Қоғам | Общество

ЗНАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ – ФАКТОР НЕЗАВИСИМОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В XXI веке особенно важным стало изучение иностранных языков для всех граждан нашей Республики, которая стоит на пороге 30-летия государственной независимости. Очевидно, что владение иностранным языком это главный навык для международного общения и связи со всем миром.

В последнее время изменился социокультурный контекст обучению иностранным языкам во всех сферах, и, в том числе, в сфере высшего образования. Специалисты, которые владеют иностранными языками, больше ценятся на ранке труда, поэтому мотивация в изучении языков заметно возросла. Принято считать, что основная цель обучения – это развитие коммуникативных навыков на иностранном языке. Но ведущие преподаватели кафедры иностранной филологии и переводческого дела Казахского Национального университета имени аль-Фараби имеют мнение, что нельзя выделять эту цель как основную при изучении иностранных языков. К слову сказать, на нашей кафедре осуществляется преподавание  нескольких иностранных языков: английского, немецкого, французского, испанского. Сформированное мнение держится на более сильном осознании задач изучения иностранных языков, чем простое практическое умение владеть иностранным языком для общения. Нельзя не принимать во внимание еще одну важную задачу, которая напрямую связана с овладением иностранного языка –  это культура народа изучаемого языка.

В нашей методике были попытки создать на уровне целеполагания одинаковое состояние всех вопросов образования, обучения и воспитания студентов. И, несмотря на то, что в нашей стране иностранный язык всегда был обязательным предметом,  часто обучающиеся относились к нему, как к «проходящему»,  который едва ли пригодиться им в реальной жизни. В ГОСО часто уменьшали количество учебных часов, которое было установлено на изучение иностранного языка.

Но уже в 1991 году, с обретением государственного суверенитета, политика Республики Казахстан стала более открытой к международному сообществу, и, как следствие, интерес к иностранным языкам стал стремительно повышаться. Из-за изменившихся требований времени многие вузы стали включать в учебный план второй иностранный язык. Практический аспект изучения иностранных языков в наши дни относиться к реальному погружению в другую культуру, знакомство с людьми со всего мира: не просто выучить язык, а уметь применить его в реальных ситуациях. В связи с этим, основная задача языковых кафедр – создать процесс изучения иностранных языков как развитие знаний студентов, и, как следствие, знакомство их с другими культурами, а также осознание ими своей национальной  самобытности.

Перемены, которые происходят как на международном уровне, так и внутри нашей страны, требуют свежих решений языковых проблем: поддержка обучения как государственному языку, так и иностранному как настоящего инструмента для общения с другими культурами. Стимулирование многоязычия в новых геополитических и внутриполитических условиях в Казахстане диктует необходимость развивать многовариантную систему иностранных языков. Поддерживание использования нескольких языков в новых международных и внутриполитических делах в республике обуславливает важность введения многофункциональных методов обучения иностранным языкам. Результат вузовского языкового курса по иностранным языкам зависит от того, как быстро и последовательно понимаются потребности общества в познании иностранных языков в определенных документах, которые делают методы легитимными.

Для совершенствования адекватной современным требованиям системы обучения иностранным языкам как в средних, так и в высших учебных заведениях, необходимо учитывать методические факторы, позволяющие воплотить социальный заказ общества по отношению к иностранным языкам в категориях собственно методической науки. В настоящее время общепризнанным является понимание методики как теоретической и прикладной науки, предметом которой является научное обоснование целей и содержания обучения, а также научная разработка наиболее эффективных методов, приемов и форм обучения с учетом поставленных целей, содержания и конкретных условий обучения.

С целью создания правильной, отвечающей новым требованиям системы изучения иностранных языков, требуется принимать во внимание методические факторы, которые помогают выполнить общественный запрос в отношении иноязычного образования.

Именно этим важным вопросам и посвящены научно-методические семинары кафедры иностранной филологии и переводческого дела Казахского Национального университета имени аль-Фараби. В учебном процессе все чаще применяется интегративный подход при изучении родного и иностранного языков. Управляемый процесс овладения языком связан с такими понятиями, как преподавание языка и изучение языка. Обучение иностранному языку представляет собой специальным образом организованный процесс, в ходе которого в результате взаимодействия преподавателя и студента осуществляется воспроизведение и усвоение определенного опыта в соответствии с заданной целью.

Такой подход должен помогать как развитию языков в нашей стране, так и взаимопомощи и пониманию людей разных культур. На уровне государственной системы как социально-культурной сферы деятельности по приобщению граждан нашего общества к иностранным языкам,  необходимо продолжать развивать условия, где каждый человек стремился бы к изучению иностранных языков, при этом важно, чтобы это не было принудительно, а являлось стимулом для достижения профессиональных и личных целей.

 

Преподаватели кафедры иностранной филологии

и переводческого дела Казахского Национального

университета имени аль-Фараби

О.А. Куратова,  С.В. Новикова

 

Комментарий