Бас тақырып | Тема дняЖаңалықтар | Новости

КАЧУ, КУДА ХОЧУ

Крупнейший мегаполис нашей республики активно расширяется и развивается. Для удобства горожан созданы пешеходнопарковые зоны, где люди могут неспешно прогуляться, любуясь Красотами родного города.

Неудивительно, что помимо привычного городского транспорта – троллейбусов, автобусов и метро,
а также личного автотранспорта Алматы нуждается в легком и экологичном транспорте – велосипедах.
Однако, как показало время, у велотранспорта появились свои поклонники и противники. Так, многие
жители жалуются на велосипедистов, которые создают проблемы в движении как для водителей, так
и для пешеходов.

Роза Сабирова, доцент, преподаватель КазУМОиМЯ:

– По городским тротуарам ходить стало почти невозможно: мало того, что почти везде ведутся
земляные работы, вокруг пыль и кучи строительного мусора, так еще и по оставшемуся узкому пространству
на приличной скорости несутся велосипедисты и любители электросамокатов. Трезвонят, кричат, требуют
пропустить. А куда денешься с тротуара, да еще с тяжелыми сумками – на проезжую часть?

Ей вторит и таксист «Службы Регион» Валерий Стрельников:

– Молодежь на велосипедах и самокатах лихачит на дорогах, ничего не боятся, сколько раз становились причиной аварий – сами-то проскочили, а далее идущие машины сталкиваются, нередко с серьезными последствиями. Ну себя не жалко, так хоть окружающих бы пожалели! Да еще из-за того, что много пешеходных зон в городе стало, где как раз им раздолье на специальных дорожках, нам, водителям, проехать сложно на заказ. Особенно, когда вызывают такси пожилые люди или те, кому сложно передвигаться. А подъехать поближе бывает сложно. Ярая сторонница велодвижения, заместитель
руководителя ОФ умной экологии «Green Oi» Жанар Самбетова еще весной этого года изложила свое мнение в соцсетях о том, почему предпочитает велосипед автомобилю. Она считает, что горожане выбирают
автомобили, поскольку на них удобно развозить детей в школы, кружки и секции. По ее мнению, основная
проблема – недостаточно внимательное отношение автомобилистов к велосипедистам. Но развивать велодвижение все же нужно, ведь это разгрузит транспортную систему города, да и для здоровья жителей
полезно.

Алматы, индивидуальный предприниматель Бауржан Аргынбаев, активный пользователь Almaty Bike.

– У меня небольшой бизнес, связанный с дизайном, и всю работу я выполняю сам – от оформления заказов до доставки готовой продукции клиенту, да и в выходные приятно отправиться на велопрогулку по городу и его окрестностям. Поэтому я пользуюсь прокатными велосипедами с того момента, как в городе появилась эта услуга. Но хотелось бы сказать и о проблемах в этой сфере. Сейчас техническое состояние прокатных велосипедов оставляет желать лучшего. Возможно, это из-за того, что во время карантина, особенно при ограничении передвижения, ими пользовались курьеры доставки и небрежно относились к велосипедам.
Также часто бывает так, что велосипедов не хватает в нижней части города, потому что многие горожане стараются подняться вверх, катаясь ближе к горам. Поэтому я считаю, что необходимоболе е серьезно относиться к транспортировке велосипедов. Плохо также то, что стоянок велосипедов стало существенно меньше, причем происходит это внезапно – сегодня стоянка есть, а на следующий день ее уже нет. Кроме сказанного, хочу отметить низкую культуру автомобилистов. Передвигаясь по городу на велосипеде, я соблюдаю все правила дорожного движения, а водители – далеко не всегда. При этом они защищены своим автомобилем, а у меня только шлем, ну и разве что наколенники, так что при малейшем столкновении я серьезно рискую получить травмы. Из плюсов – установлены болларды (специальные ограждения) по
Кунаева и Байтурсынова по всей длине улиц. Хотелось бы предложить следующее: системы велопроката в принципе не самоокупаемы и должны субсидироваться. Желательно перевести их под крыло акимата (управление городской мобильности) и финансировать так же, как и общественный транспорт. Кроме
того, необходимо развивать полноценную (связную) сеть велополос по всему городу, ведь велосипед – это очень удобный транспорт, дающий полезную для здоровья нагрузку, что очень важно во время пандемии коронавируса, когда опасно находиться в большом скоплении людей, а работу спортзалов то и дело
ограничивают.

