Жаңалықтар | НовостиСудья мінбері | Судебная система

Госзакупки под пристальным вниманием

Вопросы, возникающие в спорах, связанных с государственными закупками во всем мире находятся под особым вниманием. По оценке Всемирного банка, за последние два десятилетия Казахстан приложил значительные усилия для приближения своей системы государственных закупок к международным стандартам.

В то же время, по мнению экспертов, все еще часть закупочной деятельности еще не соответствует этим стандартам, что ограничивает общую эффективность и действенность. По их мнению, более единый подход к государственным закупкам необходим для ускорения выхода экономики Казахстана в мировые лидеры.

— Мы признаем, что правила и институты казахстанской системы государственных закупок достигли уровня зрелости, который потенциально может способствовать экономическому и рыночному росту, а также стимулировать инновации и экологически устойчивое развитие, — сказал Жан-Франсуа Марто, региональный менеджер Всемирного банка в Казахстане. — Как недавно упомянул Президент Казахстана, грамотное использование государственных закупок и закупок квазигосударственным сектором следует рассматривать как средство восстановления экономической активности после COVID-19.

Так, оценка текущей практики закупок в Казахстане указывает на повышение эффективности системы обязательных электронных закупок. Также мировые эксперты отмечают, что необходимо решать проблемы на каждом этапе. Поскольку проекты государственных закупок обычно планируются и реализуются поэтапно, разногласия могут возникнуть на любом из них. Переход к следующему этапу без разрешения возникающего конфликта может нанести ущерб всему процессу и привести к необходимости повторного проведения закупок. В свою очередь, это может привести к безнадежной ситуации с повышенными затратами и потерей ресурсов для всех сторон. На практике игнорирование обязательных консультаций перед закупкой или неспособность активно вовлечь все заинтересованные стороны в разработку спецификаций может спровоцировать конфликтную ситуацию на более позднем этапе. Претендентов следует призывать как можно раньше выражать озабоченность по поводу потенциальных ошибок в процессе, прежде чем переходить к следующему этапу.

Открытое и прозрачное общение

Наилучший подход в решении споров по госзакупкам — это сотрудничество обеих сторон и своевременное и быстрое урегулирование конфликта. Например, во время одного проекта, участник торгов обнаружил противоречие в одном из обоснований, приведенных для оценки. Он организовал встречу с партнером, где были выслушаны обе стороны, признана и исправлена ошибка. В конце концов, небольшое упущение не повлияло на общий рейтинг, и надежность закупок была защищена. Прямой контакт и искренняя попытка исправить ситуацию были одобрены участником торгов. Таким образом, сотрудничество, умение слушать и умение совершенствоваться дало свои плоды.

Еще один совет мировых экспертов — не прятаться за закрытыми дверями. Этот совет относится как к государственным органам, так и к потенциальным поставщикам услуг. Быть недоступным и надеяться, что проблема исчезнет, ​​- не лучшая тактика для управления конфликтами, связанными с государственными расходами, или для укрепления доверия к процессам закупок.

К примеру, бизнесмены в Великобритании знают о правиле 30 дней — это короткий срок для подачи официального иска о закупке в суд. Как правило, 30 дней начинаются с даты, когда заявителю стало известно о проблеме. Пассивный подход к разрешению разногласий заключается в том, чтобы подождать 30 дней, не предпринимая никаких попыток решить проблему. Проактивный подход будет заключаться в продолжении общения с поставщиком услуг и проявлении искреннего желания объяснить причины решения, например, путем организации личной встречи для обсуждения проблемы вместе.

Суды — не единственный ответ

Необходимость полагаться на судебный процесс для разрешения конфликтов в процессе закупок обычно проявляется только в безвыходной ситуации. Обе стороны могут потерять деньги, нанести ущерб своей репутации и отношениям. Суды часто перегружены, и связанные с этим задержки могут отрицательно сказаться на предоставлении государственных услуг. Примирение — лучшая альтернатива. Стратегия упреждающего предотвращения конфликтов основана на осмыслении общей картины и смещении акцента с реактивного тушения пожаров на целостный подход. Укрепление доверия к процессам и системе в целом предотвратит конфликты и придаст больше уверенности участникам торгов. В этом отношении ключевую роль играет специалист по закупкам, чтобы показать, что он является беспристрастным участником справедливого процесса и действует с единственной целью — служить общественным интересам. Демонстрация передовой практики закупок — отличный способ улучшить репутацию государственных закупок и, в конечном итоге, более эффективно управлять конфликтами.

Когда возникает конфликт, не нужно смотреть на него как на непреодолимую проблему. Лучше воспользоваться возможностью поставить себя на место другой стороны и вступить в конструктивный диалог. К примеру, менеджеры по государственным закупкам в США и их коллеги-юристы применяют альтернативное разрешение споров в качестве предпочтительного метода разрешения договорных споров. Альтернативное разрешение споров — это «зонтичный» термин, который относится к различным методам разрешения споров, не прибегая к судебному процессу.

Даже глобальные компании серьезно относятся к такому способу как к эффективному средству разрешения трансграничных договорных споров.

Судья специализированного межрайонного

экономического суда города Алматы Сауле Басканбаева

Комментарий