Жаңалықтар | Новости

«ВАЖНЕЙШИМ ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ…»

Сегодня большинству юных казахстанцев аббревиатура ЦОКС кажется еще одним нелепым сокращением из прошлого. Однако за этими буквами – история полета творческой мысли, мужества и сила человеческого духа истинных артистов.

Итак, 15 ноября 1941 года Комитет по делам киноискусства СССР принял одно из важнейших решений: на базе Алма-Атинской киностудии художественных фильмов создать ЦОКС – Центральную объединенную киностудию.

ЭВАКУАЦИЯ

В разгар военных действий актуальнейшим и архиважнейшим стал вопрос о срочной эвакуации вглубь страны киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм». Удивительно: «Мосфильм» оказался в столице нашей страны практически контрабандой – правительственное постановление о размещении главной киностудии в Алма-Ате подписано 3 ноября 1941 года,
фактически через неделю после реального прибытия «Мосфильма» к месту назначения. До Алма-Аты москвичи добирались около двух недель, поскольку тогда по железнодорожному маршруту столицы СССР и Казахстана разделяло более четырех тысяч километров. Настоящим чудом можно считать и то, что эшелон с «Ленфильмом» покинул город на Неве за несколько часов до замыкания кольца блокады Ленинграда немцами, 8 сентября 1941 года в день падения Шлиссельбурга. Свидетели событий тех лет вспоминали, что уже за городской чертой в хвост уходящему эшелону выскочили немецкие мотоциклисты, открывшие ураганную стрельбу. Никто не пострадал: немцы расстреляли только заднюю стенку последнего вагона, да разбили габаритные огни. Вермахт опоздал на пять минут – не более.

«Почему, эвакуируясь, мы выбрали Алма-Ату? – задавался вопросом в одном из своих выступлений тогдашний начальник Управления по производству художественных фильмов СССР Михаил Ромм. – Да потому, что здесь 365 солнечных дней в году. Столица Казахстана предоставила нам все, что могла: только что построенный и единственный в городе Дворец культуры, где начал работать Театр оперы и балета (зрительный зал его киношники тут же превратили в большой съемочный павильон), самую крупную гостиницу, новый жилой дом, около тысячи ордеров на уплотнение, кинотеатр «Алатау» и территорию для натурных съемок. И это все в тот трудный час, когда Алма-Ата должна была разместить
промышленность, десятки учреждений и организаций, тысячи эвакуированных, а потом и раненых. Следовательно, мы предъявили этому маленькому городу огромный и тяжелый счет».

ИСКУССТВО ПРОТИВ ФАШИЗМА

За годы своего существования ЦОКС выпустил около 80 процентов всей отечественной кинопродукции, то есть 23 полнометражных картины и десять короткометражек. Главной темой
их была героическая борьба советского народа против фашизма. Ей посвящались фильмы: «Секретарь райкома» (1942 г., реж. И. Пырьев) – о мужестве белорусских партизан;
«Она защищает Родину» (1943 г., реж. Ф. Эрмлер), где героиня Веры Марецкой Прасковья заслоняет путь танку, наползающему на ее сына; «Зоя» (1944 г., реж. Л. Арнштам) – о гибели юной партизанки Зои Космодемьянской. Среди них также замечательные игровые киноленты: «Во имя Родины» (она же «Русские люди» по К. Симонову, 1943 г., реж. В. Пудовкин и
Д. Васильев), «Непобедимые» (реж. С. Герасимов и М. Калатозов), «Нашествие» (1945 г., реж. А. Роом). Посвящены они были не только партизанам, но и подпольщикам, героям-одиночкам, целым подразделениям или экипажам, летчикам, как, например, в фильмах «Жди меня» (1943 г., реж. А. Столпер, Б. Иванов), «Фронт» (реж. Г. и С. Васильевы) и др.
Конечно, снимались на ЦОКСе и фильмы легкого жанра. Первый из них под названием «Антоша Рыбкин» (реж. К. Юдин) о веселом кашеваре, который когда надо становится умелым воином, вышел в свет через два месяца после учреждения новой киностудии, то есть в начале 1942 года. Вслед за ним в 1943-м появились: «Актриса» (реж. Л. Трауберг), «Воздушный
извозчик» (реж. Г. Раппапорт), «Беспокойное хозяйство» (реж. М. Жаров). Трогательные и наивные сегодня, в годы войны они имели невероятную силу воздействия. Их демонстрировали во всех частях действующей армии, песни героев напоминали о доме и семье, под их впечатлением шли в бой солдаты. Последними, пришедшимися на
1945 год, были художественные фильмы «Иван Грозный» (1-я и 2-я серии, реж. С. Эйзенштейн) и «Черевички» (фильм-опера; реж. М. Шапиро и Н. Кошеверова). Кинематографическая столица Алма-Ата на время войны превратилась в кинематографическую столицу – четыре из пяти фильмов страны снимались здесь. В широких студийных коридорах можно было встретить Пырьева и Пудовкина, Райзмана и Рошаля, Шкловского и Блеймана, Каплера и Козинцева, братьев Васильевых, Вертова, Роома и, конечно, Сергея
Эйзенштейна. Работая армейскими корреспондентами, Константин Симонов, Иосиф Прут, Евгений Габрилович, Илья Вайсфельд привозили с фронта материалы, по которым тут же писались сценарии. В алма-атинских, семипалатинских и других госпиталях актеры и режиссеры встречались с ранеными, а создатели уже готовых картин то и дело выезжали на фронт. Цоксовцев с большой радостью и признательностью приветствовали бойцы легендарной Панфиловской дивизии, с жителями пережившего блокаду Ленинграда и моряками
встречался известный по экрану как депутат Балтики, а потом Иван Грозный – Николай Черкасов. На ура принимались воинами Красной Армии также концерты Любови Орловой, Михаила Кузнецова, Николая Крючкова, Павла Кадочникова.

