12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img

О реформировании судебной системы

22 ноября 2022 года на базе Костанайского Регионального Университета имени Ахмета Байтурсынова Костанайским областным судом проведен круглый стол на тему: «Дальнейшее реформирование судебной системы».

В мероприятии приняли участие Депутат Сената Парламента Республики Казахстан, председатель комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Сената, руководитель рабочей группы по реформированию судебной системы – Владимир Волков, судьи, прокуроры, адвокаты, практикующие юристы и ученые-юристы. Модератором круглого стола выступил и.о. председателя Костанайского областного суда Алмат Ерманов.

Открывая мероприятия, и.о. председателя отметил о том, что задачи по обеспечению верховенства права и качеству отправления правосудия, поставленные в Послании Президента Республики Казахстан «СПРАВЕДЛИВОЕ ГОСУДАРСТВО. ЕДИНАЯ НАЦИЯ. БЛАГОПОЛУЧНОЕ ОБЩЕСТВО» будут реализованы в нескольких направлениях судебной реформы.   

Эта работа начата с первых дней Послания Главы государства. По целому ряду поставленных вопросов уже приняты Указы Президента Республики Казахстан, разработаны и внесены в Мажилис Парламента соответствующие законопроекты, приняты меры организационного, кадрового, финансового характера.

В данное время проводится большая работа по дальнейшему реформированию судебной системы и обсуждение предложений по реформированию.

 В ходе работы были обсуждены предложения по  дальнейшему совершенствованию законодательства, в том числе отдельных процессуальных норм.

Основные направления реформы:

В целях обновления и оздоровления судейского корпуса будет осуществлен так называемый «президентский призыв» для набора 300 судей из числа сильных, профессиональных, лучших юристов страны. При этом статус судьи, его материальное и социальное обеспечение будет приближаться к соответствующим международным стандартам.

Будет обеспечен равный статус всех судей, снижена их зависимость от вышестоящих коллег. Многие позиции председателей судов будут преобразованы в судейские должности ( например, в районных судах вместо председателей судов будут должности старших судей на выборной основе), сокращены их административные полномочия, применены выборные механизмы при отборе кандидатур на должности председателей судов и судебных коллегий. Президент будет вносить в Сенат кандидатуры судей Верховного Суда на альтернативной основе. Помимо этого, будет укреплен статус Высшего Судебного Совета, который станет полноценным институтом с четкими кадровыми функциями, начиная с отбора и заканчивая рекомендациями по назначению судей всех уровней. Для исключения административного влияния силовых органов на судей оперативно-розыскные мероприятия в отношении них будут прерогативой Генерального Прокурора республики.

Вместе с тем при ограничении вмешательства в деятельность судей будет усилена их ответственность за серьезные нарушения. Каждый отмененный судебный акт, при вынесении которого судья допустил грубую ошибку, станет проверяться Судебным жюри при Высшем Судебном Совете.

В сферу административной юстиции будет произведена передача широкого круга административных проступков и гражданско-правовых споров с государственными органами, что сделает отечественное правосудие гуманным и справедливым, установлена разумная государственная пошлина по имущественным спорам.

Как обратил внимание Глава государства, «надо сокращать участие государства в судебных процессах. Пора уже разобраться с судебными спорами государственных органов между собой». Для этого будет введен Правительственный арбитраж, то есть точку в этих спорах будет ставить Правительство. Для исключения вынесения в разных регионах страны различных решений по аналогичным делам Верховным Судом в настоящее время разрабатывается и в кратчайшие сроки будет внедрен цифровой аналитический инструментарий, который призван обеспечить единообразие в отправлении правосудия. В уголовном судопроизводстве планируются масштабные реформы по обеспечению реальной состязательности сторон, снижению обвинительного уклона, расширению полномочий адвокатов, ограничению применения такой меры пресечения как содержание под стражей, создание общественных комиссий при рассмотрении вопросов условно-досрочного освобождения от наказания, отделение уголовных проступков, за которыми не будет следовать судимость, от преступлений.    

В гражданском судопроизводстве будет внедрен принцип активной роли суда, созданы семейные суды на базе судов по делам несовершеннолетних, создано государственное гарантирование бесплатной медиации для социально незащищенных слоев населения, расширен доступ к правосудию на стадии кассации, законодательно введен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых и таможенных споров.

В настоящее время Указом Главы государства, по международному примеру создана Судебная Администрация Республики Казахстан, призванная на основе существенного изменения порядка финансирования осуществить необходимые меры по реализации указанных направлений судебной реформы. Закон и порядок – вот девиз и цель ее деятельности.

