Мәдениет | Культура

Больше музеев, хороших и разных

В «пластмассовых» реалиях современного мира, при доминирующих агрессивных процессах глобализации и ассимиляции, неудивительно, что люди всё больше внимания уделяют традициям. Традиция становится, в некотором смысле, способом сохранения собственной идентичности. Особо выпукло эта тенденция проявляется в полиэтнической среде, такой, например, как современный Казахстан.

Социолог и политолог Сэмюэл Хантингтон в своей книге «Столкновение цивилизаций» такое явление культурного обособления и повышенного внимания к традициям назвал индигенизацией. Она в свою очередь является частью глобального явления, которое называется историзмом. То есть интереса к истории в самом широком смысле слова (истории культуры, локальной истории, личной истории и др.).

Историзм по сути является специфической формой сознания исторической изменчивости мира, общества и человека и выражается в объектированных формах современной культуры. К числу таких форм относится появление и развитие различных способов сохранения памяти об исчезнувшем прошлом, утекающем настоящем, практики воссоздания памятников и исторических событий. Специфическая забота о том, каким образом наше настоящее сохранится в памяти потомков (архивы и другие хранилища памяти), различные практики сохранения памяти о личном и семейном прошлом, музеефикация истории отдельных направлений человеческой деятельности, предприятий, структур.

Музеизация как важнейшая часть историзма являет собой тенденцию к росту популярности музеев, увеличению их количества, появлению новых форм и т. п. Согласно утверждению Германа Люббе, профессора философии и политической теории университета Цюриха, ускорение музеизации (то есть рост числа музеев) сменяется распространением процесса на все более широкие области жизни; отныне эстетизируется то, что ранее имело исключительно функциональное значение. Современные музеи перестают быть застывшими, консервативными «кладбищами памятников старины». Разумеется, шедевры из экспозиций никуда не подевались. Но они перестали играть главенствующую роль, поскольку музеи всё чаще отходят от прежней концепции экспонирования коллекций в угоду современной культурно-образовательной парадигме – теперь экспонируются логические цепочки развития, становления и исчерпания тех или иных тенденций.

Иными словами, музейные способы демонстрации материала превращаются в инструменты воспитания, просвещения, организации определенного способа мышления и восприятия. Так, музеи становятся интерактивно-образовательными пространствами, со своим диалогом и культурой участия. Соответственно растут их публичное, политическое и государственное значения.

Одним из таких современных музеев является «Музей истории системы повышения квалификации педагогов Казахстана», открывший свои двери в алматинском Доме учителя (ФАО «НЦПК «Орлеу» по г. Алматы») в позапрошлом году; здесь классическая историческая зона, насыщенная экспонатами, неразрывно соседствует с современным информационно-дискуссионным педагогическим пространством «Орлеу».

Д.Данилов

Комментарий