Құқық | Право

Академия правоохранительных органов: научное обеспечение правоохранительной деятельности за годы становления и развития

«Там, где нет законов, нет и свободы»

Джон Локк

 

На заре своего становления перед суверенной Республикой Казахстан возник ряд проблем, острейшей из которых являлся вакуум правовой системы.

После принятия Верховным Советом Республики Казахстан Конституционного закона от 16 декабря 1991 года «О государственной независимости Республики Казахстан» наступил период, когда многие советские законы утратили силу, а новые казахстанские еще отсутствовали.

Описывая тот период в выступлении по случаю торжественного празднования 20-летия Конституции Казахстана, Н.А. Назарбаев отмечал: «Сегодня мы можем объективно утверждать, что к началу 1995 года независимость Казахстана оказалась у пропасти. Вопрос стоял ребром: Быть или не быть государству после развала Советского Союза? В тот момент Казахстан был отчаянно беден и отчаянно ограничен в своих действиях и возможностях. Мы не обладали ни знаниями, ни опытом самоуправления и очень слабо представляли, как функционируют современные государства. Мы знали – если мы не будем действовать быстро и решительно, то вместо нового и независимого государства у нас будет анархия. Мы это наблюдали на опыте других стран» [1, с. 3].

Одними из первых нормативных правовых актов молодой страны стали: Декларация «О государственном суверенитете Республики Казахстан» и Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», декларировавшие суверенитет страны и ее право самостоятельно определять внутреннюю и внешнюю политику, целостность, неделимость и неприкосновенность территории, принцип разделения власти, многообразие и равенство форм собственности, государственные символы и другие атрибуты независимого государства. Следом, 28 января 1993 года была принята первая Конституция Республики Казахстан.

В этот период учеными в области права была проделана колоссальная и кропотливая работа. Поскольку как справедливо отмечал Г.С. Фельдштейн: «из истории права Запада мы знаем, что зачастую ученая деятельность юристов не только вела за собой законодательство, но вкладывала в него определенное содержание» [2, с. 198].

Роль науки в развитии законодательства всегда обусловлена множеством факторов, среди которых: правовые, политические, экономические и социальные. Принятию любого закона предшествует большая аналитическая работа, когда ученые в области права изучают богатый мировой опыт и на основе изученного материала разрабатывают свои проекты.

Вместе с этим немаловажной оставалась проблема имплементации законов ведущих стран. Нормотворчеству Казахстана в годы своего становления был близок опыт, описанный таким известным высказыванием П. Бобровского о законотворчестве России в Петровскую эпоху: «Заимствованные почти дословно из различных западных законов и подвергнутые целому ряду переделок, вызываемых практическими соображениями, законы эти были делом самой жизни, а не теоретических построений. Вводилось то, что было годно, и отбрасывалось то, что было не годно» [3].

Развитие национального законодательства требовало постоянного его совершенствования. Помимо этого оставался острым вопрос модернизации правоохранительных органов. Первый Президент Республики Казахстан отмечал, что существуют очевидные проблемы в деятельности правоохранительных органов, требующие проведения определенных действий по укреплению и повышению профессионального потенциала правоохранительной системы [4, с. 18].

С 2013 года руководство страны изучает вопрос создания организации образования, целью которой станет внедрение нового формата профессионального обучения и научного обеспечения деятельности правоохранительных органов. В качестве базы для нового ВУЗа рассматривались Академия финансовой полиции Республики Казахстан и Институт изучения проблем законности, правопорядка и повышения квалификации кадров органов прокуратуры при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан имени Сулеймена Ескараева.

Уже 4 мая 2015 года в целях усиления правовой науки в обеспечении законности и совершенствования кадрового потенциала правоохранительных органов Лидер нации Н.А. Назарбаев подписал Указ «О создании Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан».

На созданное учебное заведение возлагалась важная и ответственная задача – кардинально реформировать систему юридического образования, обеспечив правоохранительные органы конкурентоспособными специалистами, а также способствовать новому скачку развития отечественной юридической науки.

Более того, основание межведомственного учебного заведения послужило не просто координации научной работы ведомственных ВУЗов, но и дальнейшему развитию науки в правоохранительной сфере.

