Бас тақырып | Тема дняЖаңалықтар | Новости

ПОД НАТИСКОМ ПАНДЕМИИ: ОПУСТЕВШИЕ ХРАМЫ И МЕЧЕТИ

Пандемия и последовавший вслед за ней карантин больно ударили по религиозным учреждениям. Мечети и православные храмы заметно опустели, Пожертвования снизились наполовину, а самое главное, верующим стало труднее психологически. Люди скучают по самой атмосфере религиозных обрядов. Но есть и обратная сторона медали – представители религиозных культов стали активно использовать информационные технологии.

Во все времена в минуты тяжелых испытаний люди шли за утешением  в храмы, к духовным наставникам. Но в период пандемии под угрозой оказались все – и верующие, и атеисты, и сами священнослужители. По их
признанию, после введения ограничительных мер в настоящее время мечети функционируют на 50 процентов, а православные храмы непривычно выглядят опустевшими. Как известно каждому еще со школьной скамьи, религия у нас отделена от государства, и рассчитывать духовные институты могут только на пожертвования прихожан и помощь благотворителей, что является основной статьей доходов для религиозных учреждений. Но в связи с пандемией поток прихожан сократился, а значит, сократились и пожертвования: как от частных лиц, потому что люди беднеют и с тревогой смотрят в будущее, так и со стороны малого и среднего бизнеса, представители которого первыми приняли на себя удар экономических ограничений.

Безопасность прежде всего В Центральной мечети г. Алматы время полуденного намаза. У входа в мечеть
сидит дежурный, он напоминает прибывающим для совершения намаза мужчинам правила соблюдения санитарных норм, в руках у него дезинфицирующее средство, которое он наносит каждому входящему. Зазвучал азан, возвещающий о начале совершения молитвы. Заглянув внутрь, можно заметить, что в
просторном зале людей не так уж много, дистанция между совершающими намаз соблюдается вполне.
– Молельная комната для женщин с другой стороны, – объясняет мне у входа дежурный. Иду в указанном им направлении, но дверь в молельную комнату наглухо заперта.

– Я тоже искала комнату для женщин, но она закрыта, – говорит мне молодая девушка, которая пришла в мечеть. Как оказалось, на время введения ограничительных мер комнату для совершения намаза женщинами закрыли.

– Женщинам в такое сложное время, когда есть риск подхватить коронавирусную инфекцию, лучше оставаться дома для совершения намаза, – объясняет корреспонденту «ЮГ» наставник Центральной мечети г. Алматы Талгат Сапанов. – Это временная мера. Конечно, приходить в мечеть теперь никому не запрещено, но верующим важно помнить о мерах безопасности и не подвергать риску здоровье и благополучие близких.
С наставником мы проходим в зал для проведения религиозного обряда бракосочетания никях. Зал рассчитан на 40 человек, но сейчас он больше пустует. В настоящее время разрешено проводить никях в присутствии не более десяти человек. Имамы разъясняют брачующимся и их родственникам, что это необходимо в целях их же безопасности.

Также в целях безопасности и предотвращения угрозы распространения коронавирусной инфекции приостановлено проведение пятничных коллективных намазов. Мера вынужденная, но необходимая и эффективная. Возможно, благодаря этим мерам среди духовенства не было летальных исходов из-за
коронавируса. К тому же в пятницу стало меньше пробок, стихийных парковок, на которые жаловались горожане и гости города. Священнослужители рекомендуют верующим вместо одного пятничного коллективного совершать многократные намазы дома или в другом месте. Понемногу по мере ослабления ограничительных мер религиозные учреждения, как и светские организации, возвращаются к обычному ритму жизни. Время карантина и самоизоляции верующих, без сомнения, отразилось на деятельности богоугодных учреждений.

