Бас тақырып | Тема дняЖаңалықтар | Новости

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ НЕФТИ?

Длительный нефтяной суперцикл, похоже, завершился — об этом открыто заявил в своем послании народу Глава Государства К.-Ж. Токаев. В переводе на житейский язык — уходит в историю золотой век выкачивания из недр нефтемиллиардов. И руководству страны в связи с этим есть над чем задуматься…

Сегодня каждого из нас, не говоря уже о Правительстве, не может не беспокоить вопрос, что же будет пополнять казну государства, когда в мире наметилась тенденция сползания с нефтяной иглы, теряются доходы от углеводородов.

В такой вот сложный переходный момент по примеру многих стран свое плечо могла бы подставить отрасль туризма. Благо в Казахстане для этого есть существенные географические преимущества, дарованные
природой и историческим наследием базовые возможности. И в этом плане амбициозных идей у нас
хватает, были сделаны определенные шаги по проведению всевозможных мировых экономических форумов, выставок, саммитов и конгрессов. Увеличило ли это привлекательность страны, сказать трудно. На мой взгляд, злополучный «Борат» в плане рекламы принес Казахстану пользы куда больше. Большая надежда в развитии туризма возлагалась на широко разрекламированное проведение ЭКСПО, Азиаду и Универсиаду.
Создание в стране крупных инфраструктурных спортивных и выставочных объектов обошлось бюджету в баснословные суммы, мы наивно восприняли этот процесс как возможность стимула к бурному развитию
туризма и спорта, который в перспективе разнообразит интерес зарубежных гостей, помимо традиционных жемчужин — Шымбулака и Медеу.

Разумный хозяин прежде чем потратить на что-то свои деньги, крепко задумается, что с этого будет иметь. Окинув взором объекты, возведенные, к примеру, для Универсиады, скажем, положа руку на сердце, что особой пользы в развитии массового спорта внутри и в привлечении крупных турниров извне они не принесли. Простой пример: безлюдье, в том числе и в разгар минувших зим на одном из ключевых и дорогостоящих объектов Универсиады — комплексе лыжных трамплинов. Да и на катках ледовых арен в Алматы негусто, ибо занятие в кружке по хоккею для ребенка в месяц обходится до 30 тыс. тенге, не считая немалых сумм, требуемых на экипировку. Впору задуматься, а нужны ли такие траты ради сиюминутного тщеславия, если объекты, возведенные на деньги налогоплательщиков, не служат народу. Сказать по совести, на их базе должны были открыться бесплатные кружки по зимним видам спорта, хотя бы для
детей из малоимущих семей. И где обещанный со всех высоких трибун поток туристов?

Да бог с ним, со спортом, не в особой чести он у нас сегодня. Что нам мешает подтянуть казахстанцев, а также зарубежных гостей к сакральным памятникам, которыми не оскудела наша земля. Вот, казалось бы,
где золотоносная жила, на которой может зреть и развиваться внутренний и въездной туризм. Используя богатейший потенциал индустрии гостеприимства, грамотно организовав ее, мы бы создали перспективное направление экономики. Кто не знает или забыл, напоминаю: Постановлением № 360 Правительства
РК от 31 мая 2019 года была принята Государственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы. Разработчики этого стратегического документа обещают к 2025 году довести долю туризма в общем объеме ВВП страны до показателя не менее восьми процентов. Итак, пункты программы.

1. Развитие туристских ресурсов.
2. Обеспечение транспортной доступности туристских дестинаций и объектов.
3. Повышение качества и доступности туристских продуктов и услуг. 4. Создание
благоприятного туристского климата.
5. Формирование эффективной системы продвижения туристского потенциала страны на внутреннем и международном рынках.

6. Совершенствование системы управления и мониторинга развития туристской отрасли. И так далее.
С упоением вчитываюсь. Что ни предложение, то до боли знакомое: обеспечить, развивать, повышать, создать, формировать и совершенствовать. Да, что-что, а составлять программы у нас умеют. В этом мы мастаки. Знакомо, как выдержки из пожелтевших страниц протокола партийного собрания. Что же на деле? В лучшем случае — развитие внутреннего туризма, как в былых традициях советской классики, когда группы трудящихся на экскурсионных автобусах выезжали по маршруту исторических достопримечательностей. С тех пор картина не изменилась. Выжили ли немногочисленные турфирмы в условиях ограничительных мер в связи с коронавирусом — неизвестно. Туризм, в том числе и внутренний, явление, скажем прямо, редкое и не поставленное на отлаженный поток. С никудышным набором инфраструктурных объектов, в котором
нет места автобанам, высокоскоростным комфортабельным автобусам, уютным придорожным гостиницам со свежим бельем и, извините, чистыми туалетами на всем протяжении автомагистралей. В дефиците у нас и пул профессиональных экскурсоводов, даже на таких классических направлениях, как, к примеру, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО — усыпальница Ходжи Ахмета Ясави, мавзолей Айша биби и другие святыни. Туристический продукт сегодня не может быть закостеневшим. Тем более что рядом с нами Хива, Бухара, Самарканд — восточные бренды, стабильно привлекающие к себе тысячи зарубежных гостей, паломников.
Интерес к истории духовных сокровищниц надо поддерживать и постоянно подогревать, изменив контент и форму организации их посещения, наполнив современным содержанием. Чем-то разнообразить и эти поездки по нашей бескрайней степи, раскидав, к примеру, те же этноаулы, чтобы они вызывали
интерес для разновозрастной категории любителей путешествий.

