Жаңалықтар | НовостиҚоғам | Общество

С коррупцией не по пути

Как известно, в своем Послании Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что борьба с коррупцией является одним из приоритетов стратегического развития страны. И в этом направлении в стране реализован ряд важных задач: законодательно введено освобождение руководителей за коррупционные правонарушения подчиненных, усилена работа по экспертизе нормативно-правовых актов на коррупционные риски, внедрен институт антикоррупционных комплаенс-служб и еще многое другое. Для АО «НК «ҚТЖ» как субъекта квазигосударственного сектора вопрос о необходимости усиления борьбы с коррупцией во всех сферах железнодорожной отрасли также не теряет своей актуальности. Поэтому несколько последних лет в компании проходят под эгидой формирования принципа добропорядочности и нулевой терпимости к коррупционным проявлениям. Эту тему в своем интервью подробно раскрыла руководитель комплаенс-службы АО «НК «ҚТЖ» Ирина Капанова.

— Ирина Васильевна, как бы Вы определили понятие «коррупция»?

— Безусловно, коррупция — это зло, минимизировать и уничтожить которое можно только совместными усилиями общества, каждого человека. Думаю, что каждый может внести свой вклад в освобождение общества от коррупции.
В целом это социальное явление, которое не сводится только к даче-получению взятки. Это явление объединяет широкий круг коррупционных деяний, таких как присвоение или растрата вверенного чужого имущества, совершенные должностным лицом, если данные деяния сопряжены с использованием им своего служебного положения; злоупотребление должностными полномочиями, превышение власти или должностных полномочий; незаконное участие в предпринимательской деятельности; служебный подлог; бездействие по службе; принятие на работу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление, и другое.
Необходимо нарабатывать механизмы противодействия любой коррупции, формировать нетерпимое отношение к ней. Для борьбы с этим злом в компании на сегодняшний день определены такие приоритеты, как честность и открытость; воспитание нетерпимости к коррупции у каждого. Искренне считаю, что это важные социальные ценности, которые необходимо тиражировать. И еще необходимо, чтобы люди понимали — сегодня нет неприкасаемых коррупционеров.

— В компании антикоррупционной борьбе особая роль отведена именно комплаенс-службе. Расскажите, пожалуйста, о проводимой работе в целом…

— На мой взгляд, очень важно антикоррупционное просвещение. И, конечно же, в компании нет сомнений в том, что львиная доля успеха в противодействии коррупции — это формирование антикоррупционной культуры.
Главным фактором в противодействии коррупции является обучение по вопросам этики и комплаенс. Поэтому в рамках формирования антикоррупционной культуры и для повышения информированности и осведомленности работников Службой на постоянной основе проводятся обучающие мероприятия.
С начала года обучение по вопросам этики и комплаенс прошли около 12 тысяч работников ҚТЖ и дочерних организаций. Для полного охвата работников обучающими семинарами нами разработаны онлайн-курсы на такие темы, как «Противодействие коррупции» и «Кодекс этики и поведения». При этом предусмотрена обязательная последующая сдача тестов, которые размещены в системе дистанционного обучения и тестирования.
Для пилотной апробации обучающий курс «Противодействие коррупции» был назначен всем должностным лицам и работникам филиала «Костанайское отделение магистральной сети». По результатам его прохождения с последующей сдачей теста получены неплохие результаты. Так, общее количество работников, прошедших курс, — 2766, средний бал по итогам прохождения теста — 92%. А общее количество работников, набравших менее 60% баллов (минимальный порог), — 172.
После успешной апробации указанные курсы были назначены должностным лицам и работникам АО «Кедентранссервис», АО «Қазтеміртранс» и АО «KTZ Express».
По состоянию на 15 октября текущего года уже получены результаты прохождения курсов. По теме «Противодействие коррупции» обучение прошли 846 работников, средний бал — 73,5%. А по теме «Кодекс этики и поведения» — 808 работников, средний бал — 80,8%.
Также во втором-третьем квартале этого года собственными силами Служба провела посредством программы ZOOM обучение по вопросам этики и комплаенс для 7 тысяч работников ҚТЖ и его дочерних организаций.
Кроме того, в городах Нур-Султан, Актобе и Алматы проведены очные обучающие семинары для начальников участков, инструкторов по производственным вопросам, начальников пассажирских поездов АО «Пассажирские перевозки» на тему «Противодействие коррупции». Здесь количество обученных составило 227 человек.
Ранее, 20 мая 2021 года, Службой организован «круг­лый стол» для должностных лиц ҚТЖ и его дочерних организаций на тему «Противодействие коррупции на железнодорожном транспорте» с приглашением представителей Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по г. Нур-Султану, которые ознакомили участников с внесенными поправками в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной службы и противодействия коррупции.
В то же время Службой для обеспечения соблюдения Закона РК «О противодействии коррупции» в части требования сдачи деклараций об активах и обязательствах, а также в рамках оказания консультационной поддержки произведена рассылка разъяснений, полученных от Агентства по противодействию коррупции РК и Комитета государственных доходов Министерства финансов РК. Кроме того, организован и проведен совместно с партнером — ТОО «Делойт ТСФ» —
вебинар на тему «Всеобщее декларирование в Республике Казахстан», на котором даны консультации работникам и должностным лицам ҚТЖ и его дочерних организаций, в том числе по заполнению деклараций.
Помимо прочего, Службой проведена работа по внедрению модуля «Комплаенс» в корпоративное мобильное приложение, пользователями которого являются более 100 тысяч работников группы компаний АО «НК «ҚТЖ».

