Аптадағы сұхбат | Интервью недели

Образование и гендерная экономика

О преимуществах и недостатках онлайн образования в Казахстане в условиях пандемии, а также проблемах гендерной экономии в эксклюзивном интервью рассказала профессор Университета Нархоз Жанна Кенжалина.

Жанна Шапаевна, в настоящее время высшее образование в силу объективных причин перешло в онлайн. Каковы, на Ваш взгляд плюсы такого образования?

– Действительно, в современных условиях, когда весь мир погрузился в карантинные условия жизни, высшее образование также оказалось в режиме онлайн. Причем, надо отметить, что этот переход произошел резко, в течение одного двух дней после объявления локдауна в марте 2020 года. Поэтому этот переход не оставил за собой выбора в форме проведения занятий. Я считаю, что наше высшее образование, наши университеты справились с данной проблемой.  Этому положительно поспособствовало то, что до известных событий университеты в 21 веке освоили многие аспекты онлайн образования. Это и создание электронных курсов на онлайн платформах, и применение «метода перевернутого класса», блендинг (смешанного) образования, e- learning образования.

Преподаватели освоили такие инструменты, как создание электронных курсов и проведение занятий в дистанционном формате. Во многих вузах Казахстана была создана    и сейчас действует дистанционная форма обучения, которая приходит на смену заочного образования и набирает в свои ряды все больше поклонников. Именно она позволяет студентам получать высшее образование из любой точки мира, не присутствуя офлайн на занятиях. Поэтому для нас, преподавателей Университета Нархоз данный переход не стал болезненным.

Среди плюсов перехода на онлайн форму можно выделить такие, как:

– возможность соблюдения карантина для студентов и преподавателей, что положительно действует на эпидемиологическую ситуацию в городе и стране;

– возможность в условиях карантина продолжать получение высшего образования молодежи, а университетам продолжать предоставлять свои услуги по образованию;

– а это, в свою очередь, способствует сохранению рабочих мест в сфере высшего образования и способствует социальному спокойствию в данной среде;

– как отмечают многие эксперты, это возможность получения образования, находясь в любой точке мира. Уже не нужно ездить в университет, чтобы получать образование. Это экономит время и ресурсы;

– электронные курсы готовятся преподавателями до начала семестра и вывешиваются на платформу, что позволяет каждому студенту заранее ознакомиться с контентом, понимать смысл обучения, цель курса, результаты обучения. Электронный курс включает в себя силлабус с темами, всеми заданиями, которые студент должен выполнить в течение семестра, литературой, видео материалом, озвученными презентациями. Поэтому у преподавателя отпадает необходимость на лекции читать определения и известные истины. Занятия в большинстве случаев переходят в формат «перевернутый класс», когда студенты заранее готовятся к занятию, изучают теоретический материал самостоятельно. А на занятиях выполняют интерактивные задания, работают в группе. Лектор перестает быть переносчиком информации. Он направляет студента, консультирует, дает направление изучения курса, что, в свою очередь, позволяет студенту достигать результатов по курсу.

– Какие имеются проблемы в онлайн образовании?

– Переход на онлайн образование произошел, как уже было отмечено, за короткий период времени. Естественно, как и любой процесс, данный переход не лишен недостатков. Поэтому можно выделить такие проблемы онлайн образования как:

– отсутствие личного контакта, живого общения в группе и с преподавателем;

– технические сложности, когда отсутствие электричества и качественного интернета может поставить под угрозу срыва проведение занятий. В городе, конечно, таких проблем нет, но на периферии такие проблемы актуальны;

– сложности, которые имеются для обратной связи со студентами. Для решения данной проблемы необходимо использовать эффективные инструменты интерактивного обучения. К ним можно отнести проведение онлайн тестов с использованием современных платформ, выполнение интерактивной работы в команде с использованием разных технических средств;

– дополнительное время и увеличение трудоемкости для преподавателей при подготовке подкастов и вебинаров, озвучивания своего курса, подготовки тестовых вопросов и материалов для экзамена по курсу.

Но, современное образование не стоит на месте и время диктует новые требования для самих преподавателей. Поэтому, здесь другого пути нет. Для тех, кто хочет преподавать в современных условиях, новые требования стали реальностью;

– как показывает опыт, это и увеличение времени для разбора материала студентами

– Каковы перспективы онлайн образования, на Ваш взгляд?

– На мой взгляд, после завершения пандемии, когда позволит эпидемиологическая ситуация, конечно же, лучше вернуться к очному формату обучения в аудиториях. Ведь нельзя не согласиться с тем, что одной из проблем в условиях онлайн обучения является отсутствие общения «глаза в глаза» межу преподавателем и студентом. Тем более, что в образовательных учреждениях создается особая атмосфера, непередаваемая аура, коллективный ум, располагающие к обучению. В университетах годами созданы научные коллективы, целые научные школы. Необходимо, на мой взгляд, сочетание с элементами блендинг образования. То есть, необходимо сохранять баланс между возможностями онлайн и офлайн образования. Необходимо сохранить платформы, также заранее записывать электронные курсы преподавателям. А на занятиях применять интерактивные методы обучения для качественного освоения курсов и достижения результатов обучения.

