12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

ОБЕСПЕЧИТЬ РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Дети – важнейшая часть нашего общества, будущее нашей страны. Обеспечить всем детям равную возможность получить образование и помочь адаптироваться в процессе обучения – важная задача, которую решает инклюзия. О мерах поддержки детей с особенными образовательными потребностями рассказала директор РГУ «Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования» Айгерим КУДЕРИНОВА.

– Айгерим Мерекеевна, расскажите о работе Национального научнопрактического центра развития специального и инклюзивного образования?

– Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования является подведомственной организацией Министерства просвещения Республики Казахстан. Он был создан в 1992 году как «Центр социальной адаптации и трудовой реабилитации», далее был переименован в «Национальной центр коррекционной педагогики», а в 2019 году преобразован в «Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования». Основной спектр деятельности Центра связан с разработкой специальных учебных программ, учебников, нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обучения детей с ограниченными возможностями. Наряду с этим, Центр участвует в работе по развитию системы инклюзивного образования. В 2020 году Центр в составе рабочей группы депутатов Мажилиса Парламента принимал активное участие в работе по внесению изменений в закон «Об образовании», касающихся вопросов инклюзивного образования. В результате, на законодательном уровне было введено понятие оценки особых образовательных потребностей, а также разработаны правила их оценки. Кроме того, на законодательном уровне существенно расширено понятие «Дети с особыми образовательными потребностями». Если в ранее действующем законодательстве данный термин охватывал лишь детей с ограниченными возможностями, то, в соответствии с международными стандартами, в эту категорию вошли также дети, испытывающие трудности не только в силу нарушения здоровья, но и по социальноэкономическим аспектам. Это могут быть дети мигрантов, беженцев, дети из малообеспеченных семей и других групп риска. То есть, дети с особыми образовательными потребностями – это те дети, которые по разным причинам могут испытывать трудности в учебном процессе. Вместе с тем, сегодня меры развития инклюзивного образования в большей степени сосредоточены на работе с детьми с ограниченными возможностями, поскольку они особенно нуждаются в создании многостороннего спектра специальных условий.

– Сколько сегодня детей с особыми образовательными потребностями охвачены инклюзивным образованием?

– На сегодняшний день в Казахстане более 188 тысяч детей с ограниченными возможностями от нуля до 18 лет. Из них – более 120 тысяч детей школьного возраста, порядка 44 тысяч детей дошкольного возраста – от трех до шести лет и порядка 7,7 тысяч детей от нуля до трех лет. К сожалению, ежегодно в нашей стране наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями примерно на один-два процента. Одним из факторов увеличения является также повышение уровня выявляемости и обращаемости самих родителей. То есть, меняется мышление родителей, которые понимают, что ребенку нужна своевременная профессиональная помощь в развитии и обращаются в Психолого-медикопедагогическую консультацию (ПМПК). ПМПК – это организации образования, которые призваны выявлять и способствовать развитию детей с психофизическими нарушениями. В свете развития инклюзивного образования число ПМПК ежегодно растет. Учитывая, что одна ПМПК открывается на 50 тысяч детского населения, сегодня в Казахстане создано и действует уже 92 консультации, на учете которых состоит более 188 тысяч детей с ограниченными возможностями. Что касается охвата детей, то более 25 тысяч детей с ограниченными возможностями школьного возраста обучаются в специальных школах. Их по стране – 99. Наряду с этим, есть спецклассы, в которых обучаются порядка девяти тысяч детей. На сегодняшний день основная доля детей с ограниченными возможностями, а это около 44 тысяч детей, обучаются в общеобразовательных школах в условиях инклюзивного образования. В настоящее время в дошкольных организациях, общеобразовательных школах, колледжах внедрены правила психолого-педагогического сопровождения, которыми предусмотрено создание специальных условий. Что включают в себя специальные условия? В первую очередь, это условия обучения, соответствующие индивидуальным особенностям ребенка. К примеру, для большинства детей необходима адаптация учебных программ, а для детей с нарушением интеллекта необходима разработка индивидуальной учебной программы, учитывающей интеллектуальные способности ребенка. Для детей с нарушением зрения разрабатываются учебники с укрупненным шрифтом. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимы меры по созданию безбарьерной среды, включая установку пандусов, лифтов, подъемников и других приспособлений. Таким образом, инклюзивное образование – это живой процесс, при котором создаются условия для расширения возможностей особенных детей.