Не говоря уже о поднаторевших на мировых достопримечательностях зарубежных туристах, которых трудно чем-либо удивить. Поэтому за каждой строчкой этих красивых государственных программ в первую очередь должен стоять простой вопрос: чем удивлять будем? Как показывает наш же опыт, историческое наследие и богатая, разнообразная природа сами по себе не есть стимул для генерирования стабильного турпотока.
Говоря о посещении туристами нацпарков, глава Евразийской ассоциации туризма Рысты Карабаева отметила в интервью одному информагентству, что «в таком состоянии, как сейчас, наши нацпарки и природные места не готовы принимать поток туристов. Я была в заповеднике Рантхамбор в Индии, где
бенгальских тигров выращивают, там красивый четырехзвездочный отель в стиле Махараджа. Все условия для туристов есть. Что немаловажно, на своих машинах в нацпарках ездить нельзя. В США, Турции, Индии, да во всем мире автомобили оставляют на парковке, и сотрудники нацпарков сами доставляют туристов. Если можно ездить на собственном транспорте, то только определенными дорогами и с правилами. Пешеходные тропы обязательно оборудованы туалетами. В Китае огромным потоком управляют специально созданными инфраструктурными условиями». Тренды туристического рынка в каждом регионе страны должны отличаться своей изюминкой и особенностями, экзотикой, если хотите. Чтобы заставить заморского гостя преодолеть тысячи километров в нашу сторону, ему надо дать возможность выбора, цивилизованного и привлекательного, отвечающего его вкусам, интересам и возможностям. От формата поездки по маршрутам выходного дня до глубокого проникновения в историю можно пробудить желание возвращаться, исследовать этнические традиции и культуру нашего народа. Одного созерцания уже мало, даже сакральным памятникам сегодня требуется современное наполнение, событийность, которые и дают впечатления, радость и эмоции.
О чем это — пусть думают работники комитетов по развитию туризма, они за это зарплату получают.
Ясно одно: подобные госпрограммы составляются не в тиши кабинетов, а с привлечением известных зарубежных менеджеров из индустрии туризма мирового уровня, чтобы поучиться опыту, практикам и инструментам, правильным подходам к концепции гостеприимства.

Четко прописав все детали, включая разумную ценовую политику гостиничного бизнеса, вплоть до того, где и на каком километре маршрута появятся современный туалет, мотель, кафе, какие сувенирные лавки и где разместятся. Свое мнение по этим вопросам высказал в одном из интервью заместитель председателя АО НК «Kazakh Tourism» Кайрат Садвакасов (октябрь 2019 года, primeminister.kz): «На сегодня есть стандарты по придорожному сервису. Они были разработаны несколько лет назад, и идет постепенный переход к этим
стандартам. К сожалению, не все существующие пункты придорожного сервиса соответствуют данным стандартам, но работа в данном направлении ведется. Стандартов очень много: и по гостиницам, и по кемпингам, и так далее. Но проблема в том, что многие стандарты рекомендательного характера. Сейчас
мы прорабатываем возможность четкого следования стандартам». Все это необходимая и очень важная
инфраструктурная платформа, которая может обеспечить эффективную монетизацию турпродукта на государственном уровне. Под это должна быть подтянута вся линейка услуг — от создания крупных
туристских хабов с простой и доступной системой бронирования, страхования, структурами, отвечающими за встречу и организацию программы путешествия до решения всех организационных моментов. Чтобы вопросы гостей решались быстро и качественно, ведь одна досадная мелочь или небрежность сведет на
нет все усилия и, скажу больше, негативно скажется на имидже страны. Мелочей в этом деле нет. Это относится и к рекламному продукту, лаконичному и информативному, продвигать который сегодня, с учетом глобального интернет-пространства, не так уж сложно. И, конечно же, не надо забывать о воспитании соответствующей культуры общения и гостеприимства у встречающей стороны. Продуманный подход к созданию индустрии туризма позволит нам плавно и максимально безболезненно выйти из уходящего нефтяного века, освоив другие источники наполнения казны. И при условии, что этот путь станет национальной идеей. Нам есть над чем поработать. В октябре этого года ежегодное издание
US News&World Report опубликовало рейтинг стран мира по привлекательности в плане туризма, согласно которым Казахстан занял 70-е место из 73 стран…

Асем САКЕНОВА

Комментарий