Жаңалықтар | Новости

ЛИКВИДАЦИЯ ВУЗОВ – НЕ ВЫХОД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ

Президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана в 2019 году отдельно остановился на качестве высшего образования: «Лишь половина высших учебных заведений страны обеспечивает 60-процентный уровень трудоустройства своих выпускников. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о сокращении числа таких учебных заведений. Не секрет, что есть университеты, которые вместо качественного обучения занимаются продажей дипломов. Ликвидировав их в первую очередь, мы должны направить все наши усилия на повышение качества образования».

Нурлан АПАХАЕВ,
кандидат юридических наук, адвокат,
юрист в области образования
и административных правонарушений

В Послании 2020 года Президент еще раз подчеркнул актуальность данной проблемы: «В прошлом году я поручил закрыть учебные заведения, занимающиеся «печатанием» дипломов. Работа идет трудно из-за сопротивления влиятельных лиц, вовлеченных в прибыльный образовательный бизнес. Но проблему нужно решить. Премьер-министр должен взять данный вопрос на особый контроль». С того времени над некоторыми вузами страны нависла угроза закрытия. Конечно, улучшение качества обучения – основной показатель экономического и научно-технического прогресса. Подготовка конкурентоспособной и образованной молодежи, сильных специалистов и квалифицированных кадров является одним из главных вопросов нынешнего времени. По велению времени,
чтобы обеспечить социально-экономическое развитие страны, наша молодежь должна соответствовать требованиям, быть высококвалифицированной и освоить современные технологии. При этом стоит отметить, что «снижение уровня образовательного и интеллектуального потенциала и качества» по п. 3 ст. 6 Закона РК «О национальной безопасности» рассматривается «как основная угроза национальной безопасности». Действительно, некачественное образование будет способствовать росту неквалифицированных специалистов и безработной молодежи. А как можно определить вузы, не соответствующие
определенным требованиям? Это процесс, который требует тщательной проверки и соответствующего расследования. Согласно сведениям Центра академической мобильности и Болонского процесса, в Казахстане имеются 132 высших учебных заведения. Из них 65 вузов – частные. Рейтинг, проведенный Комитетом контроля в сфере образования и науки среди 109 вузов, показал, что 50 процентов выпускников 61 высшего учебного заведения были трудоустроены. К сожалению, нижние строчки рейтинговой таблицы заняли университеты, в которых самый низкий показатель трудоустройства выпускников. Значит, будут ужесточены требования к тем вузам, выпускники которых не могут трудоустроиться из-за некачественного образования, полученного в стенах университета. Я полностью поддерживаю данную инициативу. Во исполнение поручения Главы государства об обеспечении повышения качества высшего образования Министерством образования и науки РК принят ряд соответствующих мер. Но возникает вопрос, не переусердствовали ли с этим? На каких основаниях выдается лицензия на занятие образовательной деятельностью многочисленным университетам с низким качеством обучения? Например, на сегодняшний день по итогам проведенных проверок МОН в связи с нарушением законодательных норм в образовательной деятельности приостановило действие лицензий ряда университетов. Вследствие чего в данный момент ведутся судебные тяжбы между этими учебными заведениями и Министерством образования и науки. Хочу остановиться на законных аспектах данной проблемы.

Закон РК «Об образовании», регулирующий сферу образования в стране, был принят 27 июля 2007 года. В восьмой главе данного закона говорится о государственном регулировании в области образования, а в ст. 59 – о государственном контроле в области образования. Также 29 октября 2015 года был принят Кодекс предпринимательства Республики Казахстан. На основе этих законов Комитет по обеспечению качества в сфере образования и науки вправе проводить проверку. Об обязанностях и задачах субъектов, осуществляющих государственный контроль в области образования, четко указано в ст. 60 Закона РК «Об
образовании». К примеру, должностные лица, осуществляющие государственный контроль в области образования, должны соблюдать законодательство РК, права и законные интересы субъектов образовательной деятельности, проводить проверки на основании и в строгом соответствии с порядком, установленным настоящим законом и иными нормативными правовыми актами РК, не препятствовать
установленному режиму работы организации образования в период проведения проверки. Также принят Закон «Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности и списка документов, подтверждающих соответствие к ним» согласно Приказу министра образования
и науки РК от 17 июня 2015 года № 391. Согласно данному закону лицензия выдается учреждениям образования, учебным заведениям при соответствии требованиям. Если же в ходе процесса обучения оно не соответствовало требованиям, имели место факты правонарушений, то по итогам государственного контроля и проведенной проверки на основании протокола и постановления приостановление действия лицензии осуществляется в судебном порядке.

