Судья мінбері | Судебная система

Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан: принципы и нововведения

Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 г. обозначил основные приоритеты деятельности государственных органов: общественный диалог, открытость, оперативность реагирование на запросы и нужды людей. На этом основано построение эффективной обратной связи с населением, диалога власти и общества.  

В целях обеспечения прав и безопасности граждан поставлена задача внедрения административной юстиции  как особого механизма по разрешению публично-правовых споров.

Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 г., связывает совершенствование государственного управления с введением управленческих методов, административными процедурами, распределением полномочий с исключением избыточного регулирования, а также с  конструктивным взаимодействием государственных органов с гражданами.

С принятием Административного процедурно – процессуального кодекса реализовано одно из направлений административно – процессуального права, предусмотренных Концепцией. С введением в действие 1 июля 2021 года нового закона административное судопроизводство станет одной из форм осуществления правосудия, помимо гражданского и уголовного судопроизводства. С его введением действующие на сегодня правовые акты, регламентирующие административные процедуры в Республике Казахстан, такие, как закон «Об административных процедурах», порядок рассмотрения обращений граждан, закон «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц»  будут утрачены.

Изучение Административного процедурно-процессуального кодекса показало, что деятельность государственного управления можно разделить на процедурную деятельность, то есть осуществляемую в нормативно-установленных рамках (организационную процедуру), а также деятельность, осуществляемую в административном органе по рассмотрению административного дела с вынесением административного акта индивидуального применения. При этом Административный процедурно-процессуальный кодекс эту деятельность разграничивает в зависимости от основания возбуждения административного производства на формальную деятельность административного органа (по рассмотрению обращения, проведению проверки, по результатам которых выносится административный акт) и неформальную деятельность (упрощенную форму). Упрощенная форма включает в себя рассмотрение  сообщений, предложений, откликов и запросов.

Новый кодекс разработан по модели закона ФРГ. Состоит из  четырех разделов (общее положение, внутренние процедуры государственных органов, административные процедуры, административное судопроизводство), 29 глав и 175 статей.

Впервые дает следующие новые понятия: обременяющий административный акт, административное усмотрение, административный орган, административный иск (иск), административное дело, благоприятный административный акт и т.д. Также в нем даются новые понятия, такие, как заявление, жалоба, обращение, государственный орган, должностное лицо.

Проведение административных процедур и административного судопроизводства базируется на следующих принципах, но не являющихся исчерпывающими для административных процедур: принцип законности; справедливости; соразмерности; приоритета прав; защиты прав, свобод и законных интересов; пределы осуществления административного усмотрения; запрет злоупотребления формальными требованиями; охрана прав на доверие; презумпция достоверности; активная роль суда; разумный срок административного судопроизводства; обязательность судебных актов.

Принцип активной роли суда дает возможность судьям оказывать содействие в сборе дополнительных доказательств. Помимо этого, судье предоставляется право выразить предварительное мнение по правовым обоснованиям. Может оказать помощь в формулировании выражений и изменении исковых требований с разъяснением правовых последствий по ним. Указанные права  являются новыми в сравнении с правилами рассмотрения гражданских дел общими судами в рамках Гражданского процессуального кодекса РК, где данные действия судей недопустимы в ходе гражданского судопроизводства.

В досудебном порядке предусмотрено обжалование как административного акта, так и административного действия (бездействия). Эта жалоба рассматривается вышестоящим органом (должностным лицом) и подается через орган (должностного лица), чей акт либо действие (бездействие) обжалуется. Срок направления жалобы вышестоящему лицу предусмотрен  не позднее 3 рабочих дней со дня поступления. При этом жалоба может быть не направлена, если нижестоящее должностное лицо самостоятельно примет благоприятный административный акт, который удовлетворит требования заявителя. Жалоба может быть подана не позднее 3 месяцев со дня, когда участнику административной процедуры стало известно о принятом акте или совершении действия (бездействия), срок ее рассмотрения составляет 20 рабочих дней. Также  предусмотрены требования к форме и содержанию жалобы.

Нововведением в административной процедуре по Административному процедурно-процессуальному кодексу является то, что участник административной процедуры может выразить свое мнение относительно предварительного решения, о котором участника уведомляют за 3 рабочих дня до принятия административного акта, что дает возможность заявителю до истечения этого срока, то есть до принятия административного акта,  устранить оговоренные недостатки. По заслушиванию участника составляется протокол. Заявитель может иметь представителя, при этом он вправе об этом объявить в устной форме. Письменное оформление ложится на административный орган (должностное лицо), которое подписывается представляемым. Срок по обращению составляет 15 рабочих дней, продление осуществляется с извещением заявителя в разумные сроки, но не может более 2 месяцев.

Совершенствование административных процедур в связи с введением нового кодекса потребует от административных органов приведения в соответствие принятых государственными органами действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих административные процедуры с внесением в них изменений, в том числе при разрешении обращений граждан.

Существующая система судебного обжалования физическими и юридическими лицами действий  (бездействия) и решений административных органов имеет уже свою значительную судебную практику. Однако в связи с введением специализированных судов для рассмотрения данной категории дел с отделением их от судов общей юрисдикции и специализированных межрайонных экономических судов, административное судопроизводство, полагаем, станет эффективной административной юстицией, что позволит в должной степени реализовать возможности защиты прав граждан и юридических лиц в действующем  административном праве.

 

Завотпаева Алия Тлеукуловна,

доцент Кафедры общеюридических дисциплин

Института послевузовского образования

Академии правоохранительных органов

при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан

 

Комментарий