Жаңалықтар | НовостиСудья мінбері | Судебная система

ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Союз судей Республики Казахстан вынес постановление и определил дату Созыва VIII съезда судей Казахстана – 23 октября этого года. Мероприятие пройдет в дистанционном формате посредством видеоконференц связи.

Помнится, как на VII Съезде судей Казахстана Первый Президент РК Н. Назарбаев говорил уже о
начатой модернизации судебной системы в рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов»:
«Устранена многозвенность судебной системы, которая стала оптимальной и более доступной для
граждан, исключены условия для судебной волокиты, правосудие становится оперативным и прозрачным. Для повышения качества правосудия проводится дальнейшая специализация судов. Введено
судопроизводство по инвестиционным спорам. На базе IT-технологий повсеместно внедряется аудио-,
видеофиксация судебных разбирательств. Это вызывает большее доверие людей. Мы создаем
МФЦ «Астана», где будет применяться английское право, а также стандарты ведущих мировых финансовых центров. Расширена сфера применения суда присяжных, максимально ужесточены требования
к судьям».

Надо сказать, что за четыре года с момента проведения VII Съезда судей уже произошли существенные перемены: изучаются и внедряются зарубежные практики, а также идет полным ходом реализация проекта ВС «Семь камней правосудия», что, в свою очередь, способствует модернизации отечественной судебной системы. В этом ключе, думаю, суды должны фокусировать свое внимание на кадровом вопросе. Но,
чтобы иметь качественных и профессиональных специалистов, необходимо обучать и совершенствовать весь судейский состав. Судья должен уметь анализировать собранные по делу доказательства, иметь способности объективно оценивать обстоятельства дела.

Ибо, как отметил Президент Касым-Жомарт Токаев в недавнем Послании «Казахстан в новой реальности: время действий», «важный критерий правового государства – беспристрастное и справедливое правосудие. Суд должен быть состязательным, а судья – свободным от стороны обвинения. Для этого необходимо обеспечить равенство адвоката и прокурора». Президентом правильно подмечено, что укрепление доверия общества к судам должно стать приоритетной целью. Ее достижение возможно только совместными усилиями государства и самого судейского корпуса. Судебная система не может быть замкнутой корпорацией. Высшему судебному совету и Верховному Суду следует активизировать работу по привлечению к отправлению правосудия новых профессиональных кадров.

Отбор судей должен сопровождаться освещением в СМИ, чтобы общество знало, за какие заслуги те или иные кандидаты были приняты на работу. При этом важно развивать институт менторства (наставничества), в котором опытный профессиональный судья помогает менее опытному молодому специалисту усвоить определенные компетенции. Практика показывает, что правильно выстроенная стратегия подготовки кадров позволяет не просто заранее учесть и избежать степень возможных ошибок и недочетов, но и адекватно среагировать на всевозможные сбои, продиктованные различными жизненными условиями, с которыми, к сожалению, нередко сталкиваются сами судьи.

Все эти нормы и принципы нашли свое отражение и в самой Концепции правовой политики на 2010-2020
годы, где отмечается, что судебная система Казахстана в целом отвечает потребностям обеспечения эффективной судебной защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов организаций и государства. Развитие судебно-правовой системы будет осуществляться на основе преемственности и поэтапности. При этом нельзя не признать, что современное общество заинтересовано в полном, объективном и беспристрастном освещении деятельности судебной власти. В этих целях необходимо повышать уровень открытости и прозрачности судебной системы, в частности путем предоставления более широкого доступа населения к информации о деятельности судов.