– Какова ситуация с квалифицированными педагогами и специалистами, работающими с детьми с особыми образовательными потребностями?

– В целом, в Казахстане ведется системная работа по подготовке педагогов для работы в условиях инклюзии. Если говорить о педагогических кадрах, то, прежде всего, это действующие педагоги, которые проходят специальные курсы повышения квалификации, участвуют в различных программах и обучающих семинарах по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Основным оператором проведения курсов повышения квалификации является Акционерное общество «Өрлеу», которое на базе своих региональных институтов повышения квалификации для педагогов проводит, в том числе, курсы по инклюзивному образованию. Наш Национальный научнопрактический центр развития специального и инклюзивного образования тоже проводит курсы для педагогов общеобразовательных школ, но значительно в меньшей степени. Наши курсы направлены на то, как адаптировать и индивидуализировать программу, правильно применять ее для детей с ограниченными возможностями и др. Кроме того, особое внимание подготовке специалистов инклюзивного образования уделяется и на базе высших учебных заведений. Сегодня во всех педагогических специальностях, будь то филологи, математики, введены модули по инклюзивному образованию.

– А в чем заключается задача педагогов-ассистентов?

– Педагог-ассистент – это не просто сопровождающее лицо или няня, а педагог, владеющий навыками и методами работы с детьми с ООП. Он является педагогом ученика, который еще не адаптировался в школьной среде в силу индивидуальных особенностей, не может самостоятельно выполнять инструкции педагогов, нарушены социальные навыки. Педагог-ассистент собирает данные об учениках для анализа, адаптирует программы обучения, подготавливает индивидуальные учебные материалы, помогает учителю регулярного класса включать ребенка в образовательный процесс, помогает особенному ребенку наладить контакт со сверстниками и т. д. Педагог-ассистент не только контролирует и выстраивает учебный процесс, но и, при необходимости оказывает консультативную помощь другим педагогам и родителям. В 2020 году в типовые штаты работников организаций среднего образования введена должность педагогаассистента для особенных детей, в этом году планируется введение данной единицы в дошкольные организации. В настоящее время порядка 900 педагоговассистентов уже успешно работают в школах страны. Педагоги-ассистенты назначаются детям по рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций с целью адаптации и социализации детей в обществе.

– Расскажите, пожалуйста, о работе кабинетов поддержки инклюзии и ресурсных центров.

– С развитием инклюзивного образования, местными исполнительными органами совместно с различными неправительственными организациями ведется работа по созданию условий для детей с особыми образовательными потребностями. Одним из таких проектов является открытие кабинетов поддержки инклюзии совместно с фондом «Болашак», а также ресурсные классы, открытые совместно с фондом «Дара». Все это – дополнительные помещения в школе, где ученики, имеющие трудности в обучении, получают помощь в соответствии со своими потребностями, не отрываясь от учебного процесса. Каждая школа самостоятельно работала в этом направлении. Необходимо было систематизировать работу школ, чтобы дети могли получать одинаковые условия, независимо в какой школе они учатся. С 2020 года в Казахстане все школы перешли на формат психологопедагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями на основе оценки необходимых потребностей для их успешного обучения. Согласно Правилам, регламентирующим психолого-педагогическое сопровождение, утвержденным приказом министерства, для детей создаются специальные условия учителем, начиная от урока в классе, сопровождения специальными педагогами (логопедами, дефектологами, педагогами-ассистентами), а также безбарьерных условий, заканчивая благоприятным психологическим климатом в школе. Кроме того, правилами психологопедагогического сопровождения предусмотрено открытие Ресурсных центров на базе опытных школ, реализующих инклюзивные практики. В настоящее время создан 21 областной Ресурсный центр, которые являются структурными подразделениями школ. На базе Ресурсного центра проводится разработка методических рекомендаций для школ, обучение учителей, консультирование родителей и работа с индивидуальными образовательными маршрутами детей. На сегодняшний день центры стали опорной точкой поддержки усилий школ по включению детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс. Суть в том, что школы, где были открыты Ресурсные центры обладают значимым опытом работы с детьми с ООП и передают свои практические навыки развития инклюзивного образования своим коллегам из других школ. Например, в Карагандинской области Ресурсный центр открыт в школе № 27 г. Караганды и педагоги данной опорной школы активно делятся опытом с коллегами на региональном уровне. Для методического сопровождения и координации деятельности всех ресурсных центров совместно с фондом «Дара» на базе нашего Центра в 2020 году создан республиканский Ресурсный центр, который провел уже более 120 различных консультаций, обучающих семинаров и тренингов, а также около десяти курсов повышения квалификации для специалистов службы психолого-педагогического сопровождения Ресурсных центров.