Так, например, в Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан при поддержке Н.А. Назарбаева был запущен важный инновационный проект – Региональный хаб противодействия глобальным угрозам (экологические преступления и кибер преступность, финансовые преступления и коррупция, торговля людьми и незаконная миграция, экстремизм и терроризм, незаконный оборот наркотиков). В рамках его работы были проведены десятки научно-образовательных мероприятий с участием сотен слушателей и привлечением более 90 экспертов из стран Европы, США и СНГ [5, с. 9].

За 6 лет своей деятельности Академия установила прочные партнерские взаимоотношения с ОБСЕ, Советом Европы, ООН, посольствами и представительствами зарубежных стран: США, Турции, Израиля, ФРГ, Венгрии, Франции, России, Индии, Великобритании, а также такими организациями, как: DEA, Агентство MASHAV, Всемирный Банк, Банк ЕС, TIKA, Академия TEMAK, ТАDОК, Интерпол, INTERРA, ITEC.

Сотрудники правоохранительных органов Республики Казахстан получили возможность повышать свою квалификацию в Германии, Венгрии, Турции, Великобритании.

К примеру, в Германии казахстанцы изучали опыт обучения сотрудников для службы в полиции, работы в судебных органах; в Венгрии ознакомились с деятельностью Центра международного обучения Международной Академии правопорядка (ILEA), Международной полицейской Академии (МЕРА), Европейского полицейского колледжа (CEPOL); в Турции был изучен опыт организации образовательного процесса Академии юстиции, TEMAK, ТАDОК и Международной Ассоциации полицейских академий (INTERРA); Великобританию посетили для ознакомления с компаниями «ViaSoILTD» и «NICO», осуществляющих обучение сотрудников правоохранительных органов более 70 стран мира.

В марте 2018 года, на третий год с момента своего основания, решением глав внешнеполитических ведомств стран Содружества Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан присвоен статус базовой организации по повышению квалификации и переподготовке кадров для органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ (2018 г.), а также прокурорско-следственных сотрудников (2020 г.), что подтвердило авторитет ВУЗа в образовательном и научном пространстве СНГ.

Следует отметить, что приоритетным в повышении квалификации и переподготовке кадров в Академии является практикоориентированность. Это означает, что содержание курсов определяется в зависимости от потребностей той или иной службы. 90% занятий проводится в форме тренингов и решения кейсовых задач с привлечением к проведению занятий авторитетных отечественных и зарубежных экспертов. Более того целями данных занятий является привитие не только профессиональных, но и коммуникативных и лидерских навыков.

В Академии прошли обучение свыше 9 тыс. сотрудников правоохранительных органов (7182 – органы прокуратуры, 972 – Антикоррупционная служба, 746 – Служба экономических расследований, 298 – органы внутренних дел).

С 2016 года обучено 94 сотрудника, состоящих в Президентском резерве руководства правоохранительных органов, в рамках реализации государственной политики по созданию новой формации руководителей – лидеров и современных менеджеров. 29 выпускников Курсов Президентского резерва уже назначены на руководящие должности.

Не менее важная работа в области науки ведется в рамках Научно-методического совета Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре – межведомственного консультативно-совещательного органа, созданного в целях формирования единой научной политики в правоохранительной сфере.

В частности, осуществляется координация качества научной деятельности, определение актуальных тем исследований, постановка исследовательских задач, анализ и оценка эффективности внедрения результатов научных изысканий.

Членами Научно-методического совета Академии являются депутаты Парламента, руководители аппаратов и кадровых подразделений правоохранительных органов [6, с.13]. Из чего следует, что в Академии не ограничиваются исключительно теоретическими научными исследованиями, а тесно взаимодействуют с практикой.

Уже в первые два года своего существования Академия завершает работу над двумя исследованиями: «Разработка научно обоснованных нормативов штатной численности и служебной нагрузки сотрудников с учетом требований практики» и «Прогнозирование развития криминальной ситуации в Республике Казахстан».

