Бас тақырып | Тема дняЖаңалықтар | Новости

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Транзит государственной власти зачастую сопровождается корректировкой управления страной, при этом выбираемые акценты на те или иные сферы могут иметь непреходящее значение. Мы не затрагиваем крайние формы смены государственной власти, тем не менее восприятие предназначения государства в переходный период обостряется.

Оценивая, в частности, государственные программы предыдущего периода,можно констатировать слабую реализацию и получение зачастую не того ожидаемого результата, определяемого их целями и задачами.
Стоит заметить, что интеллектуальные компоненты при их подготовке присутствуют, однако субъекты администрирования в дальнейшем зачастую не видят в них смысла. Освоение выделяемых финансовых средств и отчетность по ним становятся приоритетом. По законодательству же в целом оценивать сложнее, здесь возникают дополнительные вопросы уже в процессе правоприменения и полноты субъектного представительства в законодательном регулировании в части реализации прав и обязательств в том или ином нормативном правовом акте и др. Стоит отметить и спорный аргумент о том, что право является инструментом государства, которое его и утверждает.

Как говорят философы, смысл – сущность феномена в широком контексте реальности, неисчерпанная совокупность (в отличие от значения, которое исчерпаемо) всех психических (сознательных) когнитивных процессов, связанных со словом. Отсюда смыслы доминируют над значением. В то же время интеллект – это способности личности к познанию, осмыслению и разрешению задач. Понятие интеллекта соединяет в себе все познавательные процессы индивида (коллектива), такие как воображение и восприятие, ощущение, память, мышление и представление. Еще одна характеристика определяет интеллект как качество психики,
состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, понимания и применения абстрактных концепций, использования своих знаний при взаимодействии с окружающей средой. Интеллект должен присутствовать и сопровождать управленческие начала и
их результат. В западных научных источниках имеются работы, касающиеся определения зависимости благополучия от показателей интеллекта. В качестве примера можно привести книгу Ричарда
Линна и Тату Ванханена «Коэффициент интеллекта и богатство народов» 2002 года, где авторы утверждают, что различие в национальном доходе (в виде ВВП на душу населения) коррелирует с различием в среднем национальном коэффициенте интеллекта (IQ). Приводится таблица данных среднего показателя интеллекта для каждой из 81 страны, которая основывается на анализе собранных в книге и опубликованных
отчетов исследований в этой области за последние почти сто лет.

В книге описываются различные методики тестов, дается оценка их точности и причины расхождений. Оценка среднего коэффициента интеллекта в странах мира различна. К примеру, Россия (единственная из постсоветского пространства) занимает 28-е место с показателем 96 единиц измерения. Наука занимает важную позицию в приводимых исследованиях. Казахстан по разным причинам не участвовал.
На страницах «ЮГ» мы уже обращались к важности решения проблем фундаментальной науки («К ренессансу фундаментальной науки», № 84 от 5 ноября 2019 года и «К вопросу о судьбе
фундаментальной науки», № 4 от 17 января 2020 года). Напомним, что с 2002 года финансируются пять приоритетов фундаментальных исследований: информационные технологии; новые перспективные материалы; развитие теоретических основ молекулярной биологии, генетики и биоинженерии для решения актуальных проблем медицины и аграрного сектора; минеральные ресурсы; теория и практика общенациональной идеи как основы устойчивого развития современного Казахстана. Можно дополнить и интеллектуальными системами.

Затраты (бюджетные ассигнования) на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в Казахстане заметно отстают от показателей других государств и составляют только 0,15 процента от внутреннего валового продукта. Обещания Правительства довести эту цифру до одного процента остаются
пока невыполнимыми. Интеллектуальные системы разрабатываются во многих передовых странах,
важную роль имеют теоретические и практические (прикладные) аспекты. Возьмем казахстанские наработки
в одной сфере экономики. Интеллектуальные транспортные системы упоминаются в Законе РК «О дорожном
движении» (2014), однако механизма реализации и необходимости комплексного (системного) подхода к разработке и становлению не просматривается.

Кроме того, содержание понятия «ИТС» не в полной мере раскрывает потенциал и спектр возможностей, судя по изложению в законе: «Интеллектуальная транспортная система – комплекс взаимосвязанных автоматизированных систем, обеспечивающих управление и контроль за дорожным движением»
(п. 27 ст. 1 Закона). В целом оценивая действующее законодательство Казахстана в сфере
транспорта, можно отметить, что с существующей законодательной базой выполнить задачи и цели ИТС не удастся. Нужна систематизация законодательства и подготовка новых правовых норм в сферах информационных технологий и транспорта.

Кроме того, весь экономический базис не может «потянуть» такой задачи, на что также требуется систематизация всего законодательства Казахстана и реальное воздействие экономических законов с минимизацией (исключением) элементов так называемого «ручного управления процессами». К этому стоит
добавить интеграционные и иные международные обязательства государства. Что имеется на практике. В рамках программы цифровизации социально-предпринимательские корпорации Astana и Billboard video объявляли о запуске совместного пилотного проекта по созданию интеллектуальной транспортной сети.
На наш взгляд, спектр охватываемых намерений и задач недостаточен. Как утверждают заказчик и исполнитель, ИТС будет представлять собой сеть дорожных медиабордов, которые предоставляют участникам дорожного движения необходимую оперативную информацию: навигация до ближайших улиц и
объектов с расчетным временем в пути до них, скорость транспортного потока по пути следования, информирование о пробках и путях объезда, сообщения от ЧС, сообщение о приближающейся скорой помощи, погода, курсы валют и оперативные сообщения от администрации.

Как известно из европейских источников, ИТС – это системные изменения, направленные на предоставление
различных инновационных услуг для различных видов транспорта и на достижение устойчивой мобильности
через повышение эффективности, безопасности и экологичности транспорта. Кроме того, ИТС рассматриваются ключевыми заинтересованными сторонами в качестве «моста», позволяющего
устранить существующий в настоящее время разрыв в плане устойчивости между транспортными системами. Кроме того, фактически ИТС может включать все виды транспорта, однако
европейское определение трактует ИТС как систему, в которой применяются информационные и коммуникационные технологии в сфере автотранспорта (включая инфраструктуру, транспортные средства,
участников системы, а также дорожно-транспортное регулирование), и имеющую наряду с этим возможность взаимодействия с другими видами транспорта. В свою очередь, надо моделировать ИТС в формате последующей адаптации с аналогичными системами. В частности, в Евразийском экономическом союзе
предполагается интеграция современных информационных и коммуникационных технологий и средств автоматизации с транспортной инфраструктурой, транспортными средствами и пользователями,
ориентированная на повышение безопасности и эффективности транспортного процесса.

Тем самым ИТС в зависимости от модели используемой технологии могут быть и системой автомобильной навигации, регулирования светофоров, системой регулирования грузоперевозок, систем транспортных знаков, системой распознавания автомобильных номеров и регистрации скорости транспортных
средств, системой видеонаблюдения, иными системами, интегрирующими информационные потоки и потоки обратной связи из большого количества различных источников, например, из систем управления парковками (Parking guidance and information (PGI) systems), метеослужб и др. По признанию государственных органов, пока затруднительно смоделировать создание на территории Казахстана современной транспортно-логистической системы без создания ИТС по видам транспорта, обеспечивающей высокую и эффективную транспортную связностьвнутри страны, увеличение грузопотоков по территории республики и координацию работы всех видов наземного, морского и воздушного транспорта.

В связи с этим в интеллектуальных системах должны применяться и технологии моделирования на основе научных проектов и разработок, включая внедрение. Немаловажным вопросом является как становление, так и защита прав интеллектуальной собственности. Научной и учебной литературы, к сожалению,
недостаточно. Автором совместно с патентным поверенным РК К. Абильмановой подготовлено учебное пособие «Интеллектуальная собственность (вопросы законодательства, теория и практика)», которое выпущено издательством «Лантар Трейд» (2020). Представляется, что подготовка специалистов данного профиля в вузах крайне необходима.

Сайлаубек АЛИБЕКОВ,
д.ю.н., профессор КазАТиСО

Комментарий