— Расскажите подробнее об этом модуле…

— Модуль содержит внутренние документы, обучающие презентации и видеоролики по вопросам противодействия коррупции, соблюдения норм этики и поведения.
На мой взгляд, важно, что в модуле имеется доступ к «горячей линии» в один клик. Необходимо отметить, что за 9 месяцев 2021 года со стороны пользователей корпоративного мобильного приложения проявлен повышенный интерес к модулю «Комплаенс». Наиболее часто посещаемыми его разделами являются «Видео» (более 8000 посещений) и «Корпоративные документы» (порядка 5000 посещений).
Думаю, что полученные результаты работы данного модуля показывают востребованность внедренной цифровой платформы для трансляции ключевых посылов компании в области противодействия коррупции, норм этики и поведения.
Также замечу, что информированность и осведомленность работников компании и третьих лиц о проводимой работе по борьбе с коррупцией обеспечивается еще и посредством корпоративного сайта АО «НК «ҚТЖ». Здесь ознакомиться с информацией по вопросам комплаенс можно в разделе «Устойчивое развитие», перей­дя во вкладку «Противодействие коррупции».

— Производится ли в компании оценка коррупционных рисков?

— Да, конечно. В соответствии с требованием антикоррупционного законодательства РК, а также во исполнение поручения Канцелярии Премьер-Министра РК от 19 марта 2021 года рабочей группой, созданной распоряжением и. о.
председателя правления АО «НК «ҚТЖ», с 8 апреля по
28 мая 2021 года проведен внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности ҚТЖ и всех дочерних организаций с участием представителей проектного офиса «Адал жол» Агентства РК по противодействию коррупции.
Результаты анализа коррупционных рисков указывают, что, несмотря на принимаемые меры по снижению причин и условий, способствующих возникновению коррупции, как в нормативных правовых актах и во внутренних документах, так и в организационно-управленческой деятельности компании по-прежнему остаются высокие коррупционные риски, которые необходимо минимизировать.
Так, высокие коррупционные риски выявлены при оказании услуг, в осуществлении закупочной деятельности, управлении персоналом и исполнении договоров.
Для минимизации коррупционных рисков разработаны конкретные мероприятия по устранению причин и условий, создающих коррупционные проявления. Наша служба осуществляет мониторинг исполнения и оценку эффективности мероприятий по снижению коррупционных рисков на ежеквартальной основе.
В настоящее время владельцами бизнес-процессов с участием представителей проектного офиса «Адал жол» Агентства РК по противодействию коррупции проведена большая работа. Так, произведена актуализация внутренних документов на предмет исключения дискреционных полномочий и норм, создающих условия для проявления коррупции; усиления ответственности и внедрения контрольных процедур. Кроме того, в отраслевые министерства и ведомства направлены предложения по автоматизации процесса выдачи технических условий на примыкание подъездных путей и согласование проектной документации; по внесению изменений в Правила перевозок грузов в части возможности применения безбумажной технологии при оказании услуг по подаче-уборке вагонов, которые уже утверждены МИИР РК.
