Жаңалықтар | Новости

На пути к общенациональной мечте

На протяжении четвертьвековой истории Конституционного строительства Республика Казахстан сформировала четкий курс по формированию культа верховенства права, в котором определились жизнеутверждающие идеи и принципы законопослушного, развитого и демократического государства.   

Годы формирований национального законодательства Казахстана, в особенности, Конституционного строительства, вполне можно считать успешно реализованными в силу нескольких объективных факторов: во-первых, создана устойчиво работающая экономика, основанная на признании частной собственности и свободы предпринимательской деятельности, демократический политический строй, основанный на принципах народовластия. Во-вторых, ежегодно обновляется и реализовывается социальная политика по увеличению бюджетных ассигнований на нужды здравоохранения, образования, улучшение жизненных условий, обеспечение трудовых прав граждан. В-третьих, в результате осуществленных за годы независимости масштабных преобразований во всех сферах жизни в республике созданы необходимые экономические, политические, социальные, организационно-правовые предпосылки, способствующие реализации указанной цели Конституции.

Об этих положениях в одной своей статье писал и сам Председатель Конституционного Совета Республики Казахстан Кайрат Мами, отмечая, что в содержании конституционных норм просматриваются дух памятников обычного права казахов, прогрессивные идеи ранее действовавших конституционных актов Казахстана и современных государств.

«Фундаментальные конституционные институты сформулированы с учетом теорий известных философов эпохи Просвещения – Томаса Гоббса, Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Шарля Монтескье, которые заложены в основу конституций многих ныне демократических стран и проверены опытом их политической трансформации», – отмечал К. Мами.

По его словам, все годы независимости нашей республики государственная политика была нацелена на полноценную реализацию конституционных ценностей. Долгосрочные программные документы – стратегии «Казахстан-2030» и «Казахстан-2050», концепции правовой политики и другие судьбоносные документы, регулярно уточняемые и дополняемые в посланиях и выступлениях Елбасы, явились основой для проведения активной целенаправленной работы по всемерному раскрытию потенциала Конституции во всех сферах жизнедеятельности.

Конечно, бесспорно то обстоятельство, что надежные экономические, социальные, правовые гарантии создаются по мере успешной реализации многих стратегических задач по вхождению РК к 2050 году в число 30-ти наиболее развитых стран мира.

Зарубежные ученые утверждают, что Конституция любого развивающегося и демократического государства будучи Основным Законом, должна быть стабильным документом, рассчитанным на длительное действие и не должна подвергаться частым изменениям и дополнениям, потому как перестанет играть роль основополагающего законодательного акта страны, определяющего цели и задачи государства, принципы его организации и деятельности и взаимоотношений с гражданским обществом.

Годы независимости в Казахстане прошли под несколькими этапами конституционного строительства. Так, в 2007 году принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», которым провозглашены принципиально важные для страны новеллы. При этом в основном сохранились параметры казахстанской модели государственного устройства, выдержавшей проверку временем. В рамках данной модели в ходе конституционной реформы была осуществлена модернизация системы властных отношений, повысившая роль и влияние Палат Парламента, которые отныне несут еще большую ответственность за состояние дел в государстве.

За период действия нынешней Конституции Законами РК от 7 октября 1998 года и от 21 мая 2007 года в ее текст был внесен ряд важных изменений и дополнений. Так, например, внесена норма об увеличении числа депутатов Мажилиса, которые избираются Ассамблеей народа Казахстана. Расширены полномочия Парламента по контролю за исполнением госбюджета, акимы областей, районов, городов могут быть назначены только с согласия областных, районных, городских маслихатов.

Пункт 1 ст. 68 изложен в следующей улучшенной редакции: «Члены Правительства самостоятельны в принятии решений в пределах своей компетенции и несут персональную ответственность перед Премьер-Министром Республики за работу подчиненных им государственных органов. Член Правительства, не согласный с проводимой Правительством политикой или не проводящий ее, подает в отставку либо подлежит освобождению от занимаемой должности».

Конечно, как и в любом развитом демократическом государстве судебная власть определяет степень истинного потенциала национальной законодательной системы страны, потому что именно на суды возложена миссия по обеспечению защиты главных конституционных ценностей человека и гражданина – прав, свобод и законных интересов. Согласно Основному Закону, уголовное судопроизводство осуществляется в предусмотренных законодательством случаях с участием присяжных заседателей, арест и содержание граждан под стражей допускается только лишь с санкции суда.

Ст. 76 Конституции провозглашает, что судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики.

Бесспорно, эти изменения и дополнения существенно обогатили политико-правовой, демократический аспекты нашей Конституции.

Немаловажную и даже приоритетную роль в осуществлении многих намеченных Конституционных реформ сыграла и Концепция правовой политики на 2010-2020 годы. Главными итогами ее реализации стало существенное обновление основных отраслей национального законодательства (конституционного, административного, гражданского, банковского, налогового, финансового, таможенного, экологического, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства).

В завершение хотелось бы отметить, что созидательный потенциал действующей Конституции предъявляет высокие требования к отечественной правовой системе, которая должна эффективно обеспечивать проводимый курс страны на повышение качества жизни человека, общества и укрепление государственности.

 

Жанат Жайлаубай,

судья Алматинского городского суда

 

Комментарий