Жаңалықтар | НовостиСудья мінбері | Судебная система

Актуальность вопросов с введением нового Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан

С 1 июля 2021 года законодательно будет введен в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года №350-VI, подписанный Главой государства — Президентом Республики Казахстан 29 июня 2020 года.

С введением Административного процедурно-процессуального кодекса, утратят силу действующие сейчас Законы Республики Казахстан “Об административных процедурах” и “О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц”, прекратят свое действие ряд норм Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, а именно главы 27-29 вышеназванного кодекса, нормы других кодексов и законов.

Основной же целью Административного процедурно-процессуального кодекса является закрепление гарантий, которые позволят гражданам реально участвовать в процессе принятия управленческих решений и эффективно защищать свои права при рассмотрении споров с органами власти в суде.

Отличительными особенностями Административного процедурно-процессуального кодекса (далее — Кодекс) являются административные процедуры и административное судопроизводство, которые направлены на принцип приоритета прав — все сомнения, противоречия и неясности законодательства об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры. Так, иски граждан и бизнеса будут рассматриваться по принципу «презумпции виновности госоргана».

Нормами Кодекса установлен запрет злоупотребления формальными требованиями – административным государственным органам, должностным лицам запрещается отказывать в реализации, ограничивать, прекращать право участника административной процедуры, а также возложена обязанность соблюдения требований, не установленных законодательством.

Немаловажным является и установленный Кодексом принцип активной роли суда, т.е. суд, не ограничиваясь объяснениями, доводами, заявлениями, ходатайствами участников административного процесса, представленными доказательствами и иными материалами административного дела, всесторонне, полно и объективно исследует все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела. По собственной инициативе или мотивированному ходатайству участников административного процесса собирает дополнительные материалы и доказательства, вправе высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и (или) юридическим сторонам административного дела.

Также Кодексом установлен принцип, направленный на охрану права на доверие — доверие участника административной процедуры к деятельности административного органа, должностного лица, которые охраняется Законом.

В рамках административного судопроизводства истцы смогут обратиться в суд со следующими видами исков:

-иски об оспаривании с требованием отменить административный акт полностью или в части;

-иски о принуждении, по которым истец может потребовать принять благоприятный административный акт, в принятии которого было отказано либо не принятый по причине бездействия административного органа, должностного лица;

-иски о совершении действия, по которым истец может потребовать совершить определенные действия или воздержаться от таких действий, которые не направлены на принятие административного акта;

-иски о признании, по которым истец может потребовать признать наличие или отсутствие какого-либо правоотношения.

Административные дела будут рассматриваться специализированными районными и приравненными к ним административными судами, при этом некоторые категории дел будут рассматриваться Верховным Судом РК и судом города Нур-Султана по правилам суда первой инстанции.

В целом, требования норм Кодекса направлены на повышение прозрачности и эффективности деятельности государственных органов, закрепления гарантий защиты прав граждан и бизнеса в процессе принятия решений государственными органами, должностными лицами при рассмотрении споров с государственными органами в вышестоящем органе и суде, снижения коррупционных рисков и нагрузки на судебную систему.

 

Судья военного суда

Алматинского гарнизона Баймакулов Д.В.

Комментарий