Бас тақырып | Тема дняЖаңалықтар | Новости

КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — БУДУЩЕЕ НАЦИИ

Задумывались ли вы когда-нибудь о концепции развития человеческого капитала? Как молодежи рационально использовать свой интеллектуальный потенциал? Что нужно казахстанцам для улучшения жизни и почему будущее нации зависит от качественного образования — об этом наше интервью с ректором Казахского национального педагогического университета им. Абая Такиром Балыкбаевым.

— Такир Оспанович, недавно состоялась ваша отчетная встреча с населением г. Алматы. Какие вопросы там обсуждались?

— Верно, моя отчетная встреча с алматинцами состоялась в соответствии с Указом Президента.
На ней много говорилось о работе, проделанной университетом за прошлый учебный год, который
был у нас достаточно успешным — достигнуто множество намеченных целей, получены хорошие
результаты, в том числе и по рейтингам. Например, в Национальном рейтинге отечественных
университетов мы поднялись с пятой позиции на четвертое место. В рейтинге педагогических
вузов мы — первые. У нас также имеются хорошие успехи по перспективным направлениям, включая Webometrics и научным публикациям. Хотел бы обратить внимание на несколько основных
элементов: это создание сельского университета, университета по науке и университета цифрового
обучения. В последнее время главное внимание уделяется двум аспектам. Первый — это практическое обучение. Год назад мы открыли новую страницу программы развития КазНПУ им. Абая
посредством внедрения дуального обучения. Если раньше наши учащиеся — студенты 4 курса ходили на практику в течение двух-трех месяцев, то теперь они делают это на протяжении всего учебного года. Четыре дня находятся на практике в школе, два дня учатся в университете. Благодаря такому подходу они получили полезные практические навыки и провели ряд эффективных мероприятий, в результате 208 студентов выпускного курса педагогического профиля были трудоустроены до завершения обучения. Помимо этого, мы
получили положительные отклики от директоров школ в Управлении образования.

Второй — в период пандемии нам пришлось перейти на дистанционный формат обучения. Это
был серьезный вызов, ведь взять реорганизовать и преобразовать привычный всем учебный процесс
за один день не так-то просто. Мы всегда считали, что дистанционное обучение — это лишь малая
часть учебного процесса. Большая же часть связана непосредственно с классическим методом обучения, так как в КазНПУ им. Абая для этого имеются корпуса с прекрасными и хорошо оснащенными
аудиториями. Из-за пандемии к решению данного вопроса следовало подходить взвешенно и очень
серьезно. В университете заранее были выстроены две информационные автоматизированные системы Univer и Мoodle, которые в целом обеспечивали учебный процесс. Вместе с тем активно внедрялись видеолекции, вебинары через стриминговые платформы Zoom, Microsoft Teams, Google Meet, Microsoft Classroom, доступ обучающихся к электронным библиотекам и т.д. Если раньше педагоги читали лекции, давали дополнительные материалы, делили семинарские занятия, то в период карантина необходимый
учебный контент передавался через электронные системы.

— В дистанционном режиме есть уйма неудобств, проблем как для учителей, так и для студентов. Как они перестроились к онлайн-формату?

— Пандемия застала всех врасплох, никто не был готов к тому, что обучение будет вестись в дистанционном формате. И нам, преподавателям, надо было в срочном порядке перестраиваться в работе, осваивать онлайн-платформы. Поначалу возникали сложности. Некоторые студенты не имели возможности выхода в интернет. Несмотря на это мы организовали в онлайн-формате сессии, проведение государственных экзаменов, защиту дипломов посредством системы видеоконтроля Proctoring.

Организация и контроль учебного процесса ДОТ проводились согласно нормативным документам Министерства образования и науки РК, внутренним нормативным документам университета. На отчетной встрече с населением главный организационный вопрос касался дистанционного формата обучения. Пандемия показала, что мы можем использовать возможности дистанционного и смешанного обучения
достаточно эффективно. Наравне с этим вопросом граждан интересовало то, как долго продлится
онлайн-формат, ведь на носу осенний семестр. Здесь все зависит от санитарно-эпидемиологической ситуации, если условия позволят, мы готовы вернуться к классическому варианту обучения. Для этого есть абсолютно все: учебные корпуса, общежития, лаборатории.