Также для повышения прозрачности процедуры закупок в АО «НК «ҚТЖ» открыт специальный кабинет для проведения заседаний конкурсных комиссий по закупкам товаров, работ и услуг. Регламентом работы кабинета предусмотрена аудио-, видеозапись заседаний, а также их учет, регистрация и хранение. Кабинет оборудован всем необходимым для эффективной работы конкурсной комиссии, направленной на обеспечение равных возможностей для участия в процедуре закупа, привлечение надежных и квалифицированных поставщиков, недопущение нарушений правил закупок. Специальные кабинеты для проведения заседаний конкурсных комиссий также функционируют в дочерних организациях, региональных отделениях железных дорог. Помимо прочего, внедрены процедуры проверки гражданско-правовой состоятельности и деловой репутации потенциальных контрагентов, а также аффилированности с ними должностных лиц компании. Эта работа проводится на постоянной основе.
Одновременно ведется мониторинг закупок и хода выполнения договоров, большое внимание уделяется факторам образования дебиторской задолженности на предмет выявления признаков мошенничества, коррупционных проявлений, конфликта интересов. Во все заключаемые договоры обязательно включается антикоррупционная оговорка.
Помимо прочего, очень важно, на мой взгляд, что завершен проект по централизации процедур поиска, подбора и оценки персонала по группе компаний АО «НК «ҚТЖ». В периметр проекта включены центральный аппарат, все филиалы и дочерние организации АО «НК «ҚТЖ». Процесс централизованного найма включает в себя публикацию вакансий на job-порталах, скрининг-резюме, оценка кандидатов (тестирование) и проведение собеседований с конкурсными комиссиями. Вместе с тем в заседаниях конкурсных комиссий участвуют независимые наблюдатели и HR-бизнес-партнеры компании. Также ход собеседования с каждым кандидатом фиксируется с помощью технических средств видео/аудиозаписи, которые направляются в Департамент управления человеческими ресурсами для мониторинга решений конкурсных комиссий в части прозрачности и объективности проведения собеседований. Наряду с этим внедрен механизм обязательной проверки кандидатов на руководящие позиции на предмет возможного совершения ими коррупционных и иных преступлений, а также наличие аффилированности и конфликта интересов.

— А как в компании обстоят дела с каналами информирования? Есть ли горячая линия?

— Да, в компании есть каналы конфиденциального информирования, в том числе горячая линия. Посредством этих каналов работники и третьи лица могут выразить свою обеспокоенность по аспектам деятельности компании. Контакты горячей линии размещены на корпоративном веб-сайте в корпоративном мобильном приложении в модуле «Комплаенс», в офисных помещениях и на производственных площадках.
По результатам рассмотрения заявителям дается обратная связь. При этом компания гарантирует конфиденциальность заявителя, защиту работников от преследования и дискриминации, а также принятие мер в отношении лиц, которые попытаются это сделать.
Необходимо отметить рост количества обращений, который обусловлен повышением информированности о системе конфиденциального информирования и доверия заявителей к каналам информирования.
Также на постоянной основе ведется и мониторинг публикаций в социальных сетях и средствах массовой информации по вопросам коррупции на железнодорожном транспорте. Отмечу, что не остается без внимания ни одно обращение граждан, работников и юридических лиц. Важно отметить, что граждане чаще занимают активную позицию, намного смелее, чем годами ранее, обращаются с заявлениями и, что самое главное, видят положительный результат.
— Благодарю вас за очень интересную беседу.

Беседовала
Асель ШАЙХЫНОВА

Комментарий