Жаңалықтар | Новости

ЗЕМЛЯ, ДОМ, АВТОМОБИЛЬ…

В первые Законом РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» к объектам государственной регистрации были отнесены юридические притязания, регистрация которых в правовом кадастре стала необходима для укрепления и защиты прав на недвижимое имущество.

Вместе с тем необходимо отметить, что введение указанного понятия и составление перечня юридических притязаний имеет важное значение главным образом для получателей информации из правового кадастра,
поскольку снижает риски участников гражданского оборота. Записью о юридических притязаниях участники предупреждаются о том, что право на недвижимость небесспорно и придает большую определенность режиму недвижимого имущества.

Согласно ст. 53 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» по заявлению заинтересованных лиц могут быть зарегистрированы юридические притязания, в том числе факт подачи искового заявления, обжалование судебных актов, решение об изъятии земельного участка, соглашение (расписка) о задатке, предварительный договор и иные факты. Например, на основании указанной нормы
могло быть подано заявление о регистрации с приложением определения суда о возбуждении дела о банкротстве или принятие искового заявления к рассмотрению. Однако было неясно, к каким объектам регистрации их отнести. Основанием для возникновения прав на недвижимое имущество они не являются.
Как правило, притязания регистрировались как обременения прав на недвижимость, хотя определению обременений они никак не соответствовали. В результате этого могли быть нарушены права правообладателей.

На основании п. 3 ст. 22 Закона, заявление о государственной регистрации может быть направлено в регистрирующий орган почтовой связью в случае регистрации юридических притязаний, возникающих на основании обращений (заявлений, ходатайств, исков), подаваемых в государственные уполномоченные органы, находящиеся вне места нахождения регистрирующего органа, в том числе в других государствах, в случае регистрации юридических притязаний, возникающих на основании актов государственных органов,
находящихся вне места нахождения регистрирующего органа, в том числе в других государствах.

– Для государственной регистрации согласно п. 2 ст. 53 Закона заинтересованное лицо предъявляет регистрирующему органу документ, удостоверяющий личность, и предоставляет его копию, а также документ,
подтверждающий юридическое притязание. В силу п. 3 ст. 53 Закона государственная регистрация юридических притязаний является учетной и не влечет приостановления государственной регистрации или установления обременения прав на недвижимое имущество. Законом РК от 21 января 2019 года № 217-
VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства» ст. 53 Закона была дополнена п. 4, предусматривающим порядок
регистрации снятия юридических притязаний. Так, согласно внесенному дополнению, теперь снятие юридических притязаний на объект недвижимости осуществляется по заявлению заинтересованных лиц в следующих случаях: если отпали обстоятельства, послужившие основанием для регистрации юридического притязания; по заявлению заинтересованного лица и с согласия лица, по инициативе которого наложено юридическое притязание.

Кроме того, если по истечении трех лет с момента государственной регистрации юридического притязания оно не было снято, то государственная регистрация юридического притязания отменяется. Регистрирующий орган уведомляет об этом заявителя не позднее десяти рабочих дней до истечения указанного срока.
Также заинтересованные лица могут обратиться с заявлением о продлении регистрации юридического притязания до истечения трехлетнего срока. Истечение указанного срока не препятствует обращению за повторной регистрацией юридического притязания на недвижимое имущество.

Кымбат МАТИНА,
гл. специалист отдела методологического
обеспечения и контроля в сфере
регистрационной службы Департамента
юстиции Северо-Казахстанской области

Комментарий