— Вы являетесь высококвалифицированным профессиональным педагогом с 40-летним стажем, работали в Министерстве образования, активный член нашего общества. Известно, что вы сейчас участвуете в праймериз Nur Otan. Расскажите, пожалуйста, о приоритетных направлениях вашей предвыборной программы.

— В этом году партия Nur Otan впервые в стране определила систему проведения праймериз. Считаю, что данная мысль прекрасна, потому что благодаря ей появляются новые лица, ставятся приоритетные задачи и рождаются идеи. Приходят новые амбициозные люди, проявляющие интересные инициативы. Сейчас
по маслихату Медеуского района Алматы, где я тоже участвую, уже насчитывается 49 кандидатов, и все молодые люди, которые имеют свое мнение и программы. Одни являются бизнесменами, другие творческими личностями, но главное, они очень активны и готовы решать наболевшие проблемы общества, проявляя целеустремленность. Это и есть главная идея праймериз. Я решил участвовать, потому как
уже имею богатый жизненный и профессиональный опыт, у меня тоже есть хорошие возможности
реализовать те задачи, которые перед страной ставит партия Nur Otan. Главная идея моей предвыборной программы заключается в развитии человеческого капитала в Алматы. Почему? Во-первых,
сегодня человеческий капитал является основным элементом роста и процветания экономик
ведущих мировых держав, что само по себе считается очень серьезным направлением. Во — вторых , Президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании «Казахстан в новой реальности: время действий» говорил, что одним из семи направлений развития нового Казахстана является человеческий капитал
и инвестиции в новое образование. Сюда включено несколько направлений: образование, молодежная политика, волонтерство, инновационная экосистема Алматы и другие вопросы. Расскажу немного о каждом пункте. Образование подразумевает свою доступность и качество, это главная идеология. Я всегда обращаю внимание на дошкольное и среднее образование. Нужно признать, что в нашей стране имеется дефицит школьных мест, что само по себе поднимает вопросы строительства новых школ, это я и поддерживаю. Кстати, в программе партии Nur Otan данный аспект тоже отмечается. По словам Главы государства, республике необходимо до 2025 года обеспечить необходимое количество детских садов и охватить
детей до шести лет дошкольным образованием. В этом вопросе я обращаю внимание на качество.
Нужно понимать, что качественное образование зависит в первую очередь от профессионализма учителей и педагогов. Не зря Ыбырай Алтынсарин говорил: «Учитель — это сердце школы». Поэтому для нас принципиально важно повышать престиж педагога и его статус. Для этого в стране уже принят необходимый
закон, также принято решение увеличить заработную плату педагогов и учителей школ в два раза в течение четырех лет. В-третьих, нельзя забывать и о повышении квалификации учителей, а также их дальнейшем
развитии. Мы уже подготовили целую программу, в которой поднимаются вопросы практического
обучения учителей, их связь со школами. Наши профессора 30 часов в год, почти час в неделю, работают в школах, читают лекции, ведут семинары, реализовывают определенные научные проекты. Вкупе это дает хороший результат, потому как в школах повышается методическое обеспечение. Надо понимать, что качество образования в руках наших учителей. Посредством использования имеющегося опыта и знаний мы
можем хорошо преуспеть в этом направлении. В своей программе я предлагаю все наши университеты повернуть в сторону школ и детских садов, работать там и обеспечивать учителей дополнительными возможностями. В-четвертых, нужно заботиться об обучении взрослых людей. Сегодня в мире сформировалась система, которая называется Life long learning — обучение через всю жизнь. Это не просто система, это девиз современного человека, и он работает всегда, так как темпы образовательных возможностей находятся в режиме непрерывного ускорения. Сегодня нужно успевать идти в ногу со
временем, обновляя информацию в голове. В нашем случае мы предлагаем дать учителям, педагогам и просто взрослому населению шанс получать качественное и доступное образование. Многие хотят получить новые IT-компетенции, другим нужно юридическое образование, третьим — правовая и финансовая грамотность. Существует такое понятие, как «серебряный университет», это когда люди с сединой на голове
имеют возможность учиться и получать определенную квалификацию. Все это я предлагаю делать
и нашим университетам тоже. В-пятых, хочу обратить внимание общественности на наш прекрасный город. Место, которое сегодня является центром предпринимательства, интеллектуальным и культурным
ядром нашей страны. В нем нужно поднимать инновационный потенциал. Но есть один очень важный момент: когда мы намереваемся поднять инновационный потенциал Алматы, мы должны серьезно опираться на те возможности, которые имеют наши университеты. В городе 40 университетов, где охвачены десятки тысяч ученых, лаборатории и научные центры. Мы можем все это использовать, ставить общие задачи и совместно их решать. Сегодня город регулирует свои основные задачи самостоятельно, испытывая колоссальные нагрузки, и это происходит в отрыве от вузов. Алматы Smart Citi — очень хорошая идея, но ее потенциал можно успешно реализовать с помощью КазНУ им. аль-Фараби, КазНПУ им. Абая, Казахстанско-Британского технического университета, Международного университета информационных технологий и т.д. Университеты могут успешно способствовать тому, чтобы поднять инновационный потенциал Алматы на новый уровень. В своей предвыборной программе я также предлагаю варианты, как это можно реализовать максимально эффективно. В-шестых, в программе партии Nur Otan имеется пункт, где говорится, что Алматы может стать центром креативной индустрии. Если вдуматься в само определение, то вы увидите,
что сюда относятся искусство, музыка, телевидение, художественные произведения и множество других направлений. В нашем городе имеются Казахская национальная академия им. Жургенова, Казахская консерватория им. Курмангазы, худграф КазНПУ им. Абая и др. Центр креативной индустрии нужно строить на базе именно этих учреждений. Нет необходимости создавать дополнительные зоны и тратить на это
определенные средства. Давайте подумаем над тем, как эффективно использовать те ресурсы,
которые мы уже имеем. В-седьмых, хотел бы затронуть проблемы экологии г. Алматы. В
последние годы об этом говорится много. В программе правящей партии достаточно инициатив по решению экологической проблемы — сделать воздух намного чище и уменьшить загрязнения. Конечно, нужно проводить определенные исследования с нашими учеными, которые могут изучить все нюансы и дать свои рекомендации.

