12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img

ОТ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ К УСПЕШНОЙ СЛУЖБЕ

Наступивший год для Академии правоохранительных органов ознаменовался стартом важного образовательонго проекта. В Казахстане введен институт профессиональной подготовки лиц, впервые поступающих на службу в правоохранительные органы. Об итогах отбора первых слушателей по программе специалитета рассказывает ректор Академии генерал-лейтенант юстиции Ергали МЕРЗАДИНОВ.

— Ергали Серикбаевич, поздравляем вас с началом реализации института специалитета. Расскажите,
чем была продиктована его необходимость?

— Спасибо большое! В этом году исполняется 30 лет независимому Казахстану. И все эти годы вопросы подготовки профессиональных кадров для госслужбы оставались злободневными. Выпускники гражданских вузов в подавляющем большинстве попросту не готовы к полноценной работе в госорганах, их надо доучивать, давать практические знания. В мае прошлого года Указом Главы государства Академия стала базой первоначальной подготовки молодых специалистов, желающих работать в прокуратуре, Антикоррупционной службе и Службе экономических расследований (СЭР). Теперь это обязательное
условие для поступления на службу. С изменениями социальных, бизнес-процессов, развитием и повсеместным применением IT-технологий видоизменяется и незаконная деятельность. Поэтому современный сотрудник должен уметь эффективно бороться с такими проявлениями, а значит, понимать их, знать, как предупреждать, выявлять и расследовать. В целом профподготовку можно разделить на шесть этапов. На первом этапе кандидаты проходят тестирование на знание законодательства, оценку личных качеств в подразделениях Агентства по делам государственной службы и подают заявление с пакетом документов в то подразделение правоохранительных органов, где намерены в дальнейшем служить.
На втором этапе кандидаты проходят собеседование в правоохранительных органах, по итогам направляются на военно-врачебную комиссию и полиграфологическое исследование. После получения необходимых заключений все материалы по кандидату направляются в нашу Академию. В ходе третьего этапа кандидаты сдают экзамены. Они проходят в форме устных ответов кандидата на вопросы
по билету и дополнительные вопросы экзаменаторов. Вопросы строятся на базе программ бакалавриата, то есть по тем знаниям, что давали до этого в вузе. Несогласные с оценками могут подать апелляцию в независимую апелляционную комиссию. Четвертый этап — работа приемной комиссии. Комиссия принимает одно из решений — рекомендовать или не рекомендовать кандидата к зачислению на профподготовку. Прошедшие отбор кандидаты зачисляются на обучение, и с этого момента они переходят в статус
слушателей. Пятый этап — стадия обучения: для слушателей органов прокуратуры — один год, Службы экономических расследований и Антикоррупционной службы — шесть месяцев. Для будущих прокуроров
отведено шесть месяцев на стажировку в прокуратуре. Кандидаты в Службу экономических расследований и Антикоррупционную службу проходят стажировку в течение месяца. В Академии для слушателей созданы
благоприятные условия. Обучение оплачивается государством, слушатели получают стипендию, бесплатно проживают в общежитии Академии и обеспечены трехразовым питанием. При этом срок обучения засчитывается в стаж правоохранительной службы. Шестой и заключительный этап — выпускной экзамен в виде тестирования по программе обучения и решения кейсовых задач. Успешно прошедшие обучение слушатели получают сертификат и зачисляются в кадровый резерв правоохранительного органа для дальнейшего назначения на должность. Важно отметить, что выпускники обязаны отслужить в правоохранительном органе не менее трех лет. При этом для них гарантируется стопроцентное трудоустройство.

— Ергали Серикбаевич, как прошел первый набор слушателей?

— Желающих пройти обучение оказалось немало. От кандидатов на службу в органы прокуратуры поступило 585 заявлений, в Службу экономических расследований – 46. Но эти цифры могли быть гораздо выше. Для нас это новый опыт, поэтому были где-то шероховатости, в отдельных случаях сбивались с намеченного алгоритма. Причиной послужили различные объективные обстоятельства. В первую очередь, свои коррективы в процесс отбора кандидатов внесла ситуация с коронавирусом. Имелись определенные организационные нестыковки в вопросах соблюдения графика вступительных экзаменов, других отборочных этапов. В итоге экзамены прошли в начале декабря, в них приняли участие 414 кандидатов в органы прокуратуры и 42 — в Службу экономических расследований. Разумеется, все недочеты первого отбора мы обязательно учтем в будущем. Очень серьезно и принципиально мы подошли к проведению экзаменов.
Составы экзаменационных комиссий сформировали и утвердили за несколько часов до самого экзамена. То есть, кто и в какой комиссии будет работать, до последнего момента не было известно даже мне. Помимо этого, была создана компьютерная программа, которая каждый день в автоматическом режиме формировала новые билеты с непредсказуемой вариацией экзаменационных вопросов. В дополнение к этому распределение групп экзаменуемых, вариантов билетов, экзаменационных комиссий и даже аудитории определялось путем жеребьевки в присутствии самих кандидатов, представителей Академии и правоохранительных органов, и весь процесс экзаменов фиксировался на аудиовидеозапись.

— И каковы результаты экзаменов?

— В органы прокуратуры прошли кандидаты, набравшие 80,4 балла и выше, в СЭР — 65,5 балла и выше. В целом, довольно большое количество пришедших на экзамен очень слабо знали законодательство, хотя, как я уже говорил, вопросы формировались на базе знаний, получаемых в бакалавриате. Из общего числа 54 человека не набрали проходные 50 баллов. Были и те, кто не согласился с результатами. В апелляционную комиссию было подано 38 жалоб о несогласии с оценками. Четыре из них удовлетворены, все по органам прокуратуры. По итогам экзаменов приемная комиссия из 470 претендентов отобрала набравших наибольшие баллы 150 кандидатов на службу в органы прокуратуры и 20 — в Службу экономических
расследований. При этом двум кандидатам, получившим высокие баллы, отказано в прохождении обучения из-за неоднократных фактов привлечения к административной ответственности. Также были случаи, когда отказ следовал на основании заключения полиграфолога и психиатра военно-врачебной комиссии, которые не рекомендовали кандидатов для прохождения службы.

— Первый набор слушателей приступил к обучению, в чем его особенность?

— Главная особенность — углубленное практико-ориентированное обучение. Учебная программа для прокуратуры предусматривает освоение навыков работы по всем отраслям надзора. Слушатели, поступившие в СЭР, углубленно изучают следственно-оперативную работу. При этом мы видим выпускников
Академии не только профессионально подготовленными, но и высококультурными служащими, поэтому особое внимание уделяется воспитательной работе. К примеру, предусмотрена организация встреч с ветеранами и руководителями правоохранительных органов, видными учеными и политиками, а также
посещение музейно-мемориальных центров. В ходе обучения слушатели изучат правила столово-ресторанного этикета, получат уроки актерского мастерства, хореографии, игры на музыкальных инструментах, пения, стилистики внешнего вида, проведения спортивных соревнований. Институт первоначальной профессиональной подготовки доступен для каждого, кто серьезно решил связать свою профессиональную деятельность с органами правопорядка. Мы будем рады делиться с нашими слушателями знаниями, которые помогут им максимально подготовиться к будущей работе, стать профессионалами своего дела.

Василий ШУПЕЙКИН

ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ

ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ ЯВЛЯЕТСЯ САМОЙ, ПОЖАЛУЙ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОЙ СФЕРОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ,...

КТО ЗАЩИЩАЕТ МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В КАЗАХСТАНЕ?

Сфера государственных закупок в Казахстане давно стала ассоциироваться с...