– Какие меры, на Ваш взгляд, еще предстоит принять для обеспечения доступности учреждений образования для детей с особыми потребностями?

– За последние годы Казахстаном сделаны серьезные шаги по внедрению инклюзии в образовательный процесс. На законодательном уровне регламентирована ответственность руководителя организации образования за нарушение типовых правил приема на обучение детей с ООП в организации образования или не создание специальных условий для получения образования. Пересмотрены нормы в части оснащения организаций образования специальной мебелью и оборудованием. В соответствии с международными требованиями, внедрены понятия разумного приспособления и универсального дизайна при создании условий для получения образования. Кроме того, для поддержки инклюзивного образования в средних школах, детских садах, колледжах принят подушевой норматив финансирования детей с особыми образовательными потребностями. Подушевое финансирование имеет повышенный коэффициент на ребенка с особыми образовательными потребностями. В рамках этого повышенного коэффициента в школах создаются необходимые условия – организуется безбарьерная среда, нанимаются специалисты. Это достаточно прогрессивный шаг нашей страны, поскольку практика повышенного коэффициента на детей с ООП в рамках подушевого финансирования существует не во всех развитых странах мира. Необходимо отметить, что принятые законодательные изменения нашли положительные отклики как со стороны педагогов, родительской общественности, так и со стороны международных экспертов ООН, которые отмечали обоснованность и необходимость принятых мер. При этом, сегодня очень важно не сбавлять темпы развития и продолжить работу по развитию сети специальных организаций образования, ПМПК, кабинетов психолого-психологической коррекции, оказывающих необходимую помощь детям на ранних этапах развития.

Линара САКТАГАНОВА

Трендтегі “Шайн мускат“ жүзіміне қатысты тексеріс нәтижесі белгілі болды

Ауыл шаруашылығы министрлігі желіде трендке айналған "Шайн мускат" жүзімінде ағзаға зиянды зиянкес табылмағанын мәлімдеді.

Қай облыстарда жаңа су қоймалары салынады?

Су ресурстары және ирригация министрі Нұржан Нұржігітов "Жедел желі" бағдарламасы қай облыстарда жаңа су қоймалары салынатынын айтты.

21 қарашада ауа райы қандай болады?

Қазақстан бойынша 21 қарашаға арналған ауа райы болжамы белгілі болды.

Тоқаев пен Орбан бірлескен мәлімдеме жасады

Қазақстан Президенті Қасым-Жомарт Тоқаев пен Мажарстан премьер-министрі Виктор Орбан келіссөздер қорытындысы бойынша БАҚ өкілдерінің алдында бірлескен мәлімдеме жасады.

Ауылдық жерде жұмыс істейтіндерге қандай жеңілдік бар?

Қазақстанда ауылдық жерлерде жұмыс істейтіндерге белгілі бір жеңілдіктер беріледі.