Жаңалықтар | Новости

Выступление Руководителя Департамента Верховного Суда Н.Р. Ахметзакирова перед Президентом

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!

Вами перед судебной системой поставлена стратегическая задача – единообразие судебной практики.

Без надлежащего информационного обмена судьи порой просто не знают что его коллега из другой области, района, а иногда даже из соседнего кабинета рассматривал схожее дело и вынес противоположное решение.

В предыдущие годы такое вскрывалось только по жалобам либо в случае т.н. инспекторских проверок.

Оба эти случая всегда запоздалые, носят эпизодический характер и ни как не влияют на повышение доверия общества.

На поверхности лежало только одно современное решение.

Необходимо было создать умное электронное хранилище всех судебных актов с применением блокчейн технологий.

В связи с чем, перевели судопроизводство на электронные рельсы. Сейчас каждый судья каждое свое решение формирует в электронном виде.

Получился гигантский и неповоротливый массив данных, который ещё и увеличивался с огромной скоростью.

Тут можно вспомнить школьную библиотеку, где каждая книга лежала на своей полке, и всегда легко было найти нужный тебе экземпляр. А сотрудники библиотеки трепетно относились к тому, чтобы фантастика случайно не оказалась на полке с научной публицистикой.

Нам предстояло навести такой же порядок в электронных данных.

Создали программу – робота. Который видит каждый материал в суде с момента его поступления, контролирует более 700 различных процессуальных сроков и формирует сотни аналитических докладов в режиме онлайн.

Покажу, как это работает.

К примеру, робот видит и показывает нам, что в эту самую минуту на рассмотрении всех судей гражданской юрисдикции находится более 56 тыс. дел и материалов.

К сожалению, по 200 из них допущены нарушения процессуальных сроков.

Много это или мало?

Надо честно сказать, что до запуска этого программного продукта процессуальные нарушения были бичом судебной системы.

Сотни приговоров и решений вручалось несвоевременно, тысячи санкций месяцами лежали в режиме ожидания. Соответственно нарушались права граждан и организаций.

Когда первый раз включили эту машину, здесь все горело красным.

А что сейчас?

Просрочек по делам уже практически нет.

Но по-прежнему остались факты, когда не вовремя санкционируется ограничение на выезд, не своевременно выносятся приказы о взыскании алиментов и другое.

К примеру, самое большое количество просрочек в Алмате (самый загруженный суд, пятая часть нагрузки приходится на них).

Система позволяет провалиться до каждого райсуда и судьи.

И удаленно сразу просмотреть находящиеся в его производстве дела и детально выяснить причину просрочки.

К примеру, судья ________

Откроем любое находящееся в его производстве дело.

Что мы видим?

Это постановление судебного исполнителя об ограничении на выезд из страны должника. По Закону срок его рассмотрения – 3 дня. Однако уже прошло 5, и судья решения не принял.

На самом деле ни какой правовой сложности в принятии решения нет.

Это так называемые рутинные дела.

Судья не оценивает доказательства, не применяет судебную практику и не исследует нормы права.

В этом конкретном примере он должен убедиться всего в двух вещах:

– Сумма задолженности должна превышать 40 МРП

– Должник должен быть надлежаще уведомлён.

Если оба эти условия соблюдены – санкция дана, если нет – отказ.

По нашему мнению, не человек, а автоматизированный процесс сможет решить эту задачу безупречно и в более быстрые сроки.

Поэтому мы уже интегрировали нашего робота с базой данных судебных исполнителей, банками второго уровня, Казпочтой и сейчас работаем над изменением программного обеспечения.

Чего хотим достичь?

По таким делам, где у судьи нет вариантов, проект решения будет готовить робот, причем не в течение 3-х дней, а в ту же самую минуту, когда материал только поступил в производство.

Судья будет скреплять его своей подписью.

Это как раньше полиция стояла на дорогах с жезлами. Сейчас везде «Сергек». У нас нечто похожее.

Отмечу, что таких бесспорных материалов, где нет судейского усмотрения, 300 тыс. в год или 25%.