При подготовке данного материала мы связались с отделом технической поддержки Almaty Bike и задали следующие вопросы: снизился ли прокат велосипедов в городе и много ли жалоб от горожан, пользующихся их услугами.

– Чтобы снизились цифры проката велосипедов – этого я сказать не могу, горожане по-прежнему активно пользуются нашими услугами. Насчет жалоб – их количество не увеличилось, и все возникающие проблемы мы стараемся решить так, чтобы не задеть интересы клиента. К сожалению, бывают случаи, когда пользователи очень небрежно относятся к прокатным велосипедам, бросают их где попало, не на стоянках.
Но в целом каких-то серьезных проблем в работе не возникает, – рассказала менеджер технической поддержки Almaty Bike Акшолпан Керимбекова.

Как считает психолог и психотерапевт, автор методик личностного развития Анель Садыкова, проблема
недопонимания велосипедистов и автолюбителей кроется в нежелании признать преимущества того или иного транспорта, а также в непонимании особенностей управления автомобилем или велосипедом.

– Загруженность города личным и общественным транспортом очень велика, особенно когда снято большинство ограничений по карантину. Каждый день мы видим в новостных сводках информацию о количестве ДТП, поэтому во время дорожного движения все его участники находятся в сильном стрессовом
состоянии, не успевая переключаться от периодов долгого ожидания в пробках к высоким скоростям. Естественно, это не улучшает эмоционального состояния водителей, которые зачастую сбрасывают нервное напряжение, виня во всех проблемах велосипедистов. К тому же не везде есть велодорожки, поэтому
велосипедисты часто передвигаются по проезжей части и тротуарам, что не нравится водителям и пешеходам. Однако следует напомнить, что детям до 14 лет на проезжую часть выезжать нельзя. Что касается культуры вождения, то, возможно, здесь необходима более активная разъяснительная работа
со стороны полиции и госорганов, – говорит эксперт.

Важно отметить, что несмотря на перечисленные проблемы госорганы ищут методы их решения, предпринимая меры по развитию велодвижения. Так, вице-министр экологии Ерлан Нысанбаев сообщил при проведении презентации концепции развития национального парка Чарын, что на его территории
планируется развивать экотуризм с привлечением частных инвестиций. Будут организованы пешие и велосипедные маршруты, а также маршруты для автомобилей на газе, чтобы каньон могли посещать пожилые люди. Что же касается безопасности велосипедистов как участников дорожного движения, то
их интересы охраняются законом. Так, недавно моральный и материальный ущерб взыскал в суде велосипедист, которого сбил водитель авто в Алматы. Как сообщает пресс-служба Алматинского
городского суда, согласно материалам дела, водитель, поворачивая направо, допустила столкновение с велосипедистом. Пострадавший потребовал возместить расходы на приобретение лекарств, осмотр невропатолога, компьютерную томографию на общую сумму 64 350 тенге.

«Решением суда иск удовлетворен частично: постановлено взыскать сумму материального ущерба в размере 37 325 тенге, сумму компенсации морального вреда в размере 110 000 тенге, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 230 тенге», – говорится в постановлении суда. Таким образом, можно говорить о том, что в городском велодвижении и его развитии гораздо больше плюсов, а следовательно, автомобилистам и велосипедистам необходимо перейти от противостояния к признанию и сотрудничеству.

Дина АМИРОВА 

Комментарий