Можно использовать и молодежь, которая будет участвовать в экологических мероприятиях (посадка деревьев, сбор мусора). Однако наша наболевшая проблема — это низкая экологическая культура. У
людей недостаточно знаний в области экологической грамотности. Восьмой пункт моей программы акцентируется на молодежной политике. В городе насчитывается более 700 тыс. молодого населения. Говорят, что Алматы — это город молодых, где мы имеем три категории молодежного населения: работающую, студенческую и не охваченную ни обучением, ни работой. У каждой из них свои проблемы. Например, для
рабочей молодежи актуальным является вопрос жилья. В Алматы создана программа «Алматы жастары», согласно которой предполагается, что до 2025 года в городе будет построено пять тысяч квартир.
В своей концепции мы предлагаем давать больше квартир учителям, медработникам, преподавателям вузов, если нужно, можем рассмотреть дополнительные возможности увеличения количества строящегося жилья.
Молодежи, неохваченной трудоустройством, также можно помочь. Например, в программе трудоустройства города сегодня лежит возможность обучения, а это, как известно, тоже надо уметь делать результативно. Студентам можно помочь снять вопросы с общежитием. Помимо этого, у нас имеется целая программа развития города, инфраструктуры, улиц, строительства дорог и безопасности населения.

— Как семья отреагировала на ваше желание поучаствовать во внутрипартийных выборах?

— Я сам из многодетной семьи, нас у родителей десять. Мой отец был учителем, и мать тоже работала в школе. Семеро из нашей семьи работают в системе образования в школах и университетах. Педагогика всегда была приоритетным направлением нашей семьи. Думаю, большое влияние на нас оказали родители.
Тот небольшой вклад, который я пытаюсь внести в отечественную систему образования, а также моя педагогическая деятельность, всегда поддерживается моими родными братьями и сестрами. Если говорить о моей собственной семье — супруге, сыне, дочери и четырех внучках, все они знают о моей активной жизненной позиции и точно также поддерживают. Они понимают, что улучшение нашей с вами жизни, экономики города, страны, системы образования и многих других аспектов является важным для каждого
гражданина. Я чувствую большую поддержку со стороны своих родных и благодарю их за это. Поддержка семьи очень важна, особенно, когда ты сталкиваешься с новыми вызовами в жизни.