– Предлагаю поговорить о проблемах гендерной экономики. Какова, на ваш взгляд, роль пятой цели устойчивого развития «гендерное равенство»?

– Одна из главных целей устойчивого развития, которая обозначена ООН, является гендерное равенство. Давайте обратимся к самому понятию, что же означает устойчивое развитие? Устойчивое развитие предполагает такое развитие общества, при котором улучшается воздействие на окружающую среду, не нарушается природная основа функционирования человечества, улучшаются условия жизни и обитания. Устойчивое развитие предполагает бережное отношение к природным источникам, сохранение их для будущих поколений. Устойчивое развитие является призывом к действию для всех стран и нацелено на улучшение благосостояния и защиту общества от общих проблем. Цели в области устойчивого развития включают борьбу с нищетой, ликвидацию голода, хорошее здоровье, качественное образование, право на достойный труд и заработок, чистую энергию, ответственное потребление и производство, борьбу с изменениями климата, сохранение мира, гендерное равенство. Право на гендерное равенство является основным правом для успешного существования в современном мире.

– Какие гендерные проблемы обострились в обществе в условиях пандемии Covid 19?

– Как показывает статистика, несмотря на то, что страны предпринимают ряд мер для достижения гендерного равенства, в этом вопросе существует немало проблем. Так, в странах имеется дискриминация при трудоустройстве на работу, при оплате труда, на всех уровнях политического руководства, в семьях. Женщины составляют 49,6 процента населения, но вклад их в ВВП составляет 37 процентов. Женщины чаще работают неполный рабочий день, чаще заняты в менее производительных секторах экономики, таких как образование, здравоохранение, сельское хозяйство. Во всем мире доля женщин в промышленности меньше, чем доля мужчин. В среднем, женщины выполняют до 75 процентов неоплачиваемой работы, такой как домашняя работа, уход за детьми, стариками.

Особенно некоторые виды дискриминации усилились в условиях пандемии и всеобщего карантина. Как отмечают эксперты, усугубилось существующее неравенство в экономике, политике, а также в вопросах социальной защиты и личной безопасности. Женщины в большей степени выполняют объем работы по уходу за больными в семьях, а также в качестве медсестер и врачей. Увеличился объем неоплачиваемой работы также в результате закрытия школ и роста потребностей пожилых людей.

– Какие меры предпринимаются для достижения гендерного равенства?

– Генеральный секретарь ООН призвал страны уделять гендерному вопросу центральное место в рамках усилий по восстановлению экономики от пандемии. Если в экономике женщинам будет уделяться соответствующее место, то это будет способствовать достижению лучших результатов в области развития, поддержанию более быстрого восстановления и возвращения мира на путь достижения в области устойчивого развития. Для этого в пакетах восстановительных мер необходимо включать:

– социально экономические меры, ориентированные непосредственно на женщин;

– преобразование несправедливой неоплачиваемой работы по уходу в инклюзивную «экономику ухода»;

– включение женских организаций в процесс принятия решений об ответных мерах в связи с Covid 19;

– борьба с гендерным насилием, включая бытовое насилие;

– разработка пакетов социальной защиты и экономического стимулирования, ориентированных на женщин;

– развитие женского предпринимательства и бизнеса.

В Казахстане роль женщин особая. Неоценим вклад женщин в обеспечение демографического роста в стране и воспитании подрастающего поколения. Основные принципы гендерной политики, равные права для мужчин и женщин гарантированы Конституцией РК. У нас образован и действует Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике. Поэтому задачами гендерной политики у нас являются:

– обеспечение равного участия женщин в структурах власти;

– обеспечение равных возможностей для экономической независимости;

– развитие своего бизнеса и продвижение по карьерной лестнице;

– создание условий для равных прав и обязанностей в семье.

В силу актуальности вопроса в Университете Нархоз мы разработали и вводим курс «Гендерная экономика» для студентов. Целью курса является наработка у студентов навыков и представлений о гендерных отношениях (гендерное различие, гендерная идентичность, гендерная экономика) на основе исследования основных понятий, теорий (концепций), подходов и направлений развития гендерных аспектов экономики, как в мире, так и в Республике Казахстан.

После прохождения курса студенты будут знать основные понятия теории гендерных отношений методологию гендерного анализа и уметь оценивать источники социально-экономической информации для анализа влияния гендерного фактора на экономическое развитие; анализировать и оценивать взаимосвязь между социально-экономическими процессами и развитием гендерного равенства. Иметь навыки использования методики гендерно-чувствительной статистики, а также навыки работы в команде, презентации полученных результатов исследований.

– Желаю всем крепкого здоровья и успехов в новом году! Спасибо.

Беседовала профессор Мереке УЮКБАЕВА

Комментарий