Бас тақырып | Тема дняЖаңалықтар | Новости

ДЕЛО О 20 МЛРД, ИЛИ КТО ОТВЕТИТ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ?

Эта история о том, как нефтяная компания АО «Каражанбасмунай», нарушившая Экологическое законодательство за выбросы более 36 тыс. тонн опасных отходов, получила от Управления госдоходов по Тупкараганскому району ДГД Мангистауской области уведомления о начислении платы за Эмиссии в окружающую среду на 20 млрд тенге. Во избежание столь огромных выплат компания обращается в суд с заявлением об отмене уведомлений, однако суд г. Нур-Султана в требовании отказал. Теперь, благодаря апелляционному ходатайству прокуратуры г. Нур-Султана, компания может избежать ответственности.

В редакцию обратился гражданский активист Кирилл Осин, который в своем обращении возмущается действиями надзорного органа. В частности, прокуратуры г. Нур-Султана. Впрочем, лучше приведем его письмо.

КРИК ДУШИ

«В очередной раз нам могут плюнуть в лицо и выйти сухими из воды. А нам останется только довольствоваться очередной язвой на нашей земле как свидетельство попустительства и кощунственного отношения к природе и, самое главное, к людям. Недавно появилась информация «Дело о 20 млрд», и как-то так случилось, что эта тема осталась без внимания и в СМИ. Как так получается, что вроде есть факт нарушения экологического законодательства, суд первой инстанции и прокуратура полностью поддержали действия экологической службы. Однако в считанные дни что-то изменилось, и прокуратура уже просит отменить решение суда первой инстанции о начислении штрафа. Не кажется вам это странным… Как бы это не было печально, но, к сожалению, в нашей стране такие метаморфозы происходят часто. Конечно, все стороны имеют право на справедливый суд, и я очень надеюсь, что Верховный Суд будет справедлив.
Хочу отметить, что в случае, если суд установит вину за компанией, то эти почти 20 мрлд тенге останутся в нашем местном бюджете и будут направлены на природоохранные мероприятия. В Мангистау экологических проблем выше крыши. Республиканский бюджет никак не может найти деньги на ликвидацию хвостохранилища Кошкар-Ата – этой главной язвы региона и источника многих страшных заболеваний. Канализационно-очистные сооружения морской столицы страны Актау не выдерживают никакой критики. И скоро вместо сотен тысяч туристов на берегу моря мы будем ловить столько же городских фекалий,
если все лопнет и треснет в один момент. В городе-курорте даже нет парка для отдыха и досуга горожан, озеленения, системы полива. Стихийными свалками завалины окрестности городов и районов.

Перечислять, на какие меры можно направить средства, можно много. Разве мы все это заслужили? Являясь одним из доноров республики, мы не можем дождаться обратно трансфертов на решение наших проблем. И сейчас, когда появилась возможность направить деньги под чутким народным контролем на решение экологических проблем, может так случиться, что кто-то выйдет сухим из воды, кто-то с наполненными карманами, а кто-то останется с очередной кучей отходов, отравляющих нас. Поэтому суд должен быть справедливым и объективным! Терпеть и закрывать глаза больше никто не будет!» Такое вот гневное письмо автора.

ПЛАТА ЗА ЭМИССИЮ

К письму приложены копии решения суда г. Нур-Султана от 17 августа 2020 года (дело № 2/96-20), вынесенного судьей Г. Абрахмановой, из которого следует, что заявитель АО «Каражанбасмунай» обратился в суд с требованием о признании незаконными уведомления о начислении платы за эмиссии в окружающую среду, а также их отмене. Ответчиком выступило Республиканское государственное учреждение «Департамент госдоходов по Тупкараганскому району ДГД по Мангистауской области Комитета госдоходов
Министерства финансов РК». Вкратце суть претензий. Департаментом экологии по Мангистауской области
на основании списка профилактического контроля была проведена проверка в АО «Каражанбасмунай» по соблюдению экологического законодательства. В ходе профилактического контроля было установлено, что на полигоне № 1 нефтяной компании размещено более 36 тыс. тонн отходов производства из янтарного списка уровня опасности без утилизации в течение трех лет. Янтарный список – это перечень отходов, включенных в Налоговый кодекс по уровню опасности («красный», «янтарный», коммунальные, «зеленый»). «Янтарный» по уровню опасности идет вторым по списку и классифицируется как класс «А». Одним словом, представляет опасность для экологии. По данному факту Департамент экологии вынес предписание от 5 июля 2019 года об устранении нарушений экологического законодательства. 12 февраля 2020 года в адрес Департамента экологии поступило представление Специализированной природоохранной прокуратуры
Мангистауской области о направлении сведений о фактических эмиссиях нефтяной компании «Каражанбасмунай» в органы госдоходов для выставления уведомлений о начислении суммы платы за эмиссии в окружающую среду. Небольшое отступление. Ясно, что нефтяная компания в ходе своей хозяйственной деятельности наностит вред окружающей среде, производя вредные выбросы и отходы. Это и называется эмиссией. Все природопользователи, в том числе нефтяные компании, получают экологическое разрешение на эмиссии в окружающую среду. Порядок выдачи, а также виды экологических разрешений
регулируются экологическим законодательством. Налоговым кодексом предусмотрена обязательная плата за эмиссии вредных веществ в окружающую среду, а неуплата в бюджет влечет огромные штрафы.

Так вот, 20 февраля 2020 года Департамент по экологии по итогам профилактического контроля направил сведения налоговому органу о размещенном на полигоне № 1 компании «Каражанбасмунай» с 2013 по 2019 годы 36005,68 тонн без экологического разрешения. Естественно, Управление госдоходов по Тупкараганскому району ДГД по Мангистауской области 25 и 27 февраля 2020 года вынесло пять уведомлений о начислении платы за эмиссии в окружающую среду за период 2015-2019 годов
в размере 13 892 143 527 тенге и пени в сумме 5 985 906 952 тенге. Сумма налога рассчитана за размещение 36005,68 тонн отходов без экологического разрешения. В общем сумма немаленькая – 20 млрд тенге.

ВСТАТЬ, СУД ИДЕТ!

В судебном заседании представители «Каражанбасмунай» пояснили, что компания ежегодно получала экологическое разрешение и оплачивала налог на размещение нефтяных отходов на полигоне в бюджет государства. Разрешение получено на общий объем 180 230 тонн, включая вышеуказанные 36005,68 тонн.
В период с 2010 по 2016 год компания утилизировала 43 802 тонн нефтяных отходов. Компания полностью ликвидировала вышеуказанный объем в 2019 году. С 2019 года «Каражанбасмунай» не оплачивает налог на эмиссию, поскольку не размещает вновь образованные отходы на полигоне, а утилизирует их сразу.
Представители ответчика Департамента госдоходов Тупкараганского района ДГД по Мангистауской области пояснили, что согласно акту о результатах профилактического контроля нефтяная компания
имеет собственный полигон для временного хранения промышленных отходов с тремя картами. Данный полигон введен в эксплуатацию 29 апреля 2001 года. Также установлено, что отходы производства
фактически хранятся временно на полигоне открытым способом. Таким образом, эти обстоятельства являются основанием для обложения платы за эмиссии в окружающую среду. В ходе судебного заседания представители третьего лица на стороне ответчика – Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии и природных ресурсов РК пояснили, что в положительном заключении государственной экологической экспертизы указаны сведения о наличии собственных полигонов, хранилищ. Это полигоны №№1 и 2 для временного хранения промышленных нефтяных отходов. И на момент проверки инвентаризации (май 2018 года) на полигоне № 1 накоплено 36005,68 тонн производственных отходов. Указанные в заключении экологической экспертизы отходы исчерпали срок временного хранения. Таким образом, отходы компании «Каражанбасмунай» в объеме 36005,68 тонн были размещены без разрешения на
эмиссии в окружающую среду. Нефтяная компания, упустив срок выполнения утилизации отходов, размещала отходы производства год за годом, хотя они образованы ранее 2015 года. Экологическим законодательством определены общие экологические требования при обращении с отходами производства,
в том числе сроки хранения до их восстановления или переработки. В части разрешения на эмиссии дает право компании на размещение отходов каждого года с последующим восстановлением или переработкой в течение трех лет, согласно п. 3 ст. 288 Экологического кодекса. Профилактическим контролем установлено,
что отходы «Каражанбасмунай» в объеме 36005,68 тонн в течение трех лет не подвергались утилизации, переработке, обезвреживанию и безопасному удалению. Отходы размещены без разрешения на
эмиссии в окружающую среду, поскольку эмиссии осуществлялись непрерывно каждый год до того момента, когда отходы были переданы на утилизацию. Очередное разрешение на размещение действует на вновь образуемые отходы. И еще один существенный момент, на который стоит обратить внимание. Участвующая в судебном заседании прокурор А. Нуртазанова дала заключение об отказе в удовлетворении заявления компании «Каражанбасмунай», что вполне логично. Ведь здесь речь идет об исключительно интересах государства и в целом экологической безопасности. Но об этом чуть позже.

ОЗВУЧЕН ВЕРДИКТ

Выслушав стороны, суд пришел к выводу, что во исполнение представления Специализированной природоохранной прокуратуры Мангистауской области по результатам профилактического контроля, проведенного в компании «Каражанбасмунай», сведения направлены налоговому органу о размещенном на полигоне № 1 нефтяной компании в период с 2013 по 2019 год 36005,68 тонн промышленных отходов производства из янтарного списка без экологического разрешения. Управлением госдоходов в адрес нефтяной компании направлены уведомления о начислении платы за эмиссии в окружающую среду за период 2015-2019 годов в размере 13 892 143 527 тенге и пени в сумме 5 985 906 952 тенге.
Представленными в суд документами подтверждено, что нефтяные отходы хранились на полигоне компании свыше сроков, указанных в разрешениях на эмиссии в окружающую среду, без их последующей утилизации, что также следует из заключения государственной экологической экспертизы. В связи с этим в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду экологическим законодательством четко регламентированы требования при обращении с отходами производства до их восстановления или
переработки. Доводы представителей компании о том, что нефтяные отходы размещены на
законных основаниях ввиду того, что при их размещении оплачен налог за период с 2002 по 2009 год, что ежегодно производилась оплата за выбросы от этих отходов в атмосферу, судом не принимаются во
внимание. Поскольку в связи с истечением сроков хранения опасных отходов в разрешительных документах, выданных компании, а также их неутилизацией в установленный законом срок данные отходы считаются самовольными эмиссиями, осуществленными без экологического разрешения. Пп 8. ст. 5 Экологического кодекса регламентирован принцип платности и разрешительного порядка воздействия на окружающую среду. Указанная норма экологического законодательства нефтяной компанией нарушена, так как бесспорно установлен факт размещения на собственном полигоне 36005, 68 тонн опасных отходов свыше установленного трехлетнего срока без соответствующего экологического разрешения. Факты привлечения к административной ответственности, а также утилизация отходов в декабре 2019 года не освобождают компанию от уплаты за эмиссии в окружающую среду в виде размещения отходов производства за период 2015- 2019 годов, что согласуется с пп. 6 ст. 5 Экологического кодекса. С учетом фактических обстоятельств
дела, анализа приведенных норм законодательства суд приходит к выводу, что уведомления о начислении платы за эмиссии в окружающую среду являются законными, основания для их выставления имелись. Поэтому требования заявителя – компании «Каражанбасмунай» ввиду необоснованности удовлетворению
не подлежат.

ДАЛИ «ЗАДНЮЮ»?

Выше, как мы упоминали, представитель прокуратуры в ходе судебного заседания дала заключение об отказе в удовлетворении требований «Каражанбасмунай». Мы не знаем, чем руководствовались
работники прокуратуры г. Нур-Султана пойти на попятную. Мы далеки от мысли, что кто-кто из высшего круга быстро подсуетился и, фигурально выражаясь, надавил на надзорный орган, а может быть, по-свойски попросил. Во всяком случае у нас на руках есть апелляционное ходатайство столичной прокуратуры на
решение суда от 17 августа 2020 года. Кстати, оно вынесено буквально через неделю, 25 августа 2020 года и подписано заместителем прокурора г. Нур-Султана Е. Бердибековым. Так вот, в этом апелляционном ходатайстве в Специализированную судебную коллегию Верховного Суда прокуратура резко изменила тактику по «делу о 20 млрд» и теперь открыто встала на сторону нефтяной компании. Надзорный орган, который, повторим, априори должен представлять интересы государства, пополнять отощавшую за время
карантина госказну, теперь не согласен с вынесенным судебным решением. Видите ли, по мнению прокурора, судом неправильно применены нормы материального права и выяснен круг обстоятельств дела,
что влечет за собой отмену судебного акта в апелляционном порядке. Думаю, нет надобности приводить все доводы, которые «привела» прокуратура, чтобы увести нефтяную компанию от ответственности. А главное, как мы поняли, изучив содержание прокурорского документа, – освободить «Каражанбасмунай» от уплаты денег государству за эмиссию в окружающую среду. Несмотря на то что их коллеги из природоохранной прокуратуры Мангистауской области выявили факты экологического нарушения, а представитель прокуратуры г. Нур-Султана просила отказать в удовлетворении требований нефтяной компании. Может,
как говорится, мы чего-то не понимаем, или есть негласные правила наподобие игнорировать интересы государства в суде. Это никак не укладывается в голове, как пишет гражданский активист в своем
письме. Парадокс, да и только. Видите ли, прокурору виднее, какие нарушения допустила судья Г. Абдрахманова, отказавшая в заявленных требованиях представителям крупной нефтяной компании. Оказывается, суд не учел, что повторное получение экологического разрешения в случае непереработки отходов в течение трех лет не предусмотрено ни Экологическим кодексом, ни Методикой определения нормативов эмиссии в окружающую среду, а также иными нормативно-правовыми актами. При этом
прокурор на двух страницах расписывает эту самую Методику, утвержденную приказом министра охраны окружающей среды от 16 апреля 2012 года. Кстати, в этот приказ внесены существенные изменения уже другим приказом от 16 апреля 2013 года. Одним словом, надзорный орган уже не знает, как во славу
закона угодить частной компании. При этом забыв, что представители прокуратуры, как говорится, поставлены блюсти государственные интересы, а не какой-то частной нефтяной компании, в которой
доля государства совсем мизерная. Нисколько не удивимся, если представитель прокуратуры, давшая «неправильное» заключение в суде, получила «строгача» за необдуманные и несогласованные действия с начальством. Этот эпизод также заслуживает своего внимания со стороны Генеральной прокуратуры.
P.S. От редакции. Данную публикацию считать официальным запросом в Генеральную прокуратуру, чтобы высший надзорный орган дал правовую оценку противоречивым действиям нижестоящей инстанции – прокуратуры г. Нур-Султана.

Олег ДОМАЕВ

Комментарий