана Алимкулова, уличенного в системных взятках «со стороны поставщиков услуг в регионах». Аналогичные обвинения были предъявлены и и.о. этого же центра Дархану Жаксыбекову. Они получили реальные сроки. На скамье подсудимых оказалась и вице-министр образования и науки Эльмира Суханбердиева, уличенная в злоупотреблении должностными полномочиями, получении взятки и незаконном участии в предпринимательской дея тельности. К примеру, в том же 2019 году она заставила своего подчиненного купить детям, проявившим героизм, два крутых телефона, а руководителям подведомственных организаций – 41 планшет… В ходе следствия выяснилось и то, что она пыталась также открыть в муниципальном здании частную школу. В период пандемии при закупе компьютеров для дистанционного обучения около трети закупленных на деньги из резервного фонда правительства средства до детей не дошли. Отличилась здесь опять Туркестанская область: из выделенных на закуп ноутбуков 3,5 млрд тенге большая часть в сумме 2,5 млрд была похищена предпринимателем. Агентство по противодействию коррупции сообщило, что только в 2023-2024 годы было возбуждено более 280 уголовных дел в сфере образования. Были присвоены деньги, выделенные на питание, ремонт и закуп учебников. Свою «лепту» периодически вносят и бухгалтера: они выплачивали миллиарды «мертвым душам», числившимся в казахстанских школах. Деньги шли в карман бухгалтеров школ и районо. О хищениях бюджетных средств из фонда оплаты труда знал руководитель городского отдела образования, но прикрывал их за взятки. Так, было доказано получение им 280 миллионов тенге. При задержании у главного бухгалтера отдела образования изъят почти один миллиард тенге. Преступный «синдикат» орудовал в Талдыкоргане, где только за 2024 год группой лиц было присвоено 4,5 млрд тенге. Стала нормой коррупция при приеме на работу в школы за взятку. Суммы, разворованные в системе образования, исчисляются миллиардами. Об этих фактах написал депутат Мажилиса Парламента РК М. Абенов, приведя пример: «У главного бухгалтера отдела образования при обыске обнаружили два миллиарда, восемь квартир и пять дорогих автомобилей». Директор школы приписал и украл 400 миллионов, а его бухгалтер оформил на поддельных лиц счета и перевел 180 миллионов и потратил на личные нужды». Исследуя это явление, депутат сделал вывод, что «Организаторы преступных схем сидят в Астане». Отвечая на вопрос: как так могло получиться, он отвечает: «Иначе быть не могло. Ведь у нас в стране как раз несколько лет назад, как раз перед массовыми фактами коррупции финансирование всех школ передали из регионов в центр. При Министерстве просвещения есть Финансовый центр, в который закачивали все объемы финансирования как из республиканского, так из всех местных бюджетов. Им дали абсолютную свободу в формировании требований к финансированию школ и детских садов, в подписании прямых договоров в приемке выполненных работ, в оценке качества исполнения услуг. Но почему-то ни один чиновник высокого ранга не был пойман за руку. Хотя простой анализ всех преступлений показывает, что деньги были заранее заложены с избытком, чтобы их легче было воровать». По итогам проведенного Высшей Аудиторской Палатой аудиторского мероприятия установлен ряд системных проблем и нарушений. Депутат подробно перечислил 35 пунктов, в которых на реальных фактах привел причины создавшейся ситуации. «Не понятно, почему до сих пор эти материалы не попали в Генеральную Прокуратуру и Антикор. По сути, тут невооруженным взглядом видны все признаки закачивания «лишних» денег в систему образования. Контроля со стороны Министерства почти нет. Все дали на откуп «Финансового центра». И тут самое странное, что директоров и бухгалтеров из регионов ловят и сажают. Кто-то наложил на себя руки, боясь осуждения общества. При этом сотрудники Министерства и руководители «Финансового центра» даже не стали подозреваемыми. Видимо, лишние деньги вскружили голову не только работникам образования, но и правоохранительных органов». Трудно не согласиться с уважаемым депутатом. Чем опасна коррупция в системе образования Казахстана? Тем, что она стала системной, комплексной, на всех уровнях государственной иерархии. Тем, что она подрывает качество человеческого капитала, угрожая развитию страны и искажая саму суть образовательного процесса. Проникая во все щели, она девальвирует ценность знаний. Управление бюджетными потоками стало лакомым куском для создания прочных форм коррупции, привлекая всех, кто окажется рядом. Псевдостуденты, фиктивные ученики и псевдоучителя являются следствием устойчивого спроса на коррупционные услуги. Недостатки финансового контроля за расходованием средств, махинации по госзакупкам, проблемы интеграции систем бухучета и баз данных, выстроенная коррупционная вертикаль с проверяющими, закрывающими глаза на мнимые платежные документы, финансовые расхождения, а также отсутствие мониторинга финансовой деятельности, прозрачности бюджетного планирования, надлежащих барьеров для злоупотреблений – все это слагаемые происходящих не прекращающихся хищений. Положение дел в системе образования – это не нонсенс. Это зеркало, отражающее нарастающие проблемы – деформацию ценностей, глубочайший кризис в системе управления и контроля. Последствия катастрофичны: деградация качества образования, засилье некомпетентных кадров, формирование у молодежи модели поведения, при которой коррупция воспринимается как норма. И это застарелая болезнь, которая не лечится, а имитируется ее лечение. Помогут ли цифровизация и другие технологии в борьбе с хищениями, искоренении «бытовой» коррупции и злоупотреблений, связанных с человеческим фактором? Сегодня, теряя миллиарды во всех подобных системе образования сферах, из народа выкачивают все, что можно, повышая налоги и тарифы. У всех сидящих на бюджетной игле, кормящихся из бюджетного «корыта», соблазнов много – текут новые бесконтрольные миллиарды, и почему бы эти реки не повернуть в собственный карман? Кто остановит этих, идущих на красный свет, в пожарище огня? Кто поставит заслон углубляющемуся коллапсу? Судя по недовольству в социальных сетях, общество устало от имитации реформ, звонких призывов и нарративов, неработающих программ и концепций. Кто займется всем этим запущенным домашним хозяйством – экономикой, социальной сферой? Увы, вопросы – без ответов…
Акмарал АБДУЛОВА