Результаты первого исследования были одобрены Администрацией Президента Республики Казахстан, а результатам второго дана высокая оценка видными учеными мира: доктором юридических наук, профессором Д.А. Шестаковым (Россия) и кандидатом философских наук, доцентом О.А. Зигмунтом (Германия). Причем разработанная методика по теме исследования «Прогнозирование развития криминальной ситуации в Республике Казахстан» стала сразу применяться прокуратурами Костанайской, Акмолинской и Западно-Казахстанской областей.

Академия на постоянной основе проводит межведомственные научные исследования, рабочие группы которых составляют представители: Генеральной прокуратуры, Комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства финансов, Министерства по делам религий и гражданского общества, Министерства энергетики, Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, а также казахстанского и зарубежного научного сообщества.

В рамках проводимой научной работы внесено немало предложений по совершенствованию правовой базы нашей страны, в частности по: неприкосновенности частной жизни; трехзвенной модели уголовного судопроизводства; профилактике бытового насилия; обеспечению дорожной безопасности; противодействию незаконному выводу капитала; экологической безопасности и многим другим стратегическим направлениям.

Научно-исследовательская работа является одним из приоритетных направлений деятельности Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан.

В ВУЗе действует специальное подразделение по организации и проведению научно-исследовательских работ, внедрению их результатов в практическую деятельность правоохранительных и других государственных органов, в нормотворчество, а также образовательный процесс – Межведомственный научно-исследовательский институт (МНИИ).

Направления и темы научных изысканий МНИИ определяются совместно с правоохранительными органами и зависят от перспективных и текущих потребностей науки и практики.

К примеру, в 2020 году проведено четыре научных исследования: «Усиление гарантий защиты прав граждан в уголовном процессе», «Доверие населения как индикатор эффективности деятельности правоохранительных органов», «Пытки: проблемные вопросы уголовно-правового и процессуального урегулирования в пенитенциарных учреждениях», «Актуальные проблемы оценки уровня наркопотребления в Казахстане», и порядка 30 экспресс-анализов.

Заказчиками исследований и экспресс-анализов выступают Администрация Президента, Совет Безопасности, Парламент, Генеральная прокуратура, правоохранительные органы и неправительственные организации.

Жизнь показывает, что проводимые МНИИ экспресс-анализы востребованы не только в научной сфере, но и на практике.

К примеру, по результатам изучения работы интеллектуальной системы видеоконтроля, анализа и прогнозирования «Сергек» выявлены факты коррупции среди сотрудников административной практики.

По этим фактам Антикоррупционной службой проведено расследование, виновные осуждены.

Проведено исследование по проблемам полиграфа в силовых органах. По его результатам установлен ряд факторов, сдерживающих его эффективное развитие, и предложены научно-обоснованные пути решения: внедрить профессиональные и образовательные стандарты для полиграфологов, создать единый центр их подготовки и методологического обеспечения, исключить полиграф при аттестации сотрудников.

Реализация предложенных подходов возможна в рамках законопроектной работы по вопросам совершенствования порядка прохождения правоохранительной службы.

Практико-ориентированные исследования по отдельным, узловым вопросам правоприменения и законотворчества, коими являются экспресс-анализы, получили признание и в других сферах.

В частности, выводы по исследованию о проблемах придорожного сервиса были обсуждены на площадке «Казавтодор» с участием представителей Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и других заинтересованных сторон, где рекомендации по результатам проведенного исследования получили поддержку.

Это наглядно показывает, что Академия по роду своей деятельности тесно взаимодействует не только с правоохранительными органами, но и также активно сотрудничает с гражданскими институтами нашей страны в вопросах защиты прав и интересов граждан.

Так, в 2019 году было проведено исследование по теме: «Вопросы усиления защиты прав предпринимателей и их законных интересов», результаты которого обсуждены на Криминологическом форуме.

По итогам обсуждения разработан комплекс рекомендаций, направленных на улучшение предпринимательского климата, обеспечение законности в сфере защиты бизнеса, создание надлежащих условий для развития предпринимательской инициативы.

К примеру, для создания дополнительных гарантий защиты предпринимателей от необоснованного уголовного преследования было предложено усилить ответственность за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, в том числе субъекта предпринимательства.

