Жаңалықтар | Новости

СОЛНЦЕ КАЗАХСТАНСКОЙ ПОЭЗИИ

В рамках празднования 175-летия Абая Кунанбаева  в  Кызылорде проводятся масштабные мероприятия, посвященные наследию великого поэта.

Немало славных имен в истории казахского народа, но в первую очередь на ум приходит имя
«солнца нашей поэзии» – поэта, философа, писателя и переводчика Абая Кунанбаева. Сын знатного управителя из рода Тобыкты, выходец из аристократического рода остался в памяти соотечественников как предвосхитивший свое время мыслитель, неустанно призывавший к просвещению, отказу от мелких распрей во имя общего блага, а его творчество до сих пор поражает и восхищает ученых-исследователей.
Так в чем секрет становления гения великого Абая? Я думаю, тут сыграли роль как минимум
три фактора. Во-первых, это любовь и забота близких – матери Улжан, бабушки Зере и других женщин
рода, не жалевших тепла и ласки и передавших свою мудрость и жизненный опыт любознательному мальчику. Давно уже стал хрестоматийным тот факт, что Ибрагим
Кунанбаев получил от бабушки прозвище Абай за свою пытливость, умение размышлять и сопоставлять факты. Думаю, именно  любящие сердца бабушки и матери помогли заметить в маленьком Абае зачатки будущего великого ума и смогли бережно взрастить их, сделав юношу мудрецом, оставившим след в истории.

Второй фактор, старательно умалчиваемый в недавнем советском прошлом, – опыт отца, Оскенбаева. Даже в то время, когда полагалось порицать тирана-феодала, автор эпопеи «Путь Абая» Мухтар Ауэзов, пусть и
намеками, сумел передать вклад отца, прививающего юному Абаю навыки организаторства и управления людьми. И даже в спорах с отцом будущий классик остается почтителен, следуя завету предков быть вежливым и уважительным со старшими. Я горжусь тем, что и в наши дни преемственность поколений, забота старших о младших и уважение младших остаются свято чтимыми традициями на нашей земле.
В-третьих, конечно же, сыграла свою роль многосторонне одаренная личность самого Абая.
Ведь в каждой строчке его произведений – горячая любовь к соотечественникам и забота об
их судьбах. Обличая лень и пассивность многих земляков, философ стремится не возвеличить
себя на их фоне, а горько сетует о губительных пороках общества, призывая его стать на лучший
путь. А как нежен и красноречив поэт, воспевающий красоту дочерей Великой степи! Недаром
лирика Абая живет в народных песнях и в наши дни! При этом говоря об очаровании девушки,
классик не забывает отметить ее ум, воспитание и поэтическое мастерство. Светлой грустью отзывается в сердце глава из романа «Путь Абая» о встречах и разлуке юноши с прекрасной Тогжан. И невольно передаются читателю радость и благодарность судьбе, подарившей Абаю знакомство с «двойником» Тогжан – милой Айгерим.

Можно бесконечно много говорить о писательском наследии Абая Кунанбаева – его стихах и
поэмах, об опередивших свое время «Словах назидания», баснях и переводах мировой классики. Но об этом достаточно сказали и еще скажут другие. Я хочу написать об особенно запавшем в
душу наследии – поэме «Масгуд». Напомню вкратце сюжет этой поэмы. Юноша по имени Масгуд
рано утром, гуляя по городу, слышит зов о помощи и защищает от грабителя какого-то старца.
В благодарность аксакал просит юношу прийти в другой день на встречу и переносит его в райский
сад, предлагая на выбор один из трех плодов, олицетворяющих непревзойденную мудрость, несметные богатства и любовь всех женщин. К удивлению старца, Масгуд выбирает третье. А теперь послушайте, как
объясняет юноша свой выбор, именно его рассуждения восхитили меня во время чтения поэмы.
«Если я выберу мудрость, – говорит Масгуд, – с кем я стану общаться и дружить? Будучи умнее любого из жителей нашей страны, я ни с кем не смогу говорить на равных и буду обречен жить в одиночестве, не понятый никем. (Если угодно, в этом умозаключении мне видится оттенок горького сожаления самого Абая, зачастую не находящего понимания у самых верных из своих соратников. – Прим. автора.) Если
выберу богатство, – продолжает юноша, – разве не преходящи все земные блага? Первый же джут
или другое стихийное бедствие – и я останусь ни с чем, проклиная судьбу. Мой выбор – женская
любовь. Даже у могущественного владыки есть супруга или дочь, служанки и наперсницы, владеющие его умом. А значит, при желании я смогу достучаться до сердца самого могучего правителя, самого жестокого тирана». И старик соглашается с дальновидным выбором джигита. Второй эпизод в поэме – уже
в те времена, когда Масгуд стал ханским визирем, вторым по влиятельности человеком в стране.
Вещий сон предсказывает их стране ядовитый дождь, после которого люди, глотнув воды,
сойдут с ума на непродолжительный период. Предупрежденные хан и его визирь заранее запасли
воду и смогли избежать общей участи. Но видя безумие толпы и тщетно призывая людей одуматься, наши герои решили разделить их долю и тоже выпили зараженную воду. Думаю, и здесь иносказательно поэт говорит о том, что даже несчастье и страдания, разделенные с другими, лучше
единоличного благополучия. Вот такие рассуждения, на мой взгляд, и заставляют по
сей день восхищаться незаурядным умом и талантом рассказчика Абая, сопереживая его
размышлениям. И именно такие наблюдения, сохранившиеся для потомков в виде афоризмов, рассказов и стихов, составляют неотъемлемую часть его бесценного наследия. Я искренне призываю всех читать и перечитыватьпроизведения Абая Кунанбаева.  Пусть каждый найдет в его строках то, что отзовется в его душе и сознании. И тем более отрадно, что в этом году мы впервые отмечаем
День Абая, воздавая должное памяти нашего классика. В этот день в Кызылорде, как и по всему Казахстану, проводятся мероприятия, посвященные Абаю Кунанбаеву: лекции, экскурсии, литературные вечера и акция
«Подари книгу». Конечно, в связи с эпидемией коронавируса многие из мероприятий пройдут
в онлайн-режиме. Тем не менее приглашаю всех перечитать хотя бы одно из произведений поэта – и, может быть, сделать своим правилом постоянное стремление учиться и приобщать к знаниям
других. Думаю, это будет лучшим подарком нашему знаменитому предку.

Альбина ПРНИЯЗОВА,
главный инспектор
акимата Кызылординской
области

Комментарий