Жаңалықтар | Новости

Экономические проблемы и пути их решения

В данной работе рассматриваются проблемы в экономическом развитии Казахстана, отмеченные Главой государства в послании народу Казахстана, и пути их преодоления. Анализируя образование в нашей стране Президент страны указывает, что в условиях глобальных изменении, получаемые знания устаревают раньше чем выпускник выйдет на рынок труда. Поэтому в статье предлагается использовать технологию опережающего образования. Приведены исходные позиции для формирования основ образования будущего, предложен модернизированный порядок приема и обучения при технологии опережающего образования.

Призидент страны Қасым-Жомарт Токаев на совместном заседании палат Парламента обнародовал Послание народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны».

Обращаясь к народу Казахстана, Президент назвал 30-летие Независимости самой высшей ценностью нашего государство. Далее Глава государства выступил с рядом инициатив, в том числе, направленных на дальнейшее развитие экономики страны в постпандемический период. Отмечая в целом положительную динамику в экономическом развитии, Қасым-Жомарт Токаев подчеркнул и серьезные проблемы.

  1. Доминирование госпредприятии во многих секторах экономики – это сдерживает рост экономики и его конкурентоспособность, приводит к коррупции и незаконному лоббированию.
  2. Неконтролируемый рост инфляции, главное из них рост цен на продукты питания.
  3. Проблемы в агропромышленном комплексе – неэффективное ценообразование и распределение продовольственных товаров; хищение субсидии; около 90% технологии, используемых в АПК, окончательно устарели и нуждаются в модернизации.
  4. Проблемы в животноводстве – у фермеров нет доступа к местам выпаса скота из-за их принадлежности лицам с известными фамилиями.

Указывая на проблемы, сдерживающие динамическое развитие экономики, Глава государства показывает пути их преодоления с указанием конкертных исполнителей и сроков исполнения.

  1. Внедряется бюджетное правило (законодательные поправки) при помощи которых будет осуществляться контроль за обьемом и эффективностью государственных расходов. До конца этого года поручено Правительству и Национальному банку подготовить Концепцию управления государственными финансами (государственным долгом, бюджетной политикой, Национальным фондом).
  2. Срок действия программ «Экономика простых вещей» и «Дорожная карта бизнеса» продлен до 2022 года – на их финансирование выделено не менее 1 (одного) триллиона теңге.
  3. Высшим Советом по реформам одобрен новый план приватизации. Дальше требуется строгии контроль.
  4. Правительству дано задание в месячный срок навести порядок с ценообразованием и распределением продовольственных товаров.

В послании также отмечается важность для динамического развития экономики трансферта современных цифровых технологии, внедрение элементов Индустрии 4.0. При этом, подчеркивания важность взращивать и усиливать отечественный IT-сектор, в рамках Национального проекта по цифровизации предложено подготовить не менее 100 тыс. IT-специалистов и сделать Казахстан центральным хабом на значительной части евразийского региона.

Указанные изменения без сомнения окажут свое влияние на динамику экономического развития.

Так как мы являемся научно-образовательным университетом, готовящий педагогические кадры, хотел остановиться на образование в Казахстане.

Анализируя образование в нашей стране, Глава государства справедливо указывает, что в условиях глобальных изменении велика вероятность, что получаемые знания устаревают раньше, чем выпускник выйдет на рынок труда. Поэтому мы предлагаем использовать технологию опережающего образования.

Исходные позиции для формирования основ образования по нашему мнению следующее.

  1. Перейти от традиционных учебников, пособии и образовательных программ, в которых излагаются и постулируются в основном прошлые и настоящие знания в обьеме до 90%, к новым учебникам и образовательным программам, где система знании о прошлом, настоящем и будущем должна соответствовать новым задачам познания будущего.
  2. В средней школе первичное получение знаний о прошлом 50% и ностоящем 40% должно определяться структурой образовательных программ.
  3. В структуре образовательных программ ВУЗов знания о прошлом и ностоящем должны составлять 50%, а знания о будущем 50%.
  4. В структуре образавательных программ колледжа знания о прошлом и ностоящем должны составлять 70%, а знания о будущем 30%, что в целом связано с их профессиональной деятельностью по эксплутации и модернизации используемых и вновь осваиваемых технологии.
  5. В стуктуре образавательных программ повышения квалификации на курсах, семинарах и тренингах знания о прошлом должно занимать 5%, о настоящем от 50%-70% и о будущем от 45%-25%, что в целом вызвано необходимостью постоянного повышения профессионального уровня при изучении и освоении новых технологии.
  6. Вся система образовательных программ не должна дублировать и повторять образовательные программы, особенно по системе знании о прошлом и ностоящем, пройденные на предыдущих этапах образования. Иначе теряется смысл непрерывного (накапливаемого) образования.