Депутатом Сената Парламента Республики Казахстан Владимиром Волковым отмечено, что Верховный Суд Республики Казахстан совсем недавно внёс 24 предложения по реформированию судебной системы, и, в целом они были направлены на реализацию поручений Главы государства по усилению защиты прав граждан, повышению качества и доступности правосудия.

Глава государства поручил Сенату обсудить и выработать с заинтересованными органами консолидированные позиции по концептуальным инициативам Верховного Суда, не получивших поддержки госорганов. Это касалось 10 предложений Верховного Суда, которые были проработаны в рамках рабочей группы, созданной в Сенате Парламента, в состав которой вошли представители государственных органов, неправительственных организаций, адвокаты, юристы, ученые. Было проведено более 15 заседаний рабочих групп, состоялись встречи, круглый стол, изучены предложения, в том числе неправительственных организаций.

Только за последние 3 года принято 30 законов, направленных на совершенствование судебной системы и судопроизводства.

Основные приоритеты: повышение оперативности процесса, уровня доверия населения к судебной системе, создание благоприятного инвестиционного климата, снижение конфликтности в обществе, обеспечение эффективной защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений.

В гражданском судопроизводстве введен институт образцового решения, который будет способствовать формированию единообразной судебной практики.

В целях обеспечения единой судебной практики и равномерной нагрузки на судей, устранения коррупционных рисков, с августа 2022 года внедрена «экстерриториальная подсудность» гражданских дел. Набирает обороты досудебное регулирование споров.

Принятие этих законов способствовало снятию многих острых проблем, удалось снизить нагрузку на судей. Так, в 2018 году поступило в суды 4,5 млн., в прошлом году — 1,2 млн.,усилена независимость судей, внедрена новая модель финансирования судов и др.

Новый формат работы в Сенате по обсуждению данных шагов показал свою эффективность. Удалось прийти к общему пониманию перспектив дальнейшего развития судебной системы. После обсуждения наиболее спорные шаги претерпели изменения, по которым достигнут консенсус.

Так, по уголовному судопроизводству нашли пониманияпорычагам давления на судей и  состязательности в процессе.

По гражданскому судопроизводству попринципу справедливости и   совершенствованию процессуального статуса участников судебного разбирательства.

По административной юстиции поповышению персональной ответственности руководителей вышестоящего административного органа, вышестоящего должностного лица.

Обсуждение на данном этапе носило концептуальный характер и мы не ставили цель выработать конкретные нормы.

Теперь мы подошли к следующему этапу.

Наша цель сегодня состоит в выработке конкретных поправок в законодательство по тем шагам, которые поддержаны госорганами в интеграции с общим пакетом реформ по совершенствованию судебной системы. Они будут реализованы через депутатские инициативы.

«Необходимо отметить, что часть предложений по реформированию судебной системы вытекают из Послания Главы государства от 1 сентября т.г. и они вошли в Общенациональный План по реализации послания Президента.

Другая часть предложений будет реализована в рамках поручения Президента министерству юстиции по ревизии УК и УПК. Соответствующий законопроект должен быть внесен в Парламент в марте 2023 года», — резюмировал В.Волков.

В ходе круглого стола выступили с докладами председатель Костанайского городского суда Канат Шакаров, судья специализированного межрайонного административного суда Костанайской области Маржан Жанбекова, представители прокуратуры Костанайской области, палаты юридических консультантов Костанайской области, областной коллегии адвокатов,  а также профессорско-преподавательский состав университета.

Пресс-служба Костанайского областного суда.

Кеңседегі іс жүргізу мәселелері

 Кеңсе жұмысы әртүрлі бағытта жұмыс жасайды. Бүгінде бұл бағытта...

Дау шешудің дара жолы

Өз заманында Төле, Қазыбек,  Əйтеке сынды кемеңгер билеріміз бірігіп,...

Неке-отбасылық қатынастары, даулары

Қазақстан Республикасының Неке (ерлі-зайыптылық) және отбасы туралы Кодексіне (әрі...

       Соттағы болып жатқан жаңашылдықтар(сот кабинеті, Е-өтініш,электоронды қылмыстық істер)

 Қазіргі кезде Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотын электрондық жазбаны мейлінше...

          Сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс -қимыл

Бүгінгі таңда Қазақстан Республикасындағы сыбайлас жемқорлық мәселесі негізгі проблемалармен...