Такой подход корреспондируется с Посланием Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года, в котором К.Токаев отметил, что любое незаконное вмешательство государственных структур в предпринимательскую деятельность, воспрепятствование работе бизнесменов должны восприниматься как тягчайшее преступление против государства.

В рамках реализации указанного исследования в 2020 году на официальном сайте НПП «Атамекен» размещена разработанная МНИИ Памятка по защите бизнеса от необоснованного уголовного преследования.

В целях выработки дополнительных мер, направленных на защиту предпринимателей от рейдерства, создана Межведомственная рабочая группа с участием представителей Генеральной прокуратуры, Академии, Министерства внутренних дел, Агентства по противодействию коррупции, Агентства по финансовому мониторингу, Министерства юстиции и НПП «Атамекен».

В рамках работы указанной рабочей группы проанализировано более 200 обращений и жалоб предпринимателей по фактам рейдерства, изучена специфика рассмотрения указанных обращений в госорганах, исследованы особенности национального и зарубежного законодательства в сфере регистрации и реорганизации юридического лица, проведен анализ всех уголовных дел по фактам рейдерства, а также организован социологический опрос среди предпринимателей.

Благодаря совместным усилиям, одним из главных результатов работы стала подготовка Методических рекомендаций по рассмотрению обращений граждан, началу и осуществлению досудебного расследования.

Указанные рекомендации, показав свою востребованность, максимально адаптированы для практического применения сотрудниками государственных органов и региональных представительств НПП «Атамекен», содержат пошаговые алгоритмы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения жалоб, а также конкретные рекомендации по досудебному расследованию уголовных дел правоохранительными органами.

Также одним из способов эффективной апробации результатов исследований МНИИ является Международный Криминологический Форум, посвященный памяти Утегена Сеитова, функционирующий с 9 ноября 2016 года.

В 2020 году данный Форум впервые прошел в режиме видеоконференции, где одновременно на четырех площадках были обсуждены результаты межведомственных исследований.

В работе Форума приняли участие более 100 представителей госорганов, научного сообщества и общественных организаций, эксперты шести зарубежных стран (Нидерландов, России, Узбекистана, Украины, Беларуси и Кыргызстана).

Проведение ежегодных криминологических форумов, посвященных памяти Утегена Сеитова, становится трендом Академии.

Всего с момента образования Академии в различных форматах проведено 11 Форумов по результатам научных исследований, посвященных внедрению и укреплению правозащитных стандартов в сфере уголовного преследования, усилению прозрачности правоохранительной деятельности, внедрению электронного судопроизводства в Казахстане, совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства, выработке научно-правовых подходов в разграничении уголовных правонарушений и административных проступков, защите прав предпринимателей, разделению полномочий органов уголовного преследования и прокурора, доверию населения как индикатору деятельности правоохранительных органов, повышению гарантий защиты прав граждан в уголовном процессе, проблемным вопросам уголовно-правового и процессуального обеспечения противодействия пыткам в пенитенциарных учреждениях, актуальным проблемам оценки уровня наркопотребления.

Научные труды прошлых лет также находятся на контроле, отслеживается их реализация в нормотворчество и практику.

К примеру, наши рекомендации по межведомственному исследованию, проведенному в 2019 году, на тему: «Уголовное преследование: разделение полномочий органов досудебного расследования и прокурора», легли в основу ныне внедряемой в стране трехзвенной модели уголовного судопроизводства.

В рамках этого исследования подготовлен комплекс предложений из 115 дополнений и изменений в отдельные нормы УПК, касающиеся упрощения уголовного процесса, передачи принятия ключевых решений исключительно прокурору и совершенствования процессуального взаимодействия.

Научное обеспечение правоохранительной деятельности в Академии осуществляется также по результатам диссертационных исследований, проводимых в рамках обучения по образовательным программам магистратуры профильного и научно-педагогического направления и докторантуры научно-педагогического направления. Здесь следует отметить, что при утверждении тематики диссертационных исследований в расчет берутся потребности практики. На сегодняшний день завершили обучение более 170 и обучаются более 130 магистрантов и докторантов.

