Жаңалықтар | Новости

ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ И КАЗАХСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

За годы независимости в сфере истории и появилось понятие о казахской цивилизации. Изучая этот вопрос невозможно обойти проблему шелкового пути – красочного явления мировой цивилизации, описывающей дипломатические и торговые пути, которые шли через террритории проживания казахов. В связи с этим у нас состоялась содержательная беседа с ректором университета «Кайнар», вице-президентом Казахстанской национальной академии естественных наук Еренгайыпом Омаровым, для сбора доказательной базы им была организована научная и другие экспедиции вдоль Шелкового пути.

— Еренгайып Салипович, как вы пришли к теме казахской цивилизации и Шелкового пути?

— В XX веке цивилизационная проблематика вышла на авансцену мировой социогуманитарной мысли. В Казахстане в конце 1990 годов появились первые работы, где обосновывались идея и практика функционирования степной, конно-кочевой цивилизации казахов, ее взаимодействие с другими цивилизациями. Дальнейшее развитие данная научная проблема получила в работах Е. Омарова, где он обозначил новые теоретические подходы к осмыслению собственно казахской цивилизации. Автор этой точки зрения доказывает, что уже в далеком историческом времени на территории Казахской степи была и даже процветала великая культура, притом не только кочевая, но и оседлая, городская. Таким образом, можно сделать вывод о том, что избранная тема проекта актуальна в контексте мировых тенденций в изучении цивилизационных процессов. Необходимо было представить материальную доказательную базу о взаимовлиянии и взаимосвязи культур локальных цивилизаций, включая казахскую и центральноазиатскую цивилизации. Казахская цивилизация есть, она существует. Наша задача — провести исследование, дать определение, показать территорию, составные части, самое главное — донести до молодого поколения. Мы хотим, чтобы поколение эпохи независимости знало о том, что мы являемся частью великой цивилизации. Американский ученый и государственный деятель Генри Киссинджер, когда посетил Казахстан, отметил, что «Казахстан – колыбель цивилизации» (2005 г.). Теперь мы из казахской цивилизации сможем найти цивилизации кочевников, а также степную, военно-демократическую, городскую, земледельческую и речную цивилизации. Казахская цивилизация — это результат сохранившейся истории развития быта и культуры казахского народа и его предков — касситов, шумеров, арий, скифов, саков, гуннов, тюрков, кипчаков. Она имеет собственный национальный генотип, свойства, большое замкнутое пространство, признанную в мире государственность. Казахская цивилизация — наследник цивилизации саков, в том числе касситов-массагетов и гуннов и Дешт-Кипчаков.

— Расскажите подробнее о Шелковом пути…

— Торговые пути существовали в древности, еще до появления Великого шелкового пути. Торговля, торговые пути и рынки имеют такое же значение для человечества, как жилье, одежда, орудия труда и производства, охота, сельское хозяйство и т.д. Торговые пути появились после одомашнивания тягловых животных. Это верблюд, лошадь, бык, осел и т.д. Первые торговые пути, очевидно, появились в Шумере (Древняя Месопотамия, потом стали называться Вавилоном, на месте нынешнего Ирака), который торговал с Востоком (Степь) и Западом (Египет). Впервые древние дороги в Шумере были построены касситами для перевозки тяжелых грузов, они тогда уже пользовались телегами и колесницей. Сами касситы (кассаки) пришли из Великой Степи и были предками саков. Они были первыми кочевниками-всадниками, у них была многочисленная кавалерия, когда остальной мир не использовал лошадей таким образом. Их еще сравнивали или
называли Кентаврами. Это было самое сказочное время древнего Востока — развивалась торговля, образование, появилась письменность, работали школы, появилась государственная власть, армия, появилось земледелие, металлургия и скотоводство.