          Таблица – 1. Система образования ориентированная в будущее.

Образовательная система Структура образовательных программ, в % Срок обучения
Система знании о прошлом Система знании о настоящем Система знании о будущем
Средняя школа 50 40 10 12 лет
ВУЗ 20 30 50 4 года
Колледж 20 50 30 2-2,5 года
Курсы 5 50 45 3-6 мес.
Семинары 5 60 35 1-1,5 мес.
Тренинги 5 70 25 5-7 дней

 

Начиная со старших классов средней школы и на протяжении всей системы обучения и последущем работы каждый обучающийся должен иметь форсаит – план продвижения по системе образования, затем по службе, по повышению квалификации и достижению жизнненных целей и идеалов. В построении форсаит – плана молодому человеку должны оказать большую помощь родители, учителя школ, преподаватели ВУЗов и колледжей. Правильно поставленные жизнненные цели ведут в будущее и стмулируют к достижению целей будущего.

В соотвеяствии с рекомендуемой системой опережающего образования в Казахстане, предлагается также модернизировать порядок приема и обучения.

  1. Учитывая форсаит – плана набор на первые курсы ВУЗов и колледжей производить по положительным оценкам аттестата и не менее 50% баллов ЕНТ.
  2. По результатом первого семестра осуществляется оценка знании с учетом творческих начал и знания по базовым предметам обучения.
  3. Отсев по успеваемости студентов за первый курс может достичь до 40%, данная мера будет стимулировать обучение.
  4. Отсев по успеваемости на II, III и IV курсах может в общей сложности достичь до 30%, что также будет способствовать повышению ответственности выпускников за свое будущее.

На отсев студентов, особенно младших курсах, серьезное влияние окажет правильно построенный форсаит – плна.

  1. Дипломные проекты потенциальных выпускников должны быть по профилю и выбору потенциальных работодателей.
  2. Обязательное первичное трудоустройство по выбору выпускника со стороны государства.

Таблица – 2. Схема конкурентной подготовки и первичного          трудоустроиства выпускников

Образовательная система Поступление Отсев Форма завершения обучения Первичное трудоустроиство
Базовые условия По оценкам ЕНТ и форсаит – плана По результатам экзаменационных сессий Дипломные работы по профилю и выбору потенциальных работодателей Зарубежные стажировки и дополнитеьное обучение По тестам и выбору схемы отбора работодалей
Высшее учебное заведение 100% 75% 25%   25%
1-курс   40%      
2-курс   20%     +
3-курс   10%   + +
4-курс   5%   + +
колледж 100% 55% 45%   45%
1-курс

2-курс

  50%

5%

   

+

+

+

 

Предлагаемая схема приема и обучения в ВУЗах и колледжах позволит разгрузить систему образования от массы безликих студентов, у педагогов на старших курсах будет больше времени для творческой работы со студентами в курсовых и дипломных проектах.

Предусматриваемая обязательная стажировка студентов и преподавателей в профильных иностранных ВУЗах будет способствовать повышению общего уровня восстребованности и коммуникативности выпускников, а для преподавателя – заимствование новых методик и практик обучения студентов для их успешной подготовки и активного вхождения в мир конкуренции и созидания.

В результате реализации технологии опережающего образования предполагается осуществить качественный переход от дешевого образования для всех к дорогому образованию для достоиных, которая должна обеспечить повышение глобальной конкурентоспособности Казахстана.

Б.Д Иманбердиев, доктор экономических наук, профессор.

Комментарий