Также главным организационным документом, контролирующим процесс реализации государственной политики в сфере судебного образования, является Стратегия судебного образования на 2017-2020 годы, нацеленная на обеспечение органов судебной системы профессиональными кадрами и повышение квалификации действующих судей. Она раскрывает цель, принципы и задачи судебного образования,
является базовым документом для разработки среднесрочных и краткосрочных планов организаторов судебного образования. Хотелось бы здесь сказать и об основных принципах Кодекса судейской этики (он был принят на прошлом VII Съезде), который обязан соблюдать каждый судья. Очень импонирует, что по кодексу, «судье следует регулярно принимать меры для расширения своих знаний, совершенствования
практического опыта и личных качеств, используя для этих целей способы непрерывного обучения
и самообразования. Наряду с национальным законодательством, судье надлежит быть осведомленным о ратифицированных конвенциях и других основополагающих международных актах». Продолжая этическую тему, отметим, что немаловажны и вопросы морального облика судьи. Судье необходимо заботиться о
своей репутации, а также о репутации членов своей семьи. Он не должен позволять близким родственникам и другим лицам влиять на его действия, связанные с осуществлением правосудия. Несомненно то, что предстоит еще большая работа по совершенствованию судебной системы.

Перед судами стоят такие задачи, как обеспечение верховенства закона, усиление подотчетности
судей, формирование достойного судейского корпуса, их правовое просвещение и обеспечение единства практики рассмотрения дел. Хочется надеяться, что все эти вопросы найдут свое подтверждение на предстоящем VIII Съезде судей, поскольку каждый подобный съезд является диалоговой площадкой, где представители государственных органов и юридического сообщества вкупе с судьями и другими делегатами
обсуждают наболевшие темы судебно-правовых и законодательных реформ. Мир меняется стремительно, и
жизнь вносит свои коррективы в нашу повседневность. Современным людям необходимо идти в
ногу со временем и приобщаться к технологическим прорывам, которые приходят на смену бюрократической волоките. Судебные реформы последних лет создали отличный плацдарм для совершенствования процессов цифровизации – внесудебное урегулирование споров, а также электронное судопроизводство,
благодаря которым у граждан появилась уникальная возможность участвовать в процессах дистанционно, без временных издержек и финансовых потерь.

Так, посредством использования электронного сервиса «Судебный кабинет» гражданин имеет возможность направить в суд более 90 видов электронных обращений и еще воспользоваться сервисом «Суды-Gis», в котором можно найти контакты не только судов, но и адвокатов, медиаторов, нотариусов в регионах. Есть
и телеграмм-бот «Smart-сот», где можно задать любой вопрос. Большим плюсом всех этих новшеств является то, что каждый пользователь может видеть хронологию рассмотрения своих заявлений начиная с момента их подачи вкупе с официальными уведомлениями от судов в виде повесток и других процессуальных документов. Благодаря информационным технологиям и слаженной работе Верховного

Суда, даже в непростой период ЧП суды ни на минуту не прекращали свою деятельность, оперативно реагируя на все запросы граждан. Если еще в прошлом году по республике в онлайн-режиме проводилось всего 110 заседаний в день, до карантина – 150, то в период чрезвычайного положения данный показатель
возрос в 30 раз. Немаловажным пунктом судейских реформ является и вопрос оптимизации судейской
нагрузки, а также преодоление формализма в исполнении решений посредством внедрения института медиативных процедур. Практический опыт последних десятилетий наглядно продемонстрировал, что именно медиация дает шанс сохранить дружеские отношения между конфликтующими сторонами и найти консенсус в предмете спора не доводя дело до суда. Жизнь и так полна негативных оттенков на почве стрессовых потрясений, поэтому каждому из нас важно уметь обходить неприятные ситуации стороной и научиться решать вопросы с учетом взаимной выгоды и интересов. Эти вопросы были также затронуты Главой государства в недавнем Послании: «Нужно развивать и альтернативные способы разрешения споров, что позволит находить компромиссы без участия государства. Такие институты хорошо показали себя
в развитых странах. Почти десять лет назад мы приняли Закон «О медиации», но до настоящего времени ни один государственный орган не занимается его развитием, внятная государственная политика отсутствует. Данное положение дел следует исправить». Важно понимать, что суды – это не только инстанция, куда граждане обращаются за защитой своих конституционных прав, это организации, которые должны стоять на страже законности и справедливости, где правовые интересы людей ставятся в главный приоритет общечеловеческих ценностей развитого и демократического государства.

Аслан КУБАШЕВ,
судья Алматинского
городского суда

 

Комментарий