Бас тақырып | Тема дняЖаңалықтар | Новости

АКИМОВ НУЖНО НАЗНАЧАТЬ ИЛИ ВЫБИРАТЬ?

Министерством экономики опубликована Концепция проекта Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан». В ней предусматривается два варианта выдвижения кандидатов на пост акимов сел, поселков и сельских
округов: от зарегистрированных политических партий, что должно стимулировать развитие партийного содержания на местах, и возможность самовыдвижения. Кандидату нужно будет собрать в свою поддержку требуемое количество подписей.

«Глава государства в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года отметил, что последующие политические реформы должны быть направлены на более широкое вовлечение людей в управление страной. Так, опросы общественного мнения демонстрируют усилившийся запрос на выборность сельских акимов. Введение прямых выборов акимов сел, поселков, сельских округов в республике является необходимым условием для дальнейшего продвижения демократии и создания эффективной системы управления делами на местном уровне. Как показывает опыт многих зарубежных стран, при прямых выборах
глава местного исполнительного органа (аким) чувствует большую ответственность перед своими избирателями, что положительным образом сказывается на результатах его работы», – отмечается в предложенной Концепции.

По словам разработчиков, прямые выборы акимов сел, поселков, сельских округов в нынешних реалиях позволят гражданам повысить активность в полноценной реализации своих конституционных прав, в полной мере реализовать концепцию «слышащего» государства, лучше узнать возможности и профессиональные
качества кандидата на должность акима, а также будут способствовать повышению восприимчивости местных органов государственного управления к потребностям и проблемам населения. Напомним, в настоящее время выдвижение кандидатов в акимы производится акимом района после согласования с собранием местного сообщества городов районного значения, сел, поселков и сельских округов.
О том, что представляет собой выборность акимов в реалиях Казахстана, а также насколько эффективными окажутся эти нововедения, нам рассказали политолог, экономист Петр СВОИК и политолог Димаш АЛЬЖАНОВ.

Петр СВОИК, политолог, экономист:

– По всей видимости, результаты этих изменений будут такими же, какими были раньше. В начале нулевых годов были экспериментально проведены выборы акимов, в том числе на родине нашего Первого Президента – в Шамалгане. У них был выбран аким, но все потихоньку умерло. Дело не в том, каким образом появляется аким сельского округа или сельского населенного пункта: выбирается или назначается. Избираемый человек должен обладать некой властной и имущественной компетенцией, отделенной от исполнительной вертикали. Однако сейчас местные бюджеты – это всего лишь подразделения государственного бюджета, областного, районного, а районный бюджет формирует местный бюджет. Это все одна и та же вертикаль и все кружится в рамках этой вертикали. При такой структуре лучше назначать распорядителя этих денег, а не избирать его населением. Потому что люди изберут, а человеку придется
находиться в той же имущественной и налоговой вертикали. Все дело в том, что местное самоуправление должно иметь не только собственную генерацию власти через выборы, а также собственную имущественную, властную и бюджетную компетенцию. По факту у любого населенного пункта появляются собственные проблемы, которые в целом отсутствуют в государстве. К примеру, в государстве нет канализации, водопровода, как нет и такой функции – отвечать за них, а вот в каждом населенном пункте такая функция существует. Отдельную компетенцию населенных пунктов надо выделять в бюджетную, имущественную и во
властную отрасль, которую должно решать избираемое местное самоуправление в этом населенном пункте. Так устроено местное самоуправление в Европе. У нас было множество попыток принять закон о местном самоуправлении на основе Европейских принципов. Всякий раз эти попытки заканчивались тем, что сохранялась вертикаль. А в рамках этой вертикали избирать
каких-то нижестоящих исполнителей смысла нет.

Димаш АЛЬЖАНОВ, политолог:

– Досье на проект закона, предусматривающего выборность акимов сел, поселков, сельских округов, не отражает запроса граждан в выборности местной власти. Более того, досье лишь дает обоснование спекуляциям вокруг выборности акимов на самых низших уровнях. Что здесь не так? Во-первых, выборность местной власти должна идти в контексте широкой реформы децентрализации власти и формирования подлинных органов местного самоуправления. Необходимо разработать целую концепцию реформы административно-территориального деления (уровни) и определить роль и полномочия органов местного самоуправления. Часть власти над управлением общественной собственности и налогам должна отойти сообществам (муниципалитетам и городам). Надо полностью отойти от советской модели централизованного государственного управления и администрирования территорий. Выборность акимов на уровне сел, поселков, сельских округов в рамках действующей централизованной системы, где не работает механизм выборов, на мой взгляд, не даст никакого эффекта. Для выборности акимов, как и Парламента с маслихатами, нужны честные и свободные выборы. Поэтому совместно с предложением выборности акимов необходимо полностью пересмотреть правила организации выборов в целом. Иначе выборы акимов могут быть сфальсифицированы. Доверие общества к инициативе будет подорвано на корню. Во-вторых, если вводить постепенно выборность акимов, не меняя политического и административно-территориального деления страны, начинать надо с областных центров и городов республиканского значения. Это наилучшим образом отражает запрос общества на политические перемены и участие в управлении государством.
Важно, что это дает большее участие граждан в выборе местной власти, к чему апеллируют и авторы досье. Более того, выборность акимов должна сопровождаться усилением роли и представленности сообществ в маслихатах и их надзорных функций за местной исполнительной властью. Лучшая практика для этого – снова ввести мажоритарную систему относительного большинства для выборов депутатов маслихатов.
В-третьих, политические партии не должны иметь исключительного права номинирования кандидатов в акимы, как это представлено в досье. Это порочная практика, которая показала свою несостоятельность в наших реалиях. Напомню, что через контроль процедуры регистрации политических партий Правительство контролирует допуск к выборам всех уровней. Общество уже выразило свое неприятие данной практики как нарушающей пассивное избирательное право гражданина. Это лишь самая малая часть этого большого процесса. Выборность акимов на уровне сел, поселков, сельских округов не даст обществу большей возможности влиять на решения местной власти. Считаю, что без комплексных изменений это не более чем спекуляция на тему демократизации политического устройства.

Корреспондент «ЮГ»
Нагашыбек БЕКДАИР
bek_niko@mail.ru

 

 

Комментарий