— Несколько лет назад я был свидетелем того, как у одной студентки, которая обучалась в вашем университете на платном отделении, умерла мама, и у нее не было возможности платить за учебу. После письма на ваше имя она получила шанс доучиться бесплатно и получила диплом. Как часто вы как ректор сталкиваетесь с подобными случаями?

— Понимаете, проблемы студентов, которые, к большому сожалению, не имеют возможности платить за учебу, являются главной нашей болью. Я не помню о том случае, о котором вы говорите, но они не единичны.
Есть такой лозунг, который мы в своем университете сделали ценностью, — студентоцентрированность. В центре всей нашей деятельности находится студент, его потребности и чаяния. Я старюсь работать именно по этим параметрам, и каждое обращение студентов изучаю лично. Не могу сказать, что мы можем удовлетворить любое обращение, потому что, как вы сами знаете, это не так-то просто. Но мы всегда
стремимся максимально помочь нашим студентам. Если студент сирота, он обучается бесплатно,
проживает в общежитии бесплатно и также бесплатно получает медпомощь. Эти прерогативы
относятся и к детям с особыми потребностями и из многодетных семей. Например, в прошлом году
мы дали различные скидки на обучение более 1,5 тыс. студентов из 10 тыс. на общую сумму
порядка 255 млн тенге. Во время пандемии многие граждане потеряли работу. Родители студентов просили в первую очередь отсрочить плату за обучение. Мы это сделали и отсрочили ее на длительный период.
Есть немало и таких студентов, которые отучились целый курс и не оплатили, но мы перевели
их на следующий курс. Это рискованно, однако мы стараемся войти в их положение. Нередко обращаются и сами родители студентов, чтобы мы дали определенные льготы, все вопросы рассматриваются отдельно. В
текущем году из-за пандемии подобных прошений стало особенно много. Понимаем, что все
студенты, которые у нас учатся, пришли за знаниями, поэтому и пытаемся создать благоприятные
условия для них.

— Что будет с нашим образованием, если пандемия продлится? Ведь для студентов очень важен непосредственный контакт с преподавателями. Лекции, или диалог с аудиторией, — наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения студентов в учебный процесс.

— К сожалению, карантинные послабления от нас не зависят. Я не раз объяснял это нашим
студентам, и они понимали, что в период пандемии другого варианта обучения просто нет. Когда
наш Президент объявил о чрезвычайном положении, мы имели в запасе два варианта: на случай,
если карантин вдруг отменят, были готовы проводить занятия в университете, если нет, то мы
также были готовы вести их в дистанционном формате. Но и здесь есть два очень важных момента —
это студенты первого курса, для которых учебный процесс в вузе является новшеством. В школе
они учились по другому принципу, и многим из них непривычно вставать на путь самостоятельности и
личной ответственности. Что мы сейчас делаем? Первое — усиливаем их сопровождение. С ними постоянно встречаются эдвайзеры, директора институтов, включая меня, естественно, в онлайн-формате, чтобы рассказать, показать и объяснить ситуацию. Родители первокурсников часто обращаются с вопросами о возврате к классическому очному обучению. Важно понять, что мы тоже этого хотим, и для нас это главное. Но если взять и привезти наших 13 тыс. студентов в город, а в городе таких вузов около 40, приедет
200 тыс. Как вы думаете, эпидемиологическая ситуация станет контролируемой? По-моему, нет.
Второе — в настоящий момент наш университет приступил к изменению всего учебного процесса, в нем некоторые предметы будут и дальше проводиться в дистанционном режиме. Помимо этого, внедряется система смешанного обучения. Людям надо понять, что полного возврата к прежнему формату уже не будет.
Да, мы знаем, что есть проблемы в плане неудобств и оценок качества, однако наши студенты поняли, что надо обучаться самостоятельно. Эта самостоятельность поможет им в завтрашнем дне, они смогут лично решать наболевшие вопросы, искать пути выхода из трудной ситуации.

— В прошлом году Президент поручил закрыть учебные заведения, занимающиеся просто «печатанием» дипломов. В своем недавнем Послании он еще раз напомнил об этом. Как, по-вашему, бороться с непрофессионализмом на местах? И почему раньше не думали над совершенствованием базы отечественных дипломов?

