Одними из предпосылок «слыщащего государства» является обеспечение справедливой защиты прав и свобод граждан, а также их законных интересов, в котором особое место занимает судебная власть. В связи с этим вводятся изменения в законодательство страны и принимаются новые кодексы. Среди них особого внимания заслуживает Административно-процессуальный кодекс Республики Казахстан.
Опыт развитых стран показал, что институт административной юстиции является гарантией эффективного разрешения публично-правовых споров. В связи с эим, следует отметить, что в стране возрождаются вновь созданные специализированные межрайонные административные суды. Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан основан на общепризнанных принципах и нормах Конституции и международного права.
Главной ценностью нового кодекса является защита граждан от неправомерных действий и бездействия органов государственной власти и гарантирует равную защиту прав. Согласно этому закону, государственные органы не могут быть истцами, административные дела будут рассматриваться без присутствия ответчика, если они не мешают полному рассмотрению.
В целом, административное судопроизводство осуществляется на основе активной роли суда. Принцип выражения судьей своего правового мнения по основаниям, касающимся конкретных или правовых аспектов административного дела, является новшеством, которого не было в гражданском или уголовном судопроизводстве.
Административный процедурно-процессуальный кодекс определяет такие виды исковых требований, как судебное разбирательство, принуждение, действие, признание. Стоит отметить, иск о судебном разбирательстве, принуждении, действии подается в суд в течение одного месяца, а иск о признании — в течение пяти лет со дня возникновения правоотношений. Стадии осуществления административных процедур включают в себя возбуждение дела, подачу заявления, рассмотрение дела, расследование, слушание и др.
В соответствии с принципом приоритета права все сомнения разъясняются в пользу участника административной процедуры. Однако при наличии сомнений в материалах дела и сведениях, административный орган, должностное лицо вправе лично ознакомиться с ними.
Административное дело будет рассмотрено и разрешено в разумные сроки, но не более трех месяцев с момента подачи иска. Для рассмотрения жалобы в срочном порядке определен срок в течение двадцати рабочих дней. Кассационная инстанция предусматривает шесть месяцев. Следует учесть, что разумные сроки для рассмотрения жалобы срок не распространяется на определенные категории дел.
Административные дела по обжалованию решений и заключений уполномоченного органа по результатам проверок государственных закупок, а также действия (бездействия) судебного исполнителя рассматриваются и разрешаются в течение десяти рабочих дней на заседании суда.
Решение принимается после обсуждения дела об административном правонарушении и готовится в течение десяти рабочих дней после завершения устного слушания дела. В исключительных случаях, с учетом сложности административного дела, решение суда готовится в месячный срок со дня окончания устного рассмотения судебного заседания.
Граждане смогут обратиться в суд лишь после того, как будет выполнен предусмотренный порядок досудебного урегулирования спора.
Кодекс содержит механизмы беспрепятственной защиты прав граждан. Только они должны подать иск правильно. Обратившимся в суд будет дана консультация судьи по данному вопросу.
Помимо оптимизации системы государственного управления института административной юстиции, это поднимет качество правосудия на новый уровень и повысит доверие населения к судебной власти.
А.Менлибаева,
судья специализированного межрайонного
административного суда г.Алматы