Жаңалықтар | Новости

МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Течение времени, естественные изменения и трансформация привычного уклада жизни неизменно ведут к вынужденной и необходимой модернизации тех или иных аспектов деятельности и институтов. Модернизация в наиболее широком понимании состоит в совершенствовании и улучшении характеристик и элементов. В Казахстанских средствах массовой информации часто фигурирует понятие модернизации относительно общественного сознания, реже – государственного управления. Тем не менее процесс оптимизации государственной службы идет непрерывно.

Как показывает мировая практика, изменения в государственном управлении – необходимый механизм функционирования государства. Пока меняются потребности общества, меняются и условия государственной службы. И целью сильного независимого государства в сложившихся обстоятельствах становится модернизация государственной службы. В Казахстане этот процесс начался с 1991 года и продолжается в
настоящее время. Примечательно, что именно Казахстан впервые на постсоветском пространстве
принял Закон «О государственной службе» и создал специальный уполномоченный орган по делам
государственной службы. В республике в результате реформ сформирована модель государственной службы, которая, по мнению международных экспертов, соответствует современным международным стандартам. В начале 2000-х годов Казахстан признан лидером реформ в сфере государственной службы в регионе. В 1998 году в республике создано первое среди стран СНГ Агентство по делам государственной службы с территориальными подразделениями, образована Академия государственного управления при
Президенте РК.

Основой и ключевым ядром совершенствования службы в государственных органах является принцип меритократии, который базируется на равенстве и системе заслуг. Для обеспечения правильного
функционирования этих принципов существует ряд условий. Во-первых, конкурсная основа для поступления на государственную службу. Именно она обеспечивает прозрачность и честность механизма, при котором каждый желающий имеет возможность стать государственным служащим. Во-вторых, система заслуг,
при которой результативность работы представителя государственного аппарата зависит от его
способностей, навыков и вклада. Эти условия формируют оптимизированный формат государственной службы, который отвечает требованиям общества. Этот аспект охватывает модернизация в глобальном понимании, но существуют и точечные изменения, вносимые в государственный аппарат. К примеру,
совершенствование и цифровизация оказания госуслуг, внедрение системы оценок и обратной связи,
что также способствует усилению роли граждан в государстве и укреплению их связи, повышению
удовлетворенности качеством оказываемых государственных услуг.

Несмотря на внушительный список принятых изменений и полученных результатов, в механизме функционирования государственного аппарата и оказания госуслуг по-прежнему существует
ряд препятствий, которые тормозят движение к тому результату, который ставит перед собой государство и общество. Наравне с ними существует и потенциал, который может быть реализован благодаря нововведениям и изменениям на всех уровнях становления госслужащим и на всех уровнях оказания госуслуг. Как один из таких вероятных шагов можно рассмотреть внедрение поэтапной подготовки к
поступлению на государственную службу. Она бы включала в себя дополнительную дисциплину в
программе для выпускников высших учебных заведений и образовательный курс для тех, кто уже давно окончил университет.

Подобная инициатива помогла бы гражданам повысить уровень знаний государственных законов,
что несомненно повысило бы средний балл результатов экзамена для поступления на госслужбу.
В последствии можно было бы рассматривать повышение проходного балла. Это лишь один из многих возможных вариантов модернизации госслужбы, который лежит на поверхности. Для внедрения и
реализации этих идей необходимо глубоко изучить все риски, последствия, оценить шансы и возможности государства. Так или иначе, чем больше неисследованная площадь работы, тем шире потенциал государства
в оптимизации и совершенствовании госаппарата.

Руслан ОРАЗБАЕВ,
руководитель
отдела по
праворазъяснительной работе
и оказания юридических услуг
населению
Департамента юстиции
Костанайской области,
член КОФ РОО «Казахстанский
союз юристов»

Комментарий