Таким образом, сможем на четверть разгрузить суды.

С благодарностью могу доложить, что Министерство цифрового развития в рамках Меморандума оказывает нам необходимую менторскую поддержку.

В случае надлежащего финансирования пилот планируем запустить уже этим летом.

 

Господин Президент, далее разрешить презентовать нашу последнюю разработку – цифровая судебная аналитика. И именно она является ключевым в формировании единообразной судебной практики.

Аналогов в мире мы не нашли.

Разработка велась совместно с палатой «Атамекен» и командой математиков и IT-шников из Казахстанско-Британского университета.

Отличительной особенностью этого IT-продукта является применение элементов искусственного интеллекта.

Как он работает?

Во-первых, создан сервис «Судебная практика».

Он позволяет как в Google найти любую информацию в тексте судебных актов. При этом если поисковик Гугл все, что находит выкладывает списком, то наш поисковик автоматически структурирует всю найденную информацию.

Давайте попробуем.

К примеру, нас интересует судебная практика по изъятию земельных участков для госнужд.

Как Вы видите на экране, при вводе текста Робот предугадывает варианты запросов, как и в поисковике Гугла.

Робот за секунду нашел все судебные акты в которых упоминается изъятие земель.

Аналитические фильтры одним кликом позволяют выбрать регион, суд, судью, категорию дела и т.д. для быстрого поиска судебных решений.

Также видим какое количество решений обжаловались в апелляции и сколько стали предметом рассмотрения в Верховном Суде.

Открываем судебный акт.

Кстати, сразу видно, что он соответствует новому формату. Чётко структурирован и разделен на описательную, мотивировочную и резолютивную части.

Искомые слова выделены жёлтым цветом.

Доступ к нужной информации и её анализ позволяют каждому судье сориентироваться в судебной практике по любому находящемуся в производстве делу.

Одним словом, теперь есть чёткий азимут.

Данные в системе автоматически обновляются каждые 40 минут.

Мы в конце прошлого года запустили данный сервис и фиксируем около тысячи запросов к судебной аналитике ежедневно.

 

Это ещё не все.

Помимо простого, разработали интеллектуальный поиск.

Почему интеллектуальный?

Поисковик ищет не по словам, а по ситуации.

Программа обучена понимать суть судебных решений, сравнивать их между собой, выявлять аномалии и прогнозировать исход гражданского дела.

Покажу на конкретном примере.

Допустим пользователя интересует практика по конкретному иску (пример трудовой спор), который содержит массу аргументов и нюансов.

Забиваем его в наш поисковик.

Система автоматически нашла все максимально схожие дела, с результатами их обжалования в вышестоящие инстанции.

Более того, Робот нашел решения, явно выбивающиеся из судебной практики. Они выделены другим цветом.

Причины могут быть разные: особенности в самом деле либо решение не законное, но оно не было обжаловано и вступило в силу.

То есть система сигнализирует об аномалиях и подсказывает на что нужно обратить внимание и разобраться в причинах резкого отличия.

И самое главное – анализ всех данных позволяет искусственному интеллекту спрогнозировать исход дела.

Демонстрация.

В пилотном режиме судьи уже пользуются этим продуктом.

Но важен он будет и для людей.

Ведь до подачи иска можно видеть какие шансы в суде. Допустим, выиграть: 10 или 90%.

Многие задумаются, стоит ли вообще судиться.

Кто-то решит искать компромисс без суда.

Юристы тащат всех в суд. По всем инстанциям.

Их интерес понятен: гонорар. Чем дольше человек судится, чем больше инстанций, тем выше заработок.

А через этот модуль клиент сам может оценить шансы, а потом решать: платить им или нет.

Такой подход позволит выровнять судебную практику.

Для запуска этого продукта на внешний контур нужно пройти массу технических согласований. Плюс обеспечить защиту персональных данных.

В этом вопросе работаем вместе с Министерством цифрового развития.

На этом доклад завершён.

Спасибо за внимание!

Комментарий