В кинокартинах, которые вошли в золотой фонд советского и мирового кино, снимались такие великолепные артисты, как Борис Бабочкин и Николай Черкасов, Михаил Жаров и Лидия Смирнова, Галина Сергеева и Марина Ладынина, Валентина Серова и Вера Марецкая, Борис Чирков и Людмила Целиковская, Петр Алейников и Сергей Мартинсон и др. Подготовкой сценариев для ЦОКСа занимались кинематографисты эвакуированной также в Алма-Ату Всесоюзной сценарной студии, где работали такие мастера слова и драматургического построения, как Михаил Зощенко, Виктор Шкловский, Константин Паустовский, Сергей Михалков, Константин Симонов, Леонид Леонов, Евгений Петров, Михаил Блейман, Алексей
Каплер и др. Привлекались к работе над сценариями и казахские литераторы – Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов, Ахмет Хусаинов, Абдильда Тажибаев, Кабыш Сиранов. Следующий короткометражный фильм на казахстанском материале «Батыры степей» был снят по следам только что совершенного гвардии красноармейцем Тулегеном Тохтаровым подвига (в фильме он Куреген). Привлеченный к созданию сценария поэт Абдильда Тажибаев предложил взять романтической параллелью к сюжету о Курегене народную легенду о горе Толагай и батыре Толагае, который, не пожалев собственной жизни, раздвинул эту гору и открыл доступ к воде. Надо отметить, что прием образного сопоставления реального события и фольклорного материала был как нельзя к месту. Он придал повествованию возвышенное, эпическое звучание, что пришлось по душе режиссеру Григорию Рошалю, пригласившему на главную роль уже полюбившегося всем Капана Бадырова. Толагая же сыграл замечательный артист Жагда Огузбаев, другие роли исполнили Р. Османова, К. Карабалина,
Р. Мусабекова и знаменитая кюйши Дина Нурпеисова.

«РАДИ РУССКОГО ЦАРСТВА ВЕЛИКОГО…»

