12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img

«СЛЫШАЩЕЕ ГОСУДАРСТВО» В ЗАКОНОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

За прошедшие годы были приняты важнейшие законы, способствующие поступательному развитию государственных и общественных институтов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие Казахстана. Государством приняты меры, позволившие вывести нормотворческий процесс на новый качественный уровень.

Основные проблемы в этой сфере были связаны с отсутствием обратной связи с общественностью, со слабой аналитической основой предлагаемых законодательных поправок, а
также с изолированностью правоприменительной практики от законотворческой деятельности и др. Доступность, качество и понятность — это, пожалуй, главные требования, предъявляемые к любому закону. Поэтому совершенствования требуют не только законы, но и процедуры их разработки и принятия.

В своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года Глава государства указал на необходимость пересмотра законодательства по вопросам нормотворчества. Меры по решению указанных проблем были предприняты в рамках принятого Сенатом Парламента 18 февраля этого года Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования нормотворчества», который направлен на реформирование отдельных стадий нормотворческой деятельности и расширение вовлечения общественности в законотворческий процесс. В законе ранее отсутствовал механизм, а именно понятие «регуляторная политика», который позволит впредь рассматривать процесс нормотворчества не как принятие различных нормативных правовых актов по отдельным вопросам, а как единый процесс формирования политики государственного регулирования. Это важная стадия, которой до настоящего времени уделялось недостаточное внимание. Идея о необходимости разработки концепции законопроекта, которая была реализована в конце 2015 года и призвана обеспечить тщательный предзаконодательный анализ, не в полной мере оправдала возложенные на нее надежды. Как показывает практика, концепция не воспринимается государственными органами серьезным документом и зачастую разработчики пишут сначала законопроект, а затем подгоняют под него концепцию. Любая проблема на стадии зарождения и выбора путей его решения должна обсуждаться с кругом людей, которых затрагивают предлагаемые новшества, то есть целевыми группами. Общественность должна иметь возможность оценить обоснованность предлагаемых решений. Это соответствует идее «слышащего
государства», которую озвучил Глава государства на расширенном заседании Правительства 15 июля 2019 года.

По опыту передовых стран мира в национальный нормотворческий процесс внедряется Консультативный документ, который станет основой обсуждения новых инициатив по совершенствованию тех или иных общественных отношений, регулируемых законом. Сегодня мы наблюдаем повышенный интерес граждан к принятым законам, но не к законопроектам. Например, среднемесячная аудитория правовой системы «Әділет», где представлен безвозмездный доступ ко всем нормативным правовым актам, составляет более 600 тыс. пользователей. Тогда как среднемесячная аудитория портала открытых НПА, где публикуются проекты нормативных правовых актов, составляет всего 20 тыс. пользователей. Мы надеемся, что с внедрением предлагаемой стадии общественность станет более активнее участвовать в обсуждениях законопроектов и выражать свою позицию. Так, в процесс обсуждения Консультативного документа будут привлекаться все заинтересованные стороны, включая представителей гражданского альянса, неправительственных организаций и национальных экспертов. Только по итогам таких обсуждений уполномоченные органы смогут приступить к разработке проекта концепции к проекту закона. Предполагается, что этот механизм будет способствовать принятию взвешенных решений проблем с учетом мнения лиц, права, интересы и обязанности которых могут быть затронуты. Следует отметить, что в принятом законе также содержатся нормы, которые сделают законотворческий процесс более понятным для населения. В целях предупреждения «шоковых» новшеств в Законе предусмотрено обязательство государственного органа-разработчика по информационно-разъяснительному сопровождению находящихся в разработке и еще не поступивших на рассмотрение в Парламент проектов законов. Для этого государственные органы будут предусматривать перечень обязательных мероприятий по информационно-разъяснительной работе. Одним из критериев таких мероприятий должно являться разъяснение предложенных изменений простым и понятным для населения языком.

В ходе рассмотрения данных новелл моими коллегами выражена надежда, что это приведет к искоренению случаев, когда из-за слабой разъяснительной работы государственных органов новые изменения нередко трактуются по своему усмотрению и в дальнейшем негативно отражаются в обществе. Также Закон предусматривает установление «переходного периода» в отношении норм, накладывающих дополнительные обязанности на граждан и бизнес. Такой срок не должен быть менее 60 дней. Бывают случаи, когда общество и
бизнес-среда не готовы к новым изменениям. Задача переходного периода — дать возможность всем сторонам должным образом приступить к реализации новых механизмов
регулирования. Еще одним очень важным положением принятого Закона является нормативное закрепление обязательства уполномоченных органов, разрабатывающих проекты законов, отчитываться о достигнутых результатах в течение последующих пяти лет после их принятия. Внедрение такого публичного института оценки эффективности
принятых законов позволит населению, Парламенту, гражданскому обществу оценить реальную картину по принятым законам и ответить на вопрос «изменилась ли ситуация,
решилась ли проблема, которая должна была быть изменена, решена с принятием соответствующего закона?». Также пересмотрен порядок проведения научной правовой экспертизы законопроектов. Научная правовая экспертиза должна решать задачу подготовки проектов, отвечающих современному состоянию и перспективам развития общества и государства. Однако ранее действовавший порядок проведения научной экспертизы законопроектов не в полной мере использовал имеющийся научный потенциал. Научная правовая экспертиза проводится экспертами одной организации, которая выиграла конкурс и заключила договор на один год. Теперь будет создан Реестр научных правовых экспертов, в который могут включаться эксперты со всех регионов, обладающие соответствующими знаниями. Это позволит избежать размытой ответственности юридического лица, справедливо оценивать и достойно оплачивать труд каждого эксперта.

Среди иных положений Закона можно выделить введение «принципа добросовестности предпринимателей» и изменение порядка государственной регистрации нормативных правовых актов. Учитывая общественную значимость принятого закона, призываю население, неправительственные организации и все заинтересованные стороны принимать самое активное участие в обсуждении Консультативных документов и законопроектов на всех доступных для этого площадках и стадиях.

Владимир ВОЛКОВ,
председатель Комитета
по конституционному законодательству,
судебной системе и правоохранительным
органам Сената Парламента РК

Қабан атып сотталғандар жазасын алды

Адам түгілі төрт аяқты жануардың өзіне құрметпен қарайтын. Тіпті,...

Бір жыл ішінде қайталап жасалған әкімшілік құқық бұзушылық әрекеттер үшін әкімшілік жауаптылық көзделген

       Қызылорда облысының кәмелетке толмағандардың істері жөніндегі мамандандырылған ауданаралық...

Құқық бұзушылықтың жазасы ауыр

Жуырда Шымкент қаласы және Түркістан облысы бойынша ҚАЖД қарасты...

Келес ауданында заңды бұзған жігітке ескерту берілді

Сотталғандардың мекен жайы бойынша кешкі уақытта тексеру шарасын Келес...

Құқық бұзушылықтың жазасы ауыр

Жуырда Шымкент қаласы және Түркістан облысы бойынша ҚАЖД қарасты...