– Да, как и многим, сейчас нам приходится нелегко, – делится Талгат Сапанов. – Можно сказать, что мы функционируем сейчас только на 50 процентов. Тем не менее даже в таких условиях мы старались помогать людям. Во время Курбан айта было пожертвовано 1150 голов скота, жертвенное мясо мы развозили
нуждающимся адресно, по домам, чтобы не создавать столпотворения. Недавно подарили 20 планшетов школьникам из малоимущих семей, оказали продуктовую помощь более 10 тыс. человек из средств благотворительного фонда «Ыкылас». В ногу со временем Пожертвования – садака – теперь принимаются и на банковские карточки переводами, и для этого не обязательно приходить в мечеть. Информационные
технологии, достижения технического прогресса активно внедряются теперь и  в духовно-религиозную сферу. Духовные пастыри взяли на вооружение терминалы для пожертвований, онлайн-трансляции богослужений и многое другое.

– Конечно, прихожане соскучились по богослужениям, по самой атмосфере храмов. Люди со слезами на глазах говорили о том, что не смогли прийти на Пасху в церковь, освятить пасхальные куличи, – рассказывает пресс-секретарь Алматинской епархии протоиерей Евгений. – Тем не менее мы вели онлайн-трансляцию пасхальной службы, это было впервые за историю православной церкви Казахстана, и люди с пониманием отнеслись к этому. Конечно, как и среди остальных граждан, среди верующих было немало тех, кто, как Фома неверующий, поначалу со скепсисом воспринимал угрозу пандемии. Но неумолимые цифры статистики смертности заставили многих освободиться из плена иллюзий. При каждом православном храме сразу же с
введением ЧС были созданы специальные штабы, отвечающие за ситуацию.

– Мы настоятельно рекомендовали тогда и сейчас всем, у кого проявляются признаки простуды или гриппа,
кто в силу возраста или состояния здоровья особенно уязвим к инфекции или кому приходится преодолевать
большие расстояния на общественном транспорте, оставаться дома до полного выздоровления. Плохо себя чувствуете – молитесь дома, – призывает верующих протоиерей. Выживаем как можем Угроза пандемии все еще маячит за воротами храма, это понимает духовенство страны. С учетом этого изменены богослужения и ритуалы для всех конфессий: заочное отпевание, онлайн-погребение, передача поминальных записок – все это направлено на минимизацию рисков заражения инфекцией. К примеру, совершается индивидуальное крещение с обязательной дезинфекцией купели и сменойосвященной воды, проводится ч астая обработка рук, поверхностей. По словам протоиерея Евгения, в алматинских храмах принимаются все меры по максимальному снижению риска подвергнуть здоровье прихожан, да и самих священнослужителей опасности. Ведь пандемия унесла жизни уже нескольких священнослужителей православной церкви
в соседней с Казахстаном России, у всех у них остались семьи, дети. Но у нас, как заверил пресс-секретарь Алматинской епархии, трагических случаев среди духовенства удалось избежать. Несмотря на трудные времена православная церковь продолжала свои социальные и благотворительные акции. Была организована горячая линия для тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию, на звонки отвечал дежурный
психолог, работали социальные отделы, организованы горячие обеды для врачей и тех, кто стоял на блокпостах. Из-за сокращения пожертвований в затруднительном положении оказались и семьи
священнослужителей, многие из которых многодетные. Им тоже была оказана помощь.

Но помимо материальных затруднений есть и духовные, психологические и моральные издержки для всех.
– Конечно, это невыносимое ощущение, когда ты поворачиваешься во время службы и видишь перед собой
пустующий храм, – делится своими переживаниями протоиерей Евгений.

– За это время для всех нас произошла переоценка ценностей, мы извлекли важные духовные уроки. Мы научились больше ценить друг друга, ценить каждый прожитый миг, проявлять заботу о ближнем.
Надеемся, что эти уроки духовности, милосердия и сострадания стали важными и полезными для всех казахстанцев, а в мечети и храмы вновь можно будет прийти за утешением и молитвой.

Диляра ТАСТЕМИР

 

Комментарий