Сергей Михайлович, будучи поначалу художественным руководителем ЦОКСа, провел в Казахстане неполные три военных года. Правда, в них вместилось так много, что другому человеку хватило бы на целую жизнь. Теоретические разработки (более 20 статей), педагогическая деятельность на режиссерском факультете ВГИКа, который также эвакуировался в
Алма-Ату, выступления по радио и в кино с призывом к народам мира бороться против фашизма, творческая помощь коллегам-ученикам, встречи в госпиталях, и, разумеется, работа над «Иваном Грозным»… Именно на этом фильме (Сергей Михайлович называл его своей Голгофой) необходимо остановиться особо: приступая к нему, Эйзенштейн понимал, что в показе личности Грозного ему представляется уникальная возможность сказать все, что он считает нужным, о пользе крепкой разумной власти и пагубности диктата. Однако сделать это было нелегко, так как картина снималась фактически по заказу Сталина, который лично наблюдал за ее созданием. И если в первой серии жестокость, коварство и авторитаризм Ивана оправдывались объективностью исторического момента («Не ради себя, своей славы, а ради Русского царства великого»), то далее стержневой стала фраза «Един, но
один». Именно в силу этого первая серия (1945 г.) была удостоена Сталинской премии, а вторая серия не была допущена к экрану, т. к., по мнению ЦК ВКП (б), высказанному
в Постановлении от 4 сентября 1946 года, не удалась («Режиссер Сергей Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов…»). После долгих мытарств, а также встречи с И. Сталиным, В. Молотовым и А. Ждановым режиссеру дали возможность переработать картину, но очередной, на этот раз смертельный инфаркт не позволил Сергею Михайловичу сделать это Фильм вышел в прокат только в 1958 году. Третья же часть фильма так и не увидела свет – от нее остались лишь наброски, фотографии и мелкие кинофрагменты. Киноэпопея «Иван Грозный» вошла в число мировых киношедевров. «Это величайший исторический фильм, когда-либо созданный. Его атмосфера великолепна, а красота превосходит все, что до сих пор видено в кино», – восторгался в поздравительной телеграмме Чарли Чаплин после просмотра картины. И создалось это все благодаря прекрасно выписанному и покадрово прорисованному сценарию, выразительным мизансценам, отлично подобранному актерскому составу, тщательно продуманной композиции, историческому колориту, световому решению, мастерски выполненной операторской съемке, классическому образцу использования музыки в кино. Артист Н. Черкасов в своей игре сочетал высокую государственность помыслов Грозного с жестоким нравом тирана, А. Бучма, М. Кузнецов, М. Жаров создали образы его соратников, а М. Названов, А. Абрикосов, С. Бирман, П. Кадочников – противников-бояр.

Съемки операторов А. Москвина (павильоны) и Э. Тиссэ (натура) тонко сочетались с новаторской, углубляющей драматургическую канву музыкой С. Прокофьева. Свидетельством важного, наполненного творческими исканиями, сомнениями и радостями периода жизни Сергея Михайловича остались созданные им тогда многочисленные рисунки. В Центральном государственном архиве литературы и искусства России (ЦГАЛИ) хранится 558 его графических работ и более тысячи эскизов к «Ивану Грозному». Все они символически помечены авторской монограммой. Две пирамидальные вершины, перечеркнутые поперечной чертой, означали «Алма-Ата», то есть, город с окружающими его горами. В другом случае слившиеся воедино заглавные алма-атинские «А» прочитывались как «М» – заглавная литера обожаемой им Москвы. Символика эта была в духе создателя «Ивана Грозного».

ТВОРЧЕСКОЕ СОДРУЖЕСТВО

В период ЦОКСа в Алма-Ате работали многие московские и ленинградские мастера документального кино, главным образом режиссеры и монтажеры. Творческое содружество
местных и приезжих кинематографистов было плодотворным. Благодаря ему наряду с художественными были созданы казахстанские документальные ленты «Восьмая гвардейская»
(1942 г., реж. М. Слуцкий), «Тебе, фронт» (1943 г., сцен. и реж. Д. Вертов), «Под звуки домбр» («Казахский киноконцерт» – 1944 г., сцен. К. Сиранов, реж. С. Тимошенко и А. Минкин) и др. В последнем был задействован весь цвет музыкального искусства нашей республики – К. Байсеитова, К. Куанышпаев, Ж. Омарова, Д. Нурпеисова, Ш. Жиенкулова и многие другие. Сюда были включены фрагменты опер «Қыз-Жібек», «Ер-Таргын», эстрадные номера артистов драмы, любимые мелодии казахского народа. За добросовестную работу коллективу ЦОКСа дважды было присуждено переходящее Красное знамя ГКО – символ трудового героизма в тылу. Во второй половине 1944 года, когда положение на фронтах в
корне изменилось, студия с честью завершила свое существование, и «Мосфильм» с «Ленфильмом» вернулись к себе домой. Основные цеха, как пообещал в свое время Михаил Ромм, вместе с оборудованием были полностью переданы Алма-Атинской студии. Учитывая, что до прибытия цоксовской базы проявка и обработка пленки велась здесь вручную, станет понятной значимость этой акции. Таким образом, в то время как в фашистской Германии правила бал Лени Рифеншталь со своими одиозными «Триумфом воли» и «Олимпией», пропагандировавшими идеи национал-социализма, то творческий состав киностудии ЦОКС служил верой и правдой своей Родине, развенчивая идеи фашизма и ободряя своих соотечественников, находящихся на передовой, веселыми киносборниками.

Диас ЭМИР

Комментарий