12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img

НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ

Административное взыскание – это мера государственного принуждения, выражающаяся в лишении или ограничении прав, благ (денежный штраф, конфискация имущества и.т.д.)

Административное взыскание должно быть справедливым, соответствующим характеру правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности правонарушителя. В соответствии со ст. 40 КоАП РК («понятие и цели административного взыскания»), административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой уполномоченными на то законом судьей, органами (должностными лицами) за совершение административного правонарушения, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего такое правонарушение. Административное взыскание применяется в целях воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное взыскание не имеет своей целью причинение физических страданий лицу, его совершившему или унижение его человеческого достоинства, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Административное взыскание не является средством возмещения имущественного ущерба. Причиненный административным правонарушением вред возмещается в порядке, предусмотренном ст. 59 настоящего Кодекса. Комментируемая статья содержит ряд новых моментов, характеризующих природу административных взысканий. Во-первых, из уголовного права позаимствована концепция принуждения (лишение или ограничение прав и свобод лица, совершившего правонарушение). Во-вторых, административное взыскание более жестко увязывается с требованиями закона, на основании которого судья, орган (должностное лицо) правомочны применять меры государственного принуждения. В-третьих, восприятие идей уголовного права не означает, что цели административного взыскания должны копировать цели наказания. В-четвертых, конструктивно воспринимая роль суда в правомочии налагать более широкий спектр взыскании, чем в КоАП 1984 года, законодатель полагает, что основная задача суда заключается не в наказании. Тем более, что в отличие от уголовного преступления административные правонарушения не квалифицируются как общественно опасные деяния. Впервые в настоящем Кодексе определено, что административное взыскание применяется в целях восстановления социальной справедливости и воспитания лица, совершившего правонарушение. Данные цели заслуживают внимания по нескольким причинам. Еще Гегель отмечал: «Все дело сводится здесь к пониманию явления, к тому, рассматривается ли представление принуждения как нечто внутреннее». Во-первых, административное взыскание и иные меры направлены на защиту закона, законных интересов. Восстанавливая нарушенные права, свободы, уполномоченный орган (должностное лицо) обеспечивают защиту закона. Во-вторых, процедуры наложения взыскания основываются на принципах, исключающих принятие неправомерных решений. В-третьих, административные взыскания, рассматриваемые как категории сознания, могут содействовать правильной, адекватной оценке применяемой мере воздействия по отношению к совершенному правонарушению. В законодательстве очень часто озвучивается воспитательная роль мер правового принуждения. Но ведущие криминологи весьма осторожны и полагают, что подобные задачи свойственны морали, этике. Подобная категоричность неправомерна в оценке задач законодательства об административных правонарушениях, поскольку здесь сохраняются реальные возможности применения не взыскания, а административно-правового воздействия. Например, проверка знаний правил дорожного движения и принудительные меры медицинского характера могут применяться: а) наряду с наложением административных взысканий; б) вместо административных взысканий; в) самостоятельно. Меры административного взыскания должны быть не только соразмерны содеянному, но и сама оценка деяния не должна переноситься на личность правонарушителя. Квалификация состава административного правонарушения не может подменяться характеристикой правонарушителя. Такой подход к этому вопросу в рассмотрении дела об административном правонарушении исключает возможность причинения страданий лицу, унижения его человеческого достоинства, а также нанесения вреда деловой репутации юридического лица.

Айнур ДЖУНДИБАЕВА,
судья Специализированного
межрайонного суда по
административным правонарушениям
г. Актобе

В ЗАЩИТУ ПРАВ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ

Как известно Главой государства 15 апреля текущего года подписаны...

Жеке сот орындаушылар жұмысы жандануда

Қазақстанда жеке сот орындаушылар институты тиімділігін толықтайдәлелдеуде. Оны сот...

Азаматтық істер бойынша сот актілерін орындау

АПК-нің 241-бабына сәйкес, шешім дереу орындау жағдайларын қоспағанда, заңды...

Оңалту процедурасын қолдану

Экономиканы қалпына келтірудің маңызды міндеттерінің бірі барлық тиімсіз және...

Гендерлік теңдік тұрақтылыққа сеп

Соңғы жылдары елімізде әйел мен ердің теңдігі, гендерлік саясат...