Отметим, ликвидация вузов, которая происходит в Казахстане, в соседней России проводилась с 2014 по 2018 годы. В этот период количество вузов и филиалов в России сократилось от 2268 до 1171. Было заведено 2850 дел в отношении юридических и должностных лиц образовательных учреждений за
административные правонарушения. Может этот показатель является незначительным для страны с населением свыше 140 миллионов. Но как понимать МОН РК, приступившее к ликвидации учебных заведений, которых по пальцам можно пересчитать в стране с населением 18 миллионов. На каком основании? С начала года были проведены проверки в 26 университетах страны. Ожидается, что до
конца года такая работа будет проведена еще в пяти вузах. В итоге были ликвидированы пять университетов, еще у двоих приостановлено действие лицензии. В результате преподавательский состав и другие сотрудники данных вузов остались без работы. Их трудоустройство не обязывается никаким законом.
Говорят, что студенты всех ликвидированных университетов решением специально созданной комиссии будут переведены в другие вузы. Однако за короткое время невозможно создать комиссию и устроить тысячи студентов в другие учебные заведения. В ст. 865 гл. 43 Гражданского кодекса РК от 27 декабря 1994 года №268-ХIII указано «Об условиях комиссии». По условиям комиссии, одна сторона (комиссионер) за премиальные по сдаче второй стороны (комитент) обязуется за счет комитента заключать от своего имени
одну или несколько сделок. В п. 2 ст. 42 Закона «Об образовании» четко указано, что «в случае лишения лицензии или ликвидации образовательного учреждения его учредителем (учредителями) будут приняты меры по переводу обучающихся в другие образовательные учреждения для продолжения учебы».

Если Министерство образования и наук занимается выдачей лицензий и ликвидацией учебных заведений, переводом студентов, обучающихся в них, с сохранением грантов в другие вузы в том же городе, то чем же оно отличается от высшего учебного заведения? В п. 10 ст. 3 Закона РК «Об образовании» написано о «разнообразии организаций образования по формам собственности, формам обучения и воспитания, направлениям образования». Скажем, если существуют 65 частных вузов, то имеются столько же государственных. При назначении проверки в 20 частных вузах, необходимо проверить и 20 государственных. Только в таком случае можно говорить о справедливости. Кроме этого, может быть необходимо обратить внимание на эти учебные заведения, дать им возможность обновить материально-техническую базу, повысить квалификацию преподавателей, работать по новейшей технологии обучения?
Следует отметить, что происходит изменение требований к рабочей силе не только в профессионально-квалификационной сфере труда, но также и в социально-психологической и социально-культурной плоскостях.

Если основными морально-психологическими качествами работника в эпоху социализма были, прежде всего, дисциплина, знание своего места в организационной иерархии и технологической цепочке, исполнительность, то новые императивы ориентируют на большую инициативу и самостоятельность, способность работать во временных рабочих группах (командах), высокую мотивацию к переобучению
и первая задача вузов обучить и воспитать – современного специалиста, обладающего так называемым проектным, креативным типом мышления, в основе которого лежит не стремление к стабильной и постепенной карьере в рамках одной организационной структуры. Считаю, что обвинив только систему образования в низком качестве подготовки кадров и ликвидируя вузы, невозможно улучшить качество образования. Это абсурд!..

(Продолжение следует)

Комментарий