Очевидно, именно поэтому торговые пути в I тыс. до н. э. шли из Шумера в Среднюю Азию на Алтай через исконно сакские территории. Шумеры покупали золото, шкуры редких животных, лошадей и, возможно, изделия из бронзы. Система дорог расширялась, соединяя новые страны и регионы. Так, например, связи между Южной Сибирью и древними цивилизациями Ближнего Востока в I тыс. до н. э. осуществлялись маршрутом, идущим из Ахаменидского Ирана и Вавилона через Восточный Казахстан (Туркестан) в Туву, Алтай и Минусинскую котловину. Восточная часть этого маршрута из Восточного Туркестана в Южную Сибирь совпадала с «Хакасским маршрутом», упоминаемым в средневековых китайских и арабских источниках. Находки из пазырыкских курганов, такие как ковры, узоры из ткани, изделия из стекла и т.д., свидетельствовали о связях Южной Сибири с Ближним Востоком. Следует отметить, что золото как денежная единица было введено именно касситскими (сакскими) царями. До этого в Шумере серебро было деньгами. Но это было крайне неудобно из-за его очень низкой себестоимости и тяжести. Далее, как алтын оно дошло до начала XX века, и был международной валютой. Для сбора доказательной база были организованы археологические и другие экспедиции вдоль Шелкового пути. Вначале были собраны новые археологические этнографические данные относительно основных сходств и различий материальной культуры народов, населявших Казахстан и Среднюю Азию. Экспедиции вдоль Шелкового пути были проведены начиная от Стамбула до восточной границы Турции, Армении, Ирана, Туркменистана (Ашхабад), Узбекистана (Хива, Бухара, Самарканд и Ташкент), Кыргызстана, Казахстана и Китая. Особенно стоит отметить китайскую часть, где в течение восьми дней проехали всю Кашкарию, Такламаханскую пустыню. Ч. Валиханов стал знаменитым в основном своим путешествием в Кашкарию. Также проехали Синьцзян-Уйгурский автономный район, где рядом с г. Урумчи были обнаружены развалины города Астана, которые показывают, что это слово было известно еще в древности. В этом городе была обсерватория. Завершили в конечной точке — Пекине и Китайской стене. Восточное направление торгового пути было развито с образованием государства Хунну-сюнну в III в. до н. э. Китайская часть Великого шелкового пути, по мнению китайских ученых, берет свое начало с момента путешествия посольства Чжань Тяня во II в. до н. э. Но они пошли по существующему торговому пути на территории Восточного Туркестана практический до Сыр-Дарьи, когда это уже был реальный торговый путь. По возвращении на родину посол
доложил китайскому правителю, что население в тех местах «странное» и любит строить города. Основная масса этих городов была караван-сараями. В то время в Средней Азии формируются прообразы нынешних логистических центров — караван-сараи. Таким образом, обнаруживаются первые зачатки цивилизации – Сакской цивилизации.

Впервые шелк был экспортирован из Китая во II в. до н. э. по маршруту «Степная дорога», и с этого момента Шелковый путь начал функционировать как регулярная и надежная дипломатическая и торговая линия. Кстати, всем знакомое, ставшее брендовым название трансконтинентальной дороги — Шелковый путь, — стало устоявшимся по историческим меркам сравнительно недавно, до этого называли просто Караванной дорогой, а города назывались караван-сараями. Этот термин (по-немецки Seidenstrassen) ввел в научный обиход географ Фердинанд фон Рихтгофен в 1877 году. Именно шелк, как отметил другой немецкий ученый Альберт Херманн, был основным товаром, познакомившим два разных мира — Запад и Восток. Основная часть Шелкового пути проходила через Центральную Азию, и самыми многочисленными и искусными купцами были согдийцы. Многие купцы не проходили весь путь из Китая в Европу полностью, что заняло бы у них долгие месяцы, а занимались транзитными поставками, выменивая товар у партнеров. Безопасность купцов была гарантирована гуннами, саками, тюрками, кипчаками и предками казахов. Согдийцы, жившие в выступе, образованном Самаркандом, Чуйской долиной, Семиречьем, основали государство Аргу со столицей в городе Алмалык в районе реки Или. Это, возможно, Алматы или г. Кульджа. Древние города Ферганской, Жетысуйской и Чуйской долин, а также
Южного Казахстана были в основном построены и приспособлены для обеспечения нужд Великого шелкового пути и на деньги богатых согдийцев и кочевников. Эти города были очагами цивилизации, местами культурного обмена, где проходили состязания певцов, ораторов, соревнования акынов, созывались курултаи. Большое внимание уделялось науке,
школам, работали медресе и т.д. Там, в Отраре Южно-Казахстанской области, располагалась первая в мире библиотека по количеству книг и рукописей. Производили бумагу, доказательством служит, что в VI веке на севере Аральского моря жила сакская царица по имени Аққағаз (т.е. белая бумага). Северная ветвь Шелкового пути, о которой я узнал во время своего путешествия в Корею, ждет своих исследователей. Предположительно, он шел через Турфан, Бахтинскую таможню, Восточный, Центральный и Западный Казахстан в Европу или по Иртышу, Сибири, Уралу, по территории России в Европу.

Анализ выявленных исследователями артефактов материальной культуры древних казахов представлен в исторических музеях и библиотеках таких стран, как Франция, Португалия, Китай и Индия. По результатам исследования доказательной материальной базы подготовили и опубликовали несколько монографий, посвященных взаимовлиянию и взаимосвязи локальных западных и восточных цивилизаций. Получено свидетельство авторского права на научное открытие «Қазақ өркениетінің негізі» (Основы Казахской цивилизации) в 2014 году. Е. Омаров был принят в Лиссабонское географическое общество.

Ақбота ЕРБОЛҚЫЗЫ

Комментарий