— Действительно, Президент поднял очень важный вопрос. Вузы, предоставляющие некачественное образование, являются проблемой нашего общества. У нас нет должной системы контроля за деятельностью университетов. А такой контроль нужен. На мой взгляд, общественность должна знать о репутации подобных вузов. Просто взять и сказать, что тот или иной университет «печатает» дипломы, некорректно, да и
в отечественном законодательстве за подобное утверждение предусмотрена административная и уголовная ответственность. Другое дело, когда есть рейтинговая шкала оценок, которая дает информацию о том
или ином вузе. Сегодня некоторые эксперты уже подают идею разделить университеты на четыре категории,
где первые три будут считаться хорошими, а четвертая нерекомендательной. Это правильно, ведь люди имеют право выбирать и знать, какой вуз является наиболее надежным в плане получения образования. Все должно быть прозрачно. В текущем году у нас лишили лицензии один университет. Когда с нами обсуждали этот вопрос, оказалось, что в нем обучалось 14 тыс. студентов, тогда как в нашем университете
насчитывалось 10 тысяч. Этот случай показывает, что людям необходимо взвешенно и более
ответственно подходить к вопросу образования.

— В этом году наша страна празднует 175-летие великого философа и мыслителя Абая Кунанбаева. Уверен, ваш университет был в числе лидеров по организации многочисленных мероприятий, посвященных этой знаменательной дате. Что было сделано и что еще осталось в планах?

— Если вы позволите, начну с юбилея аль-Фараби. Я был в составе комиссии по празднованию 1150-летия аль-Фараби и 175-летия Абая Кунанбаева. К сожалению, пандемия скомкала многие приятные моменты, однако намеченные нами планы постепенно претворяются в жизнь. Аксиомой является то, что аль-Фараби,
философ и второй учитель после Аристотеля, действительно был величайшим ученым-энциклопедистом, который по сей день считается одним из ярчайших мыслителей исламского Средневековья. Он
внес огромный вклад в развитие не только исламской, но и мировой науки. Благодаря эпохе, в которой
жил наш соотечественник, богатства античной, греческой цивилизаций и других культур перешли
в новое время, начиная от эпохи Возрождения. Я считаю, что не будь рассвета исламского Средневековья, возможно, современная наука развивалась бы в совершенно ином направлении. Несколько лет назад в КазНПУ им. Абая мы открыли Центр аль-Фараби, цель которого заключается в том, чтобы донести
наследие великого философа до наших учеников и внедрить их в школьный процесс. Это сделано
для того, чтобы труды аль-Фараби сегодня изучали не только ученые, но и дети, ведь у него
очень много открытий в астрономии, математике, геометрии и т.д. Нашим университетом уже
выпущено несколько учебных пособий. Касательно Абая Кунанбаева в последние годы было сделано
тоже немало. Десять лет назад мы создали Центр Абая — Хаким Абай и дисциплину «Абаеведение», которая преподается всем нашим студентам. Здесь изучаются труды великого мыслителя, проводятся различные
фестивали. В этом году мы организовали много разных мероприятий, среди которых челлендж #Abai175, где участвовал Глава государства, ақындар айтысы, общенациональный фестиваль «Абай әлемі», дебатные турниры, олимпиады. Благодаря им было учреждено 15 стипендий имени Абая, и мы их вручили
нашим победителям. Осенью планируем провести еще одно большое мероприятие. Мы также
поднимаем вопросы внедрения трудов Абая в воспитательный процесс. В основе концепции воспитательной работы философа «Толық Адам» лежат три направления — это Ақыл — Разум, Жүрек — Сердце и Кайрат — Воля, в другой интерпретации Сила, Действие. С философской точки зрения каждый из этих элементов
закладывает фундамент формирования порядочного и честного человека, неравнодушного к судьбе соотечественников и своей Родины. Посмотрите сами, Разум — это и образование, навыки, компетенции. Сердце — это воспитание и патриотизм. Воля — сила, творчество, активность, благонравность, волонтерство и
т.д. Так мы подводим не только результаты своей работы, но и строим планы на будущее.

Беседовал
Бахтияр ТОХТАХУНОВ

 

Комментарий