Бас тақырып | Тема дняЖаңалықтар | Новости

ПАНДЕМИЯ И РЫНОК НОУТБУКОВ

Коррективы, внесенные карантином из-за коронавирусной инфекции, в значительной мере повлияли на деятельность множества различных организаций в сфере бизнеса, оказания госуслуг и образования. Переход на удаленную работу и обучение стал необходимостью как в сфере экономики, так и в образовательных учреждениях. Этот вызов пандемии показал уровень готовност  наших систем коммуникаций, а также обеспеченности населения компьютерной техникой.

Как выяснилось, среди окружающих нас в повседневной жизни гаджетов и предметов электроники трудно найти нечто более необходимое, чем ноутбук. Буквально за несколько лет ноутбуки практически полностью вытеснили настольные ПК, и сегодня без них невозможно представить рабочие будни представителей самых разных профессий, учебный процесс в школах и вузах. Да и в том, что касается потребления развлекательного контента, ноутбуки успешно конкурируют с теми же телевизорами.

Свидетельством того, насколько незаменимы ноутбуки для современного человека, стал рост их продаж, зафиксированный сетями, специализирующимися на реализации электроники и бытовой техники. В первые дни после объявления режима ЧП и карантина сотрудники, перешедшие на удаленную работу, школьники
и студенты обустраивали рабочее место дома, и одной из первых и самых необходимых покупок был ноутбук. Несмотря на высокую динамику роста онлайн-продаж, на рынке бытовой техники и электроники Казахстана доля офлайн-магазинов все еще превалирует с значительной разницей. Однако даже с учетом перехода большой части клиентов на покупки через интернет-магазины в период действия карантина общая динамика роста сектора бытовой техники и электроники существенно замедлилась. Согласно данным исследовательской компании «GFK Казахстан», объем продаж по всем группам товаров в данном секторе с
января по июль этого года составила 405,9 млрд тенге, что всего лишь на 1,8 процента выше показателей за аналогичный период прошлого года.

Ощутимым периодом спада был отрезок с апреля по июль, в разрезе которого общие продажи составили 207,9 млрд тенге и показали падение -14 процентов. Однако на фоне общего падения в секторе бытовой
техники и электроники ряд категорий, наоборот, показал значительный рост. Так, за первые семь месяцев этого года ноутбуки показали наибольший прирост в денежном выражении. Общий оборот по данной категории составил 35,1 млрд тенге, что на 55 процентов выше показателей за аналогичный период прошлого года. Таким образом, в рейтинге самых продаваемых товаров в денежном выражении
по итогам первого полугодия ноутбуки обогнали стиральные машины, холодильники и заняли третье место, уступая лишь смартфонам и телевизорам. При покупке ноутбуков около 55 процентов казахстанцев отдали свое предпочтение моделям в ценовом сегменте до 200 тыс. тенге; более 82,1 процента проданных ноутбуков имели размер дисплея от 15 до 15,9 дюймов; около 18,6 процента ноутбуков были игровыми. Если же говорить о каналах продажи, то если с января по июль 2019 года 89 тыс. клиентов приобрели ноутбуки в розничных магазинах и лишь 18,8 тыс. онлайн, то в 2020 году в розничных магазинах было куплено 95
тыс. ноутбуков, а онлайн уже 57,5 тыс. ноутбуков.

Таким образом, рост продаж за семь месяцев составил всего лишь шесть процентов в розничных
магазинах и 206 процентов онлайн-продаж. Общий рост продаж по ноутбукам составил 40 процентов в количестве и 55 процентов в деньгах. Средняя стоимость ноутбука выросла с 208,9 тыс. тенге до 230,2 тыс.
тенге, то есть на 10 процентов. Основным фактором роста продаж данной категории компьютерной техники явились меры ограничений, введенных в период карантина, что привело к переходу компаний и образовательных учреждений на удаленный режим. Для большинства из нас ноутбук превратился из дополнительного устройства, которое ранее брали лишь в отпуск или командировку, в основной рабочий инструмент.

Ноутбуки перестали восприниматься как  излишество, они превратились в жизненную необходимость.
Согласно мнению представителей компании Evrika, несмотря на столь существенную динамику роста данной категории, представители рынка бытовой техники и электроники не смогли в полной мере удовлетворить спрос клиентов на покупку ноутбуков. Основными причинами, помешавшими обеспечить необходимым
товаром полки магазинов, явились аномально высокий спрос на ноутбуки на мировом рынке и острый дефицит комплектующих, вызванный сбоем цепочки поставок из-за ряда введенных ограничительных
мер для нераспространения COVID-19.

С целью решения данной задачи и удовлетворения спроса на внутреннем рынке розничные сети начали увеличивать прогнозы на поставку необходимого количества ноутбуков заводам-изготовителям,
искать альтернативные каналы поставок товаров, внедрять более дорогие логистические решения для сокращения времени на поставку товара от завода-изготовителя на полки розничных магазинов.
После возвращения к обычному режиму работы и обучения повышенная динамика спадет и станет более умеренной. Однако, как утверждают эксперты, четко наблюдаются предпосылки для будущего
роста категории ноутбуков. Они считают, что в период действия карантина на отечественном рынке сформировалась новая пользовательская база клиентов, которые впервые купили ноутбуки для дистанционной работы и обучения. Большая часть из них спустя время начнет обновлять свои устройства, что, в свою очередь, положительно отразится на динамике роста спроса в данной категории. Также дополнительным фактором для роста может явиться развитие технологий и появление большего количества ноутбуков со сгибающимися экранами, мощными аккумуляторами, которые позволят ноутбукам быть постоянно включенными и пользоваться ими без подзарядки более длительный срок.

В новой реальности, в эпоху COVID-19, удаленный формат работы и учебы уже стал привычным, и вполне может быть так, что для многих из нас он останется доминирующим на долгие годы. А значит, с высокой долей вероятности можно предположить, что на ближайшее время ноутбук останется одной из самых востребованных покупок.

Юлия КОН

Комментарий