Жаңалықтар | Новости

Наставничество — залог профессионального формирования государственного служащего

Учитывая особую роль процесса адаптации молодого специалиста при поступлении на государственную службу лицам, впервые принятым на административные государственные должности корпуса «Б», в соответствии со статьей 20 Закона «О государственной службе Республики Казахстан», приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 21 октября 2016 года №21 назначается испытательный срок и закрепляется наставник.

Испытательный срок для испытуемых составляет три месяца. При неудовлетворительном результате испытательный срок продлевается на три месяца по решению уполномоченного лица без последующего повторного продления.

Закрепление государственного служащего в качестве наставника производится на основании приказа уполномоченного лица в акте государственного органа о приеме на работу испытуемого.

Основной целью наставничества является обеспечение преемственности в работе государственных органов и адаптация служащих, оказание помощи служащим в их профессиональной подготовке.

За 9 месяцев 2020 года назначены испытательные сроки 274 лицам, принятым на административную государственную службу корпуса «Б» города Алматы, из них наставники закреплены за 271 впервые принятым на административную государственную службу. За 9 месяцев 2019 года наставничество было закреплено за 208 человек.

Статистика 2019-2020 годов показывает, что количество лиц, которым назначено наставничество, увеличилось на 76%, то есть повысилась привлекательность государственной службы.

В текущем году отсутствуют служащие, которым продлен испытательный срок до 6 месяцев. Это в той или иной степени свидетельствует о дисциплинированности тех, кто впервые поступил на государственную службу.

Организация наставничества в государственных органах возлагается на службу управления персоналом (кадровую службу) в соответствии с правилами.

Процедура наставничества оформляется соответствующими документами. В частности, после утверждение государственного служащего в качестве наставника, он разрабатывает план адаптации и профессиональной подготовки испытуемого. Затем по окончании срока наставничества испытуемый составляет отчет о выполнении данного плана, а наставник готовит отзыв на испытуемого.

Важной считается роль наставника, который, в свою очередь, осуществляет ежедневный контроль за выполнением плана адаптации испытуемого и помогает ему в освоении выбранной профессии, разъясняет служебные задачи, показывает методы и приемы их качественного выполнения, выявляет, совместно анализирует и устраняет допущенные ошибки, а также вовлекает испытуемого в активное участие в общественной жизни коллектива, агитирует за ведение здорового образа жизни, способствует развитию общекультурного и профессионального интеллекта, воспитывает патриотизм.

Сложившаяся практика применения данного института наставничества показывает, что в условиях постоянно растущего требования к лицу, претендующему и занимающему государственную должность, является целесообразной, актуальной и крайне необходимой.

Поскольку, только передача более опытным наставником навыков и знаний начинающему служащему может стать основой и фундаментом зарождения в нем высококвалифицированного, отвечающего предъявляемым требованиям специалиста.

Наставничество является важным фактором оптимизации адаптационных процессов, сокращая длительность приспособления впервые поступивших к организации и предотвращая текучесть кадров. Помимо успешного завершения адаптации работника, это выражается в подготовке квалифицированных кадров, повышении уровня организационной культуры и ответственности работников, расширении их полномочий, положительной установке персонала организации на обучение и развитие.

 

Бейсембинова Гульсим Арыновна

Главный специалист Управления государственной службы

Департамента Агентства Республики Казахстан

по делам государственной службы по городу Алматы

Комментарий