Аптадағы сұхбат | Интервью неделиЖаңалықтар | Новости

ОНЛАЙН-НЕДОУЧКИ?

Обучение в онлайн-режиме стало сегодня центральным трендом в образовании как Казахстана, так и
других стран ближнего и дальнего зарубежья.

О том, как данный тренд реализуется сегодня и какие новые существуют проблемы, корреспонденту
газеты рассказала Жанна АМИРОВА, к.ф.н., доцент кафедры теоретического и прикладного языковедения Казахского университета международных отношений и мировых языков им. Абылай-хана.

– Жанна Галымжановна, с какими сложностями вы столкнулись при переходе на дистанционное обучение?

– Сразу надо сказать, что дистанционное обучение в нашем вузе – это не новость, поскольку его элементы вводились задолго до пандемии. Однако успешность введения этой формы обучения зависит от того, во-первых, насколько вуз материально обеспечен, насколько у него хорошая техническая база, то есть оснащенность компьютерами и специальными классами. Во-вторых, важен подбор кадров, то есть, хорошая команда айтишников, потому как обучение должно вестись на основе определенных компьютерных программ и платформ. Можно записывать онлайн-занятия, включая фрагменты лекций известных специалистов в своей области, найденные в интернете. Преподаватель может представить свой лекционный материал как
PDF, или как текстовый документ со множеством поясняющих таблиц. Составление таких таблиц привлекает внимание студента, но только когда они выполнены на хорошем уровне и помогают классифицировать весь материал. Проблемы бывают следующие: порой возникают простейшие технические сбои. В чем они заключаются? Например, у нас по городу могут отключить свет, а в это время идет онлайн-лекция или онлайн-семинар и связь прерывается. Кроме того, студенты, в основном, находятся по месту своего жительства, но не все регионы Казахстана обеспечены хорошей интернет-связью. Поэтому часто студенты просят присылать лекционные материалы. Более сложные проблемы возникают тогда, когда материал для
обучения в дистанционном режиме недостаточно хорошо продуман – не все преподаватели приспособились к этой форме работы. Также необходимо отметить, что длительность онлайн-занятия всего 50 минут, для полноценной лекции это мало. Обучение формируется так: 50 минут лекционных и также семинарские занятия, остальное – самостоятельная работа студента. Ему предоставляются список вопросов для самостоятельного изучения и список рекомендуемой литературы. Студенту нужно подготовить сообщения, презентации, т. е. формы заданий разнообразные и интересные. Но возникают такие случаи, когда студентов перегружают такими творческими заданиями. Так, в среднем за семестр студент должен освоить от семи до
девяти предметов одновременно. В течение недели студент выполняет ряд творческих заданий по разным предметам и может не успевать их сдавать. На проверку заданий преподавателю тоже необходимо
время, отсюда возникает необходимость синхронизации в электронном портале университета, то есть в определенный срок студенты должны предоставить задание, а у преподавателя должно быть время проверить их и выставить оценки в электронных журналах. Иногда страница журнала на эту дату автоматически закрывается, а студенты физически не успели выполнить задание, поэтому преподаватель не может поставить оценку. Они, конечно, стараются, у нас достаточно грамотные студенты, обученные работе с компьютером, они умеют искать информацию, их многому научили в школе. Но несогласованность во времени и перегруженность студентов – это проблема.

– Полагаю, перечисленные проблемы влияют и на работу преподавателей?

– Влияют, конечно. Для того чтобы прочитать хорошую онлайн-лекцию, ее нужно подготовить: не только написать текст, но и продумать, как ярко представить его на экране для студентов – в виде формул, схем, таблиц, чтобы это усваивалось и запоминалось. Конечно, есть возможность потом пересылать готовые учебные материалы, но нужно создать качественный контент, и на это нужно время. Даже когда у преподавателя огромный опыт чтения лекций в обычной форме, нужно учитывать тот факт, что форма дистанционная требует особого подхода. Далее, одновременно в течение суток преподаватель должен подготовить онлайн-занятия с оптимальной формой изложения материала. При этом студены высылают выполненные работы в электронный портал, отправляя три типа заданий по каждому предмету еженедельно.
А представьте, девять предметов в неделю – очень большая нагрузка. Так и у преподавателя серьезная нагрузка – подготовка и проверка работ. Кроме того, порой некоторые студенты вовремя не высылают работы и направляют их позже, особенно такой начинается наплыв в неделю рубежного контроля, в середине и конце семестра перед сессией. В эти моменты студенты стараются все, что они ранее не выполнили срочно
отослать. Также преподаватель должен разобраться в чем проблема, допустим, некачественного выполнения работ: студент не понял тему, или просто элементарно поленился и сделал нехитрую интернет-компиляцию? Это нужно проанализировать, чтобы учесть в дальнейшей работе.

– Что продемонстрировал опыт работы дистанционного обучения на сегодняшний день?

– Из опыта такой работы возникают следующие идеи. Во-первых, к ней должны быть подготовлены преподаватели и, соответственно, руководство и администрация вуза должны все продумать. К примеру, в нашем вузе элементы дистанционного обучения были введены еще более десяти лет назад. Студенты
выполняли многие задания в этом портале, поэтому старшекурсники освоили быстро эту форму обучения. Единственным новым элементов для них стали онлайн-лекции и онлайн-семинары, но это все же гораздо легче, чем научиться правильно выполнять задания удаленно и отправлять их. Когда потребовалось перейти на полную дистанционную работу, университет организовал курсы для преподавателей, были организованы и проведены онлайн-семинары по освоению платформ для дистанционного обучения.

– Какие достоинства и недостатки данной системы вы можете отметить?

– Если говорить о достоинствах и недостатках данной системы, то они будут у всех общие. К достоинствам можно отнести созданные условия общения студента и преподавателя на расстоянии, то есть, безопасность в карантинном режиме пандемии и экономия ресурсов. Но при такой форме обучения есть один серьезный
минус – при очном обучении у студента и преподавателя больше возможностей общения. Так, студенты задают вопросы, интересуясь важными моментами, поэтому таким образом можно определить уровень студента, как актуальный, так и потенциальный. Кроме того, при очном обучении студент может прийти на кафедру и проконсультироваться с преподавателем по интересующим его вопросам, получить рекомендации дополнительной литературы и источников более высокого уровня сложности. На дистанционном обучении все рассчитано четко по времени. Конечно, иногда даем дополнительные занятия по необходимости, но этого все же мало. Необходимо отметить еще один момент: студент в данных условиях вынужден многое делать самостоятельно – мыслить, искать источники и серьезно работать с ними. Мы, конечно, подсказываем электронные библиотеки, где найти глубокие и достоверные источники, но у всех студентов разные возможности и разные особенности восприятия и способности к самостоятельному усвоению материала. Для кого-то это полезно и раскрывает дальнейший потенциал, а кто-то, к сожалению, получит поверхностные знания.

Диас ЭМИР

Комментарий