В рамках научного обеспечения правоохранительной деятельности в стенах Академии функционирует Диссертационный совет – коллегиальный орган, который проводит защиту диссертаций соискателей степени доктора философии (PhD) по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» и доктора права по специальностям «Юриспруденция» и «Национальная безопасность и военное дело». В составе Диссертационного совета 11 докторов и шесть кандидатов наук.

С 2019 года Диссертационный совет Академии наделен правом самостоятельно присуждать степень доктора философии (PhD) и выдавать соответствующие дипломы. О серьезном подходе к рассмотрению диссертаций свидетельствует факт, что с 2019 года из 15 заявленных успешно защитились только пять диссертантов.

Одной из площадок по обмену мнениями, проведению конструктивных дискуссий по вопросам теоретического и прикладного характера, а также анонсирования проведенных открытий учеными и практиками является научный журнал Академии – «Вестник Академии правоохранительных органов», первый номер которого вышел в свет в мае 2016 года.

Являясь специализированным изданием, журнал олицетворяет собой инновационную платформу по формированию научной и образовательной информационной среды, где обсуждаются законодательные инициативы и новеллы зарубежными и казахстанскими экспертами и учеными.

По словам экс-Генерального Прокурора Ж.К. Асанова: «издание специализированного журнала создало новое поле для конструктивного обмена мнениями ученых и практиков по широкому кругу вопросов теоретического и прикладного характера, посвященных проблемам повышения профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов, совершенствования научно-исследовательской деятельности Академии» [4, с.157].

Еще одной площадкой для обсуждения проблемных вопросов правоприменительной практики не только представителями науки, но и практики, является журнал «Заң және Заман», издаваемый в Академии. В журнале публикуются материалы по вопросам передовых и инновационных достижений в правоохранительной сфере, обзоры практической деятельности.

Всего сотрудниками Академии подготовлено 104 научных труда в виде монографий, научных пособий, учебников, учебных пособий, комментариев, методических рекомендаций. Только за последние два года опубликовано более 50 научных статей в отечественных и зарубежных периодических изданиях и сборниках международных конференций.

При этом необходимо отметить, что научные труды Академии получили признание не только в Казахстане, но и за рубежом.

Монография «Неприкосновенность частной жизни» заняла второе место в номинации «Конституционное право» в международном конкурсе «Научная книга». Его организовала Академия управления МВД России (головной научно-методический центр системы МВД РФ, а также базовая организация государств-стран СНГ по подготовке и повышению квалификации руководящего состава ОВД).

В конкурсе участвовали 147 трудов из 50 научных и образовательных учреждений Беларуси, Казахстана, Монголии, России, Таджикистана.

Монография «Уголовные проступки в системе правонарушений Республики Казахстан: теоретические и организационные аспекты» стала лауреатом указанного конкурса.

Таким образом, эволюция казахстанского законодательства свидетельствует о том, что в вопросах исторически обусловленного процесса совершенствования национального права во взаимодействии теоретических и законодательных конструкций, а также юридической практики, науке отведена главенствующая роль, где Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан по праву заняла свое достойное место.

Жижис Станислав Альфонсасович, начальник Центра координации исследований и изучения проблем правоохранительной деятельности Межведомственного научно-исследовательского института

Академии правоохранительных органов

при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан

 

Литература:

 

1 Становление и развитие современной казахстанской государственности (из первых рук). – Нур-Султан, 2019. – 360 с.

2 Фельдштейн, Г.С. Главные течения в истории науки уголовного права в России. – М.: Зерцало, 2003. – 542 с.

3 Бобровский П. Военные законы Петра Великого в рукописях и первопечатных изданиях (историко-юридическое исследование) // Журнал гражданского и уголовного права. – 1887. – № 1. – С. 68-103.

4 Академия правоохранительных органов: Становление. Перспективы развития. – Ч. 1. – Астана, 2017. – 362 с.

5 Шаяхметов Ш. Выполняя ответственную миссию // Заң және Заман. – 2018. – № 4 (208).

6 Сырбу А. Межведомственные научные исследования в сфере правоохранительной деятельности: результаты и перспективы // Заң және Заман. – 2018. – № 4 (208).

Комментарий