Бас тақырып | Тема дняЖаңалықтар | Новости

СУДЬБА УЧАСТКОВЫХ

Начались мероприятия по реализаЦии положений президентского Послания. Мне удалось поприсутствовать на одном из таких, где обсуждались вопросы организаЦии и деятельности участковых инспекторов полиЦии. Кстати, в Российской ФедераЦии, представители которой также принимали участие в обсуждении, инспектора уже называются по-другому – участковые уполномоченные полиЦии.

«Назрела более целостная реформа местной полицейской службы по принципу «полиции шаговой доступности», где ключевая роль отводится участковому инспектору. Следует законодательно
повысить статус участкового инспектора, предоставить ему все возможности для продуктивной работы. Он должен быть узнаваемым, доступным, авторитетным для граждан, активно защищать их права», – так отмечается в Послании.

Все верно. Роль участкового переоценить трудно. Это не только имидж полиции, как любят говорить полицейские начальники. Это еще и эффективная работа других служб и всей полиции в целом. Но проблема в том, что попытки поднять статус участкового полицейского предпринимались уже не раз. Тем не
менее болевые точки не исчезают на протяжении долгого времени: – непрестижность. Для одних должность участковых это лишь некий трамплин для начала службы. Для других – направление в участковые – это своего рода наказание за нарушения и упущения по другой службе; – текучка кадров. 70 процентов участковых работают в должности не более трех лет. Постоянно есть вакансии; – перегрузка и по обязанностям, и по служебному времени. Только законодательно для участковых предусмотрено
более 20 обязанностей. Но очень часто их привлекают к выполнению несвойственных функций;
– плохие условия службы.

Многие участковые пункты полиции находятся в неприглядном состоянии без элементарных бытовых или санитарных условий, не всегда есть служебный транспорт; – недоступность. Как часто вы встречались со своим участковым? Я пару раз за всю жизнь. Ладно бы проблем с преступностью и охраной общественного
порядка не было, так ведь есть, и еще какие; – недостаточное участие граждан в охране общественного порядка. На мероприятии вспоминали советские народные дружины, с льготами и почестями
дружинникам. Понятно, что время нынче другое, но, как ни странно, есть желающие помогать полицейским в их деятельности. В качестве успешного примера приводилось содействие гражданских активистов в розыске пропавших. И потенциал для вовлечения общественности имеется.

Прозвучали и другие интересные и спорные вопросы. Самый спорный, пожалуй, касался предложения убрать инспекторов полиции из школ. Это не значит, что школы останутся без полицейского присмотра. Они будут закреплены за участковыми. Противники этого предложения говорили, что сам факт
присутствия полицейского в школе уже дисциплинирует и оказывает большую поддержку в воспитательной работе и предупреждении правонарушений в школе. Сторонники удаления людей в форме, в свою очередь, настаивали на том, что нечего делать в образовательном учреждении представителю силового органа. Администрация школы при таком подходе прекращает заниматься воспитательной работой. Что интересно,
за присутствие высказывались представители гражданского общества, а за его удаление – бывшие и действующие сотрудники полиции. Хотя должно было быть наоборот. Сам я тоже считаю, что
школа и полиция не очень хорошо смотрятся вместе. Конечно, проблемы есть. Но, во-первых, они были всегда. Во-вторых, к каждому школьнику, классу, этажу полицейского не представишь. В-третьих, наверное, неправильно уповать только на полицейских в профилактике правонарушений. Как это не банально
звучит, но уповать надо на образование, воспитание, семью, правовую пропаганду. Тогда и у полицейских меньше работы будет.

Не менее интригующе прозвучало предложение о том, что участковых инспекторов полиции можно вообще
убрать из городов. И снова заявил об этом один из сотрудников полиции. А еще предложили ограничить участкового только полномочиями в сфере разбирательства семейно-бытовых правонарушений. Тут же прозвучал контраргумент, что, по меткому выражению одного из бывших министров внутренних
дел, участковый должен быть министром на своей территории. И, конечно, как без новых технологий? Предложено активнее идти в социальные сети. Что, кстати, некоторые участковые уже делают.
Дежурное вроде бы мероприятие оказалось на самом деле интересным. Никто не защищал честь мундира, не закрывал глаза на проблемы. Но главное, конечно, как эти проблемы будут решаться. Сенаторы уже предложили поднять зарплату участковым. Важно, но только поднятием зарплаты не обойтись. Нужны комплексные меры, где-то нестандартные, чтобы действительно сделать участкового центральной фигурой в полицейской деятельности. И чтобы эта фигура была узнаваема, доступна, профессиональна, уважаема.
Тогда в будущих Посланиях про него вспоминать не будут.

Роман ПОДОПРИГОРА,
доктор юридических наук,
профессор Каспийского
университета, автор телеграмканала Roman. Law

 

Комментарий