Қоғам | Общество

К  ВОПРОСУ  ВОСТРЕБОВАННОСТИ  НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА   В КАЗАХСТАНЕ

Жизнь современного общества трудно представить без знания иностранного языка. Одним из востребованных языков общения в мире является немецкий язык, язык мировой культуры и литературы, родной язык Гете и Шиллера, Моцарта и Бетховена, многих других выдающихся людей науки и искусства.

В настоящее время немецкий язык употребляют в общении жители не только Европы, США, Канады, России, Польши и других стран, но также и  Казахстана. Республика Казахстан – один из исторически сложившихся поликультурных регионов. Возрастающая роль международного сотрудничества в области экономики, культуры, образования требует профессионально мобильных и коммуникативно-компетентных специалистов, диктуют необходимость полиязычия, т. е. овладение жителями страны не только государственным языком, но и иностранными языками.

Первый Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев определил одной из важнейших стратегических задач обучение государственному языку, русскому, как языку межнационального общения, а также английскому как одному из иностранных языков. К сожалению, многие руководители образовательных учреждений восприняли его слова буквально, исключая из учебных планов немецкий и другие иностранные языки. Это привело к тому, что количество учащихся, изучающих немецкий язык в Казахстане в качестве первого иностранного языка, резко сократилось.

Приведем причины и доводы изучения немецкого языка, которые более чем убедительны: немецкий язык принадлежит к числу 10 важнейших языков мира (среди 5000 языков мира). ООН определила немецкий язык в качестве единственного документального языка, на котором публикуются все решения и резолюции.

Более 100 миллионов человек в Европе говорят по-немецки, в основном это такие страны как Германия, Австрия, Швейцария, Люксембург, т.е. то пространство, где сосредоточены важнейшие экономические интересы мира и финансовые потоки. Практически все концерны и предприятия в этих странах ориентированы на экономическое сотрудничество с другими странами, в числе которых Республика Казахстан. Более 1500 предприятий Германии сотрудничают с нашей республикой. Статистика утверждает, что 53% крупнейших предприятий мира имеют в Интернете сайты на немецком языке, из 20 самых известных в мире электронных торговых фирм 97% обладают в Интернете сайтами на английском и 60% на немецком языке.

Нельзя не учитывать тот факт, что немецкоговорящие страны являются также уникальным культурным и образовательным пространством. На родине Лютера, Гете, Баха, Бетховена, Моцарта, Гумбольдта, Эйнштейна, Рентгена, Дизеля ежегодно обучаются около 140 000 иностранных студентов. Именно на немецком языке можно продолжить свое обучение, заняться исследовательской работой и защитить диссертацию в вузах Германии, обучение в которых является в большинстве случаев бесплатным.

Деятельность Немецкой Службы Академических Обменов ДААД в Казахстане способствует привлечению одаренных студентов к совместной научной исследовательской работе, что укрепляет связи между нашей республикой и ФРГ в сфере образования. Десятки казахстанских студентов каждый год проходят научные стажировки, участвуют в исследовательских проектах в вузах Германии по линии ДААД. ФРГ предоставляет для этой цели не только своих научных руководителей и лаборатории, но и полностью покрывает финансовые расходы в рамках ежегодных стипендий. Одним из главных условий участия в данных проектах является хорошее знание немецкого языка.

Практически во всех крупных городах республик работают языковые центры Гете-института, оснащенные новейшей учебно-методической, справочной и художественной литературой, современными медиатеками. Гете-институт дает возможность для повышения квалификации учителей немецкого языка не только на территории Казахстана, но и в  Германии. Проекты для школьников, инициированные Гете-институтом, дают возможность школьникам увидеть страну изучаемого языка, пообщаться со своими сверстниками в Европе, расширить свой кругозор.

Конечно, никто не оспаривает приоритетной роли английского как иностранного, но и лишать себя возможности изучать немецкий язык, как один из важнейших языков Европейского Союза, учитывая богатейшие традиции и опыт его преподавания, на наш взгляд,  недальновидно.

Выход из создавшейся ситуации – преподавание немецкого языка как второго иностранного. Позитивным на наш взгляд является то, что сегодня многие студенты специальности «Иностранная филология» Казахского Национального Университета им. Аль-Фараби осознают, что изучение немецкого языка – это не самоцель, а веление времени и изучают его из профессиональных побуждений в целях успешной карьеры.

В условиях жесточайшей конкуренции на рынке труда выиграет только тот, кто владеет не одним, а как минимум двумя иностранными языками. Таким образом, те, кто изучает немецкий язык, делают хороший выбор для настоящего и будущего, лично для себя, для нашей республики,   и для дальнейшего углубления деловых  и культурных отношений между Европейским Союзом и  Казахстаном.

Преподаватели немецкого языка кафедры

иностранной филологии и переводческого дела

КазНУ им. аль-Фараби

О.А. Куратова